Технологическая карта совместной познавательно-исследовательской деятельности для детей среднего возраста на тему «Бусы для Симки»
Филиал ООО «Газпром добыча Уренгой» Управление дошкольных подразделений детский сад «Родничок»
Составитель: Горбунова В.В. Новый Уренгой 2021 г.
Тема педагогического мероприятия: Показ открытой совместной деятельности по познавательному развитию
Форма совместной деятельности: опытно-экспериментальная деятельность
Программное содержание:
Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей.
Задачи:
- Образовательные задачи:
- расширять знания детей о соли и её свойствах.
- обогащать речь детей существительными: вещество, растворимая, солёная; жидкость, бесцветная; лёд-вода.
- Развивающие задачи:
- развивать интерес к окружающему миру, открывать новое в знакомом;
- развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;
- продолжать развивать речь детей- как средство общения;
- поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
- развивать способность детей анализировать проблему и находить решение, а также находить альтернативные пути ее решения, оценивать их и соотносить с жизненными ситуациями;
- Воспитательные задачи:
- воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
- вызвать желание работать сообща, видеть вклад своего труда по завершению работы.
Скачать конспект
Интегрируемые образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
РППС: интерактивная доска, видеоролик «Фиксики», видео-песня «Помогатор», 5 контейнеров, 5 тарелочек для шерстяных нитей, 5 шерстяных нитей, графин с водой, 5 (маленьких) контейнеров с солью, 5 пластиковых ложек, бумажные салфетки, цветные льдинки в ведре, лопатка для льда, 1 контейнер с цветными льдинками и лопаткой для льда
Предварительная работа: рассматривание картинок, иллюстраций о соли, просмотр презентации о соли «Как добывают соль», беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок; изготовление цветных льдинок, просмотр мультфильма «Осёл и соль», чтение сказки про соль.
Методы: наглядный, словесный, игровой, практический метод, метод витагенного опыта (жизненный опыт детей)
Приёмы: показ видеоролика «Фиксики», вопросы, умозаключения, пояснение; мотивационный приём;
активизация словаря, воображаемая ситуация, проблемные ситуации, пальчиковая гимнастика, сюрпризный момент-видео-песня «Помогатор»; использование дифференцированного и индивидуального подхода к детям.
Актуальность. Новизна.
ФГОС ДО (п. 2. 6) нацеливает содержание образовательной области «Познавательное развитие» на «развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становления сознания; развития воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) …»
Экспериментирование понимается как способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. При организации образовательного процесса в ДОО, экспериментирование служит тем методом обучения, который помогает ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Ребёнок усваивает прочно и надолго всё то, что слышит, видит и делает сам.
Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать, с успехом проявляется в поисковой деятельности.
Этапы совместной
деятельности
|
Время
|
Деятельность взрослого
|
Деятельность детей
|
Содержание и управление презентацией
|
I – этап
Мотивационный
|
3-5 мин
|
Воспитатель обращает внимание детей на интерактивную доску
(удивлённо)
-Ребята, кто включил мультфильм на интерактивной доске?
Мы вместе с вами играли.
-А вы знаете, название мультфильма?
-И знаете героев мультфильма?
- Где вы видели этот мультфильм?
(обобщающе и удивлённо)
-Вы смотрели «Фиксиков» дома по телевизору, планшету, телефону, в кинотеатре, но кто включил нам мультфильм в группе, загадка
-Ребята, а вы думаете?
|
Дети с интересом проявляют внимание.
(садятся на стульчики напротив интерактивной доски)
Вступают в диалог
Ответы детей
Ответы детей: «Фиксики»
Нолик, Симка и
Дома:
- по телевизору, -планшету;
-у папы в телефоне
- кинотеатре
Размышляют
Высказывания детей: может поиграть кто-то с нами захотел с Фиксиков.
-Таня принесла сегодня волшебную палочку и включила мультфильм
-как в сказке включилась доска и появился мультфильм
|
Видеоролик «Фиксики»
(0:00:00 - 0:00:29)
|
II – этап
Ознакомительно-аналитический
|
10 -12 мин
|
Момент проблемного включения детей
-Давайте дальше посмотрим мультфильм и разберёмся, в чем же дело? Согласны с моим мнением?
-Ребята, так что же случилось?
(обобщающе)
-Нолику нужна ваша помощь. Поможем Нолику? Сделаем подарок для Симки?
-Ребята, аСимка-это девочка или мальчик?
- Какие подарки девочкам нравятся?
(Обобщающе)
-Все подарки, какие вы перечислили, продаются в магазине. Но Нолик сказал, что магазины закрыты, да и денег у родителей нет.
-Как вы думаете, девочкам нравятся украшения, и какие?
- А Симке можно подарить бусы?
(задумываясь)
-Только из чего нам изготовить бусы?
-Если на бусы нечаянно попадет вода?
-Шнурки и крышки от пепси-колы где купить? Магазины закрыты, Денег нет
- Ребята, я помню, что Фиксики очень часто любят проводить опыты в своей лаборатории.
-А давайте и мы с вами отправимся в нашу лабораторию. (музыка)
-Вот мы и в лаборатории.
- Как вы уже знаете, в лаборатории есть свои правила безопасности
- Давайте посмотрим, что у нас есть в лаборатории?
-Интересно, из воды, льдинок и нитки можно сделать бусы?
-Давайте наденем специальную одежду и приступим к работе!
Описание опыта:
в контейнеры наливает воду, опускает с помощью лопатки цветные льдинки. Ребята, теперь на льдинки положите мокрую нитку, которая лежит у вас в тарелочке.
(Ждём 30 сек-1 мин)
-И пока ниточка примерзает к льдинкам, выполним пальчиковую гимнастику
Пальчиковая гимнастика «Льдинки»
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Будем льдинки называть.
Льдинка красная,
Льдинка жёлтая,
Льдинка синяя,
Льдинка зелёная.
Льдинки на нитку соберём,
Симке бусы отнесём.
- Ребята, возьмите ниточку за два её конца и аккуратно поднимите
-Ребята, у вас нитка примёрзла к льдинкам.
-Что нам делать? Может мы с вами забыли добавить какое-то вещество?
-Все согласны с мнением Тамерлана, что нам нужна соль?
-Давайте снова проведём опыт.
в контейнер с водой, добавим замороженных цветных льдинок. На льдинки раскладываем мокрую нитку и посыпаем немного солью. (Выполняем пальчиковую гимнастику «Льдинки»)
- Берём за оба кончика нитку, поднимаем её.
-Что у нас получилось?
(подводит детей к выводу)
Ребята, какой мы можем сделать вывод? Благодаря какому веществу у нас получились бусы?
(обращается к герою мультфильма, обобщает)
-Нолик, мы сделали подарок для Симки из льдинок, воды, нитки и соли. Теперь ты можешь научить своих друзей, как с помощью воды, льдинок, соли и нитки сделать подарок.
-Предлагает детям сделать зарисовку опыта;
-предлагает свою помощь
|
Да!
дети с удовольствием и с большим интересом смотрят видеоролик
Ответы детей:
-Нолику нужна помощь; нолику нужно сделать подарок
Да!
Дети с большой радостью готовы прийти на помощь Нолику
Ответы детей:
девочка
Цветы, куклы, игрушки, больничка..
(утверждают) Да!
-моей маме нравятся бусы и колечки,
-серёжки
-да;
(утвердительно отвечают)
(размышляют)
из бумаги
вырезать кружочки и склеить клеем; взять шнурок и крышки от пепси-колы
-бусы намокнут
-они ведь бумажные и порвутся
В магазине
-с вниманием слушают
-с интересом проявляют желание узнать большее.
-с большим желанием отправляются в лабораторию.
Проговаривают правила безопасности работы в лаборатории.
-Разноцветные льдинки
Нитки
вода
(размышляют) Да
дети с большим желанием хотят сделать бусы
надевают фартуки, колпачки, нарукавники.
С интересом и большим удовольствием выполняют опыт
Выполняют пальчиковую гимнастику «Льдинки»
Дети поднимают нитку, льдинки не примёрзли ((
ответы детей: нет
Соль
Все соглашаются с мнением
с интересом и удовольствием повторяют опыт
выполняют пальчиковую гимнастику
радуются результату
бусы ледяные на нитке
разноцветные бусы
делают вывод:
нитка примёрзла к льдинке из-за соли
с интересом рассказывают, с помощью чего сделали бусы
с удовольствием зарисовывают опыт
|
Видеоролик «Фиксики»
(0:00:29 - 0:01:03)
Нолик: Симка, Симка, привет!
Симка: Привет, Нолик! Приглашаю тебя на свой День Рождения!
Нолик: Урра! Я иду к тебе на день рождение!
Симка: Жду с радостью и нетерпением!
Нолик: (грустный) но что тебе подарить? Я не знаю
Симка: Ну придумай, ты можешь!
Нолик: может это?
Симка: тсс
Нолик: а это?
Симка:тфф
Нолик: (плачевно) Я не знаааю ((
Нет, нет! Одному мне очень тяжело придумать. Магазины все закрыты. А у папы с мамой нет денег. О! Ребята, может вы мне поможете приготовить подарок для Симки?
(заставка с Ноликом остаётся на доске)
Видеоролик «Фиксики»
( 0:01:03 – 0:01:10)
Нолик: Урра! Как я рад, что вы мне помогли приготовить подарок для Симки!
(заставка Нолика остаётся на доске)
|
III-этап
Рефлексивно-корригирующий
|
2мин
|
Сюрпризный момент
Танец Фиксиков «Помогатор»
|
дети танцуют, веселятся
|
Видеофайл.
Танец Фиксиков «Помогатор»
|
Ожидаемый результат:
Дети знают:
расширили знания о соли и ее свойствах
Дети умеют:
Размышлять, высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
способны анализировать проблему и находить решение, а также находить альтернативные пути ее решения, оценивать их и соотносить с жизненными ситуациями.
|