Квест-игра: «Путешествие в страну финансов» |
Познание | |||
Автор: Климова Светлана Валентиновна Ильина Анастасия Олеговна | |||
20.04.2021 20:13 | |||
Квест-игра: «Путешествие в страну финансов» Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Финансовая грамотность-это качество, которое проявляется у людей с раннего возраста и выражает умение зарабатывать деньги и правильно, грамотно ими распоряжаться. Квест- приключенческая игра, участники которой перемещаются по пунктам, находят и выполняют задания в рамках общего сценария. То есть квест – это игровой маршрут, каждый из пунктов которого таит в себе загадку или препятствие, которые маленьким игрокам необходимо решить или преодолеть. Цель: формирование финансовой культуры и первичных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Очень важно понимать, что в дошкольном возрасте у детей формируется не финансовая грамотность, а финансовая культура, так как закладываются индивидуальные особенности восприятия мира финансов, поэтому главный принцип реализации этой темы является актуальность возрасту, необходимость учитывать возрастные особенности психического развития дошкольников. В этот период дети не готовы к пониманию финансово-экономических терминов. Поэтому необходимо сделать акцент на моральных сторонах, обязательных для финансового воспитания, а именно: уважение к своему и чужому труду, честность, справедливость, бережливость, ответственность, взаимопомощь и поддержка. Инвентарь: монеты разного наминала, банкноты, карта станций, свеча, вода, тарелки, стакан, спички, дидактический материал. Задачи:
Ход игры: Дети с логопедом находятся в группе. Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в страну финансов! Только с чего бы нам начать? Дети: Нам подскажет карта!! Учитель-логопед: Какие вы догадливые! Давайте обратимся к нашей карте и найдём нашу первую станцию! Дети садятся в паровозик и едут до 1 станции Чистоговорка: АТЬ – АТЬ – АТЬ — начинаем мы играть 1 станция: «Финансово-информационная» Все рассаживаются за столы. Учитель-логопед рассказывает и поясняет несколько вопросов. 1) Деньги нужно зарабатывать. Деньги не появляются из ниоткуда — их нужно зарабатывать, то есть тратить свое время и силы (физические и умственные). Работать не только необходимо, но и увлекательно — можно попробовать разные занятия, чтобы понять, что нравится больше всего. 2) Как люди зарабатывают деньги. Существует множество профессий. Нельзя выделить более необходимые и менее нужные профессии. Они все нужны. Ни одна профессия не может существовать отдельно от другой. Многие связаны между собой и помогают друг другу. Например, врач и медсестра, воспитатель и помощник воспитателя. 3) Цена товара зависит от качества Прежде всего на цену товара влияют затраты, которые понес производитель. То же молоко можно упаковать в простой пакет, а можно в тетрапак, его можно пастеризовать. На цену влияет и качество товара, например, молоко может быть разной жирности. На цену влияет стоимость доставки. Часто товар, который приходится везти с другого региона стоит меньше товара, произведенного на месте. На цену продукта влияет реклама, ведь она стоит денег, а эти деньги входят в стоимость товара. И конечно на стоимость продукта влияет марка товара, или бренд. Товары раскрученных, модных производителей стоят дороже. 4) Деньги любят, когда их считают. Необходимо вести подсчеты своих расходов, это позволяет увидеть, куда уходят деньги. Если человек не задумывается, куда тратит свои деньги, то он их может потратить бездумно и получится так, что ему будет не хватать финансов. 5) Финансы нужно планировать. Чтобы не остаться без еды и света необходимо планировать свой бюджет. Если мы потратим все деньги на бесполезные траты, то может случится так, что в один момент нам не на что будет купить необходимую для нас продукцию или оплатить коммунальные услуги (свет, газ, отопление). 6) Откуда взялись деньги? Было время, когда денег совсем не существовало. Человек тогда еще жил в пещерах, вооружен был дубиной и все свое время тратил на добывание пищи. Деньги этому человеку совершенно не были нужны. Изначально, чтобы что-то добыть, люди племенами нападали друг на друга. Но бывало и так, что сила не помогала. Тогда приходилось поступать по-другому. Племена заключали союз и начинали меняться. Из одного племени давали соль, а из другого топоры, стрелы, горшки. Больше всего любили первобытные люди меняться на украшения — раковины, кусочки янтаря и мех. Самыми распространенными вначале были медь и железо. Они всегда требовались в хозяйстве, из них выходили хорошие украшения — кольца, бляхи и прочее, и потому металлы выменивали с удовольствием. Кроме того, их можно было делить на части, они удобнее для переноски и, наконец, металлы лучше сохраняются, чем шкуры или зерна и не нуждаются в пище и уходе, как скот. Вот поэтому металлы и становятся деньгами. Дети едут на следующую станцию. Станция 2: «Загадочная» Загадка 1. Маленькая, кругленькая, Из кармана в карман скачет, Весь мир обскачет, Ни с чему сама не годна, А всем нужна. (Монета) Загадка 2. В кармане держу я для денежки домик, Но денежка эта свой домик не помнит - Сегодня лежит она в доме своём, А завтра её в магазин отдаём. И домик пустеет, и домик грустит: “Когда же другая меня навестит? ” Загадка 3. Из какого аппарата выдаётся нам зарплата? (Банкомат) Загадка 4. Коль трудились мы весь год, будет кругленьким... (Доход) Загадка 5. Чтоб хранить свои доходы На карманные расходы, Хрюшка требуется с меня, Та что с дыркой на спине. (Копилка) Загадка 6. Люди ходят на базар: там дешевле весь... (Товар) Загадка 7. На товаре быть должна обязательно... (Цена) Станция 3: «Бюджет» Каждой команде необходимо распланировать свой бюджет и расставить картинки по мере необходимости трат семейного бюджета. -Квартплата -Питание -Одежда -Развлечения -Игрушки Правильным считается вариант, где дети в первую очередь оплатили жизненно важные потребности. Жильё, одежда, еда. Станция 4: «Экономия» Учитель-логопед: Дети, как вы думаете, экономить — это хорошо? Дети: Да. Учитель-логопед: Как вы можете помочь родителям экономить деньги? Дети: Не использовать возу зря; уходя, выключать свет, без необходимости не включать электроприборы, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, бережно относиться к своим вещам, ухаживать за ними, помогать выращивать овощи, чтобы их не покупать, не выпрашивать у родителей бесполезные вещи и игрушки Учитель-логопед: Правильно, дети, ведь на сэкономленные деньги родители могут вам покупать что-то полезное, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники. Я вам предлагаю вспомнить поговорки об экономии и бережливости. Тот без нужды живет, кто деньги бережет. Запасливый лучше богатого. Бережливость не скупость. Подрасту — свое наживу. Запас человека не портит. Без счета и денег нет. Копейка рубль бережет, а рубль голову стережет. Не деньги богатство: бережливость да разум. Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит! Добрый хозяин – господин деньгам, а худой – слуга. Собранное по ложке, не выплёскивай тазом. В хозяйстве пригодится и верёвочка. Учитель-логопед: Молодцы! Мы будим помнить эти пословицы и поговорки русского народа и другим расскажем. Правда, ребята? Ведь русский народ подмечал и собирал мудрость веками и передавал из поколения в поколение. Так они и до наших дней дошли. Из них мы узнаем, что наши предки умели быть бережливыми и экономными. Этому и нам у них нужно поучиться. Ну, а мы продолжаем Игра: Доход-расход. Бабушка получила пенсию -доход Сестренке купили лекарства-расход Выиграл приз-доход Потерял деньги-расход Мама продала яблоки-доход Заплатили за квартиру-расход Купили игрушку-расход Купили обед в Макдональдс -расход Сходили в театр-расход Станция 5: «Экспериментальная» Собери 10 рублей разными монетами. Детям предоставляются монеты разного наминала (1 рубль, 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей) из которых нужно сложить сумму 10р. Эксперимент: что лучше? Монета или банкнота? Детям раздали глубокую тарелку, наполненную водой, и по 1 монете, и банкноте. Учитель-логопед: Ребята, давайте поместим монету и банкноту в воду и посмотрим, что происходит. Монета осталась целой, а банкнота намокла и к тому же легко рвётся. Сравним по весу. Давайте попробуем сдуть монету и банкноту со стола. Монета не двигается с места, так как она тяжелее бумаги, и если сложить в кошелек много монет, то он будет очень тяжелым и не практичным в передвижении. Поэтому делаем вывод, что и у той и у другой свои плюсы и минусы. Монеты не предрасположены к повреждениям, нежели банкноты, они могут намочиться, испачкаться, а монеты легко отмыть и почти невозможно сломать. Также купюры выигрывают в весе и компактности, их удобнее хранить. «Фокус» со стаканом, свечой и монетой. Следует налить немного воды в тарелку, по центру разместить горящую свечку в вертикальном положении, накрыть ее стаканом и наблюдать за происходящим. Уровень воды постепенно поднимается после того, как свечка погаснет. Все это имеет свое научное объяснение. Игра что нельзя купить за деньги? Хлопаем тогда, когда звучит слово, которе нельзя купить за деньги. Компьютер, любовь, кукла, машинка, здоровье, телефон, машина, честность, добро, дом, счастье Учитель-логопед: Вы такие молодцы! Правильно! За деньги не купишь здоровье, хорошее настроение, уважение, любовь и близких! Не обедняйте себя, стараясь все соизмерить деньгами. Далеко не все на свете продается и покупается! Источники информации:
|