Вводная часть
(организационный и мотивационный моменты)
|
На столе лежит конверт с письмом
Воспитатель читает письмо
|
Воспитатель: - Ребята, я очень рада вас видеть. Какие вы сегодня красивые и нарядные. Я ждала встречи с вами.
Здравствуй небо (руки вверх)
Здравствуй земля (приседают)
Здравствуйте мои друзья (руки вперед)
1,2,3,4,5 (загибаем пальцы рук)
Вмести мы в кругу опять (беремся за руки)
Воспитатель: Ребята, сегодня я шла в наш детский сад и в почтовом ящике нашла письмо, но только от кого оно не написано. На конверте есть загадка.
Он может быть мелкий – в ладошке лежать,
Тяжёлый, большой – одному не поднять,
В пыли на дороге ненужным лежать,
Кто нашу загадку сейчас отгадал,
Кто этот предмет по приметам узнал? (камень)
Воспитатель: Загадка про камень. Не понятно от кого письмо. Как мы можем узнать от кого письмо?
«Здравствуйте дорогие дети! За глубокими морями, за тёмными лесами стоит одинокая гора. В этой горе в бескрайних пещерах живем мы, гномы. День и ночь добываем разные камни. День и ночь стучат наши молотки. А царствует над нами злой жадный Горный король. Узнали мы, что вы очень любознательные, наблюдательные, любуетесь красотой природы, исследуете её.Чтобы избавиться от злых чар Горного короля мы должны узнать главную тайну камней: их особенности. Ведьу каждого камешка своя история, свои интересные свойства.Помогите нам. Гномы».
Воспитатель: Ребята, что мы можем сделать? Как мы можем помочь гномам?
|
Дети стоят в кругу.
Ответы детей.
Дети высказывают предположения.
Ответы детей.
Дети предлагают прочитать письмо.
Ответы и
предположения
детей.
|
Создание условий для психологического комфорта в группе:
обеспечение интереса и эмоциональности детей.
Условия для выражения детьми своих мыслей.
Условия для выражения детьми своих мыслей
Условия для проявления поисковой активности.
|
Основная часть
|
Картинки «Правила работы в экспериментальной лаборатории»
Специальная одежда (халаты)
Схема – рисунок на доску по опыту
Игра "Хорошо-плохо"
Схема – рисунок на доску по опыту
Игра "Создаем музыкальные инструменты»
На мультимедиа картинка море
Звучит шум волн. Релаксация.
Схема – рисунок на доску по опыту
Лупы
Схема – рисунок на доску по опыту
Динамическая пауза
Дыхательная гимнастика.
Схема – рисунок на доску по опыту
Стаканы с водой
Схема – рисунок на доску по опыту
|
Воспитатель: - Ребята, поможем Гномам?
Воспитатель: - Скажите, что такое лаборатория?
Воспитатель: - Для работы в лаборатории нужно знать некоторые правила поведения. Вспомним их?
Воспитатель: - Теперь поспешим в нашу исследовательскую лабораторию.
Воспитатель: - Для работы в лаборатории необходимо надеть специальную одежду. Зачем она нужна?
Опыт № 1. Определение цвета и формы.
Воспитатель:- Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотрите глазами все камни. Какого цвета у вас камни? А какой формы камни? Значит, какой можно сделать вывод?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, меняет ли камень форму? Какими способами можно это доказать? Давайте проверим.Возьмите в одну руку камешек, в другую пластилин. Сожмите обе ладошки. Что произошло с пластилином, он изменил свою форму? А камень? Почему?
Воспитатель: - Как вы думаете, камень тверже дерева? Попробуйте поцарапать камни и кусочек дерева небольшим гвоздем. Где остался след?
Воспитатель: - Какой можно сделатьвывод из этого опыта?
Воспитатель: - Я знаю очень интересную игру. Сейчас предлагаю поиграть в нее. Игра называется «Хорошо-плохо».
Воспитатель: - Ребята, камень это хорошо. Почему?
Воспитатель: Камень-это плохо. Почему?
Опыт № 2. Определение размера.
Воспитатель:Рассмотрите камни, лежащие перед вами, и скажите: "Все камни одинакового размера?” Найдите и покажите мне самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?
Воспитатель: - Камни бывают разных размеров.
Воспитатель:- Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки? Постучите ими друг о друга. Что вы слышите? Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос. Хотите поиграть с камешками. Насыпьте в пластмассовую коробочку немного мелких камушков, закройте и погремите. На что это похоже? Воспитатель:- У нас получился настоящий оркестр из маракасов.
Опыт № 3. Определение характера поверхности.
Воспитатель:- Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.
Самомассаж:Каждый пальчик мы потрём, свои ручки разомнём.
Воспитатель:- Погладьте ваши камешки. Все ли камни одинаковы на ощупь? Попробуйте выбрать самый неровный, шершавый камень. А теперь самый гладкий камешек? Подумайте, где можно чаще всего встретить такой камень? Почему у него нет острых углов?
Погладьте ваши остальные камешки и скажите, какие они на ощупь? Имеет ли камень запах?
Воспитатель: - Камень может быть гладким и шероховатым, ничем не пахнут.
Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.
Воспитатель обращает внимание детей на лупы.
Воспитатель: - Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.
Воспитатель: - Что интересного вы увидели ребята?
Опыт № 5. Определение веса.
Воспитатель: - Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают. Возьмите в правую руку самый тяжелый камень, а в левую руку самый легкий.
Воспитатель: - Камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые. Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, про какого человека говорят «У него каменное сердце»?
Воспитатель:- Ребята, а для следующего опыта нам понадобится много камней, давайте их соберем.
По дорожке мы пошли, много камешков нашли. Присели, собрали, дальше пошли. Вот направо мы пошли, серых камешков нашли, Присели, собрали, дальше пошли. Вот мы влево пошли, пестрых камешков нашли, А под горку пошли — белых камешков нашли, С собой все их принесли.
Опыт № 6: Определение температуры.
Воспитатель: - Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол, какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру. Сейчас у нас будет интереснейший опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Нашли? А как согреть холодный камень?
Воспитатель: - Возьмите холодный камень и согрейте любым способом. Стал камушек теплее? Я предлагаю всем вместе согреть холодный камушек своим теплым дыханием.
Воспитатель: - Камни могут быть теплые и холодные.
Опыт № 7. Плавучесть.
Воспитатель обращает внимание детей на стаканы с водой.
Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет, если мы положим все камни в воду? Давайте опустим камни в воду и понаблюдаем, что произойдет.
Воспитатель: - Камни в воде не растворяются, не впитывают воду, они тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. Воду выталкивают.
Воспитатель: - Теперь достанем камень из воды. Каким он стал? Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? Какие камни вам нравятся больше, мокрые или сухие?
|
Ответы и
предположения детей.
Дети называют правила работы в лаборатории.
Ответы и предположения детей
Дети надевают специальную одежду,проходят за столы
Ответы и
предположения
детей.
Ответы и
предположения
детей
Ответы детей.
Дети называют положительные и отрицательные характеристики камней.
Ответы и
предположения
детей.
Дети рассматривают камни, трогают их.
Ответы и
предположения
детей.
Ответы и
предположения
детей.
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Дети предлагают способы действий
Каждый ребенок опускает свой камешек в один стакан. Уровень воды в стакане повышается. Дети высказывают свои мнения.
|
Условия для побуждения детей к речевой активности.
Условия для взаимодействия со сверстниками.
Условия для развития самостоятельности.
Условия для побуждения детей к речевой активности.
Условия для побуждения детей к речевой активности.
Условия для побуждения детей к речевой активности.
Условия для оздоровления детей
Условия для развития познавательной активности.
Условия для проявления поисковой активности.
Условия для выражения детьми своих мыслей.
Условия для оздоровления детей
Условия для побуждения детей к речевой активности.
Условия для побуждения детей к речевой активности.
Условия для проявления поисковой активности.
|
Заключительная часть.
|
Доска с схемами – рисунками по опытам, шапка магистра
Камни для росписи от гномов
Звучит спокойная музыка.
Чтение стихотворения В. Шипуновой «Картинки из лужи».
Рефлексия
|
Воспитатель: -Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет стать настоящим ученым, надеть шапку магистра и сделать важный вывод о свойствах камней?
Воспитатель: - Ребята, как вы считаете, мы помогли гномам? Как мы это сделали? Как мы сможет сообщить об этом гномам?
Воспитатель: - Вот мы и помогли Гномам избавится от злых чар Горного короля, рассказав о свойствах камешек. Гномы нас благодарят и дарят в знак благодарности эти волшебные камни. На этих камнях можно рисовать. Давайте попробуем обыкновенный камень превратить в удивительный с помощью краски и кисти
Воспитатель: - Мамонт хоботом из лужи
Голубой воды набрал
И на камушках ненужных
Васильки нарисовал.
На скале – лоскутик неба,
На тропинке – мотылька.
Жаль, что мелковата лужа,
Жаль, что лужа не река.
Воспитатель: - Ребята, чем сегодня мы занимались на занятии?
Воспитатель: - Как мы смогли помочь гномам?
Воспитатель: - Зачем мы это делали?
Воспитатель: - Ребята, вы были очень внимательными и активными. Я благодарю вас за занятие. Спасибо!
|
Дети подходят к доске, делают вывод по картам – схемам.
Ответы и
предположения
детей.
Дети рисуют разными художественными материалами.
Ответы детей.
|
Условия для побуждения детей к речевой активности.
Условия для проявления поисковой активности.
Условия для выражения детьми своих чувств.
Условия для закрепления
нового материала.
|