Методическая разработка организованной образовательной деятельности по теме: «Пернатые соседи».
Воспитатель Мищук О.В.
Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст (6-й год жизни).
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи:
- Создать условия для формирования познавательных действий, развития умения выстраивать алгоритм.
- Побуждать доказывать, выдвигать гипотезы, аргументировать, фиксировать полученную информацию знаками, символами или рисунками.
- Уточнить, расширить и систематизировать представления детей о птицах.
- Способствовать развитию речи, мышления, формированию личностных качеств старших дошкольников (инициативности, любознательности, самостоятельности, готовности к совместной деятельности с взрослыми и сверстниками).
- Воспитывать экологическую культуру и познавательный интерес к миру птиц.
Предварительная работа: изготовление письма с фотографией Говоруна, размещение перьев разных видов на территории участка детского сада.
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
Содержание
|
Обратная связь на высказывания детей
|
Раздается стук в дверь. Воспитатель выходит и возвращается с красивым конвертом.
- Ребята, посмотрите, нам пришло письмо. Давайте посмотрим от кого оно (Приложение 1).
|
Если дети умеют читать:
- Кто может прочитать?
Если дети читать не умеют:
- Помощь нужна?
|
После прочтения письма:
- Вот так просьба! Что думаете по этому поводу, ребята?
|
- Мне кажется, что это интересное предложение! А еще?
-Я уверена, что у нас получиться собрать очень интересные сведения!
|
- А как называется профессия, в которой люди занимаются изучением жизни птиц (орнитологи)?
|
Если дети отвечают неверно:
- Интересный вариант!
- Кто еще как думает?
Если дети отвечают правильно:
- Точно!
- Именно так! Как здорово, что ты это знаешь!
Если дети отвечают «не знаю»:
- А кому интересно узнать? Хотите расскажу?
Рассказ воспитателя: Есть такая наука, которая занимается изучением жизни птиц – орнитология. А ученых, занимающихся этой наукой – называют орнитологами. Орнитологи изучают внешний вид, повадки птиц. Тщательно исследуют их место обитания, особенности их питания и выведения птенцов. Они даже знают о продолжительности жизни птиц. А как же они все это узнают? Для того чтобы получить все эти знания ученые много путешествуют по всему миру. Они наблюдают за птицами, фотографируют их. А еще ученые – орнитологи кольцуют птиц, надевают на лапку птицы колечко с номером. Потом птичку отпускают на волю. Кольцуют птиц для того, чтобы узнать пути их перелета, места зимовок.
|
- Так получается, что мы с вами собираемся стать учеными-орнитологами?
|
- Вот это да!
- Здорово!
|
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности
Содержание
|
Обратная связь на высказывания детей
|
- Что нам может понадобиться для наших исследований? /лаборатория, фотоаппарат, бинокль, микроскопом, ноутбук, блокноты для фиксации результатов исследований, карандаши, столы и стулья/.
Лаборатория /столы и стулья/.
- Где мы это можем взять?
- Где мы это разместим?
- Кто возьмет на себя это дело? Договоритесь, друг с другом кто, что будет делать.
Дети организуют игровое пространство: расставляют столы и необходимое оборудование, ставят стулья.
|
Если дети не проявляют инициативы: Лаборатория нам нужна?
- Друзья, у нас получается настоящая орнитологическая станция!
|
- Ребята, напомните мне, пожалуйста, правила поведения в лаборатории.
- Ребята, правильно ли я поняла, что в лаборатории нельзя шуметь, бегать, мешать друзьям, пробовать что-либо на вкус? Как здорово, что вы знаете все эти правила!
|
Если дети перечисляют правила:
- Я очень рада, что мы их друг другу напомнили.
Если дети затрудняются:
- Можно ли бегать и шуметь в лаборатории?
- Можно ли мешать друзьям?
- А можно ли пробовать что-либо на вкус?
|
- А как вы думаете, друзья, с чего начинают свое исследование настоящие ученые? (дети размышляют о возможных способах получения информации, зарисовывают символы в своих блокнотах). Возможные варианты ответа:
- Можно задать вопрос родителям, друзьям, воспитателям, старшим братьям и сестрам.
- Можно позвонить по телефону и задать интересующий вас вопрос.
- Можно узнать информацию из книг.
- Можно организовать наблюдение или провести эксперимент.
- Получить информацию из Интернета или просмотра телевизионной передачи.
|
- Здорово! Как интересно! Вот это да! Отличная мысль! Класс!
|
- Ну что, мои юные орнитологи, мне кажется, пора решить каким исследованием вы хотите заняться, и в какую лабораторию отправитесь!
- Кто определился, может взять себе бейдж и объединиться в лаборатории с друзьями (бейджи разного цвета с символами: микрофон+телефон (лаборатория №1), книга+фотоаппарат (лаборатория №2), компьютер+лупа (лаборатория №3).
|
Дети свободно распределяются по лабораториям.
В том случае если какая-то лаборатория осталась не выбранной, либо ее выбрал один ребенок:
- Ребята, мне кажется, будет несправедливо, оставить (имя ребенка) одного проводить исследование (собирать информацию). Кто может ему помочь?
|
3 этап: способствуем реализации детского замысла
Содержание
|
Обратная связь на высказывания детей
|
- Мне кажется, мы готовы к сбору и изучению информации! Желаю вам интересной творческой работы!
|
Воспитатель поочередно присоединяется к работе каждой лаборатории, поддерживает детей и при необходимости подсказывает им.
|
Лаборатория №1
Воспитатель: Ну что, юные ученые, сегодня вам предстоит найти ответы на следующие вопросы: каких птиц вы знаете? Как птицы появляются на свет? На какие группы они делятся?
- Кто готов поделиться знаниями с друзьями?
- Друзья мои, как настоящие ученые не забывайте фиксировать всю собранную информацию в блокнотах.
|
Молодец! Как здорово, что ты это знаешь!
Если дети затрудняются: воспитатель достает сотовый телефон и спрашивает у детей: Ребята, как вы думаете, это чудо техники нам может помочь? Кому бы вы хотели позвонить? У кого еще можно узнать информацию о птицах? Кто хочет пойти провести опрос?
|
Лаборатория №2
Воспитатель: Дорогие ученые, сегодня вам предстоит собрать как можно больше информации о внешнем виде птиц.
- Где можно найти такую информацию?
- Ребята, а как вы думаете для чего в вашей лаборатории фотоаппарат?
-Ребята, как настоящие ученые не забывайте фиксировать всю собранную информацию в виде зарисовок в блокнотах и фотографий.
|
Согласна! В наших верных помощниках – энциклопедиях!
Если дети затрудняются: Обратите внимание на эти книги.
Интересное предположение! Отличная мысль!
Если дети затрудняются: Орнитологи часто отправляются в экспедиции. Наблюдают за птицами, фотографируют их. Кто из вас хотел бы отправиться в экспедицию по территории детского сада и сфотографировать пернатых гостей?
|
Лаборатория №3
Воспитатель: Ребята, вашей лаборатории предстоит уточнить данные о строении тела птицы и узнать, как и чем питаются пернатые друзья.
- Как вы можете узнать об этом?
|
Здорово! Интересная идея! Согласна!
Если дети затрудняются: Предлагаю узнать эту информацию из Интернета, с помощью приложения «Окей, Google» (У всех птиц есть туловище, голова, клюв, хвост, лапки. Тело птицы покрыто перьями. Перья нужны для того, чтобы птицы не мерзли и не поранили свое тело. У птиц разный окрас перьев. Свое оперение птицы чистят, укладывают и смазывают специальной жидкостью из желез, поэтому крылья не намокают. Но все же перья изнашиваются, поэтому птицы периодически сбрасывают старые и отращивают новые. Пищу, птицы заглатывают целиком, не жуют, потому что у них нет зубов. По форме птичьего клюва можно определить, чем питается птица. У воробья клюв коротенький, им он склевывает зернышки. Пеликаны ловят рыбу в мешке под клювом. У хищных птиц (орла, ястреба) клюв большой и загнутый вниз).
|
- Юные ученые, не забудьте исследовать перья птиц! Что нам для этого нужно? Где мы можем взять перья?
|
- Интересный вариант! Я очень рада, дети, что вы умеете принимать такие умные решения!
В случае затруднения, воспитатель предлагает отправиться в экспедицию по территории детского сада и собрать коллекцию разных видов перьев.
|
- Ребята, посмотрите, все ли перья одинаковы?
- Легкие они или тяжелые?
- А за счет чего оно легкое? Докажите!
- Строение у перьев одинаковое?
-Юные ученые, вы сделали некоторые открытия. Не забудьте зафиксировать свои наблюдения в блокнотах, чтобы поделиться ими со своими коллегами.
|
Замечательно! Вы очень сообразительны! Это очень интересная идея рассмотреть перо через лупу!
Если дети затрудняются: Можем ли мы отрезать край большого махового пера и посмотреть что там внутри?
- Кто готов провести это исследование?
- Кто хочет посмотреть на строение пера через лупу? Что видите? Как соединены волоски на маховом перышке, а как на пуховом?
|
Лаборатории заканчивают работу в своем темпе и могут начать заниматься самостоятельной деятельностью или помочь «коллегам» из других лабораторий.
|
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности
Содержание
|
Обратная связь на высказывания детей
|
Воспитатель садится за круглый стол:
- Внимание, внимание, все сотрудники лабораторий приглашаются на заседание орнитологического совета.
- Предлагаю рассказать друг другу, какие находки вам удалось обнаружить и о чем можем написать Говоруну!
- Кто будет писать письмо?
Представители лабораторий поочередно рассказывают о своей работе.
|
После рассказа юных орнитологов:
- Вы замечательно поработали, друзья!
- Вы проделали отличную работу!
- Прекрасно справились с заданием!
- Говоруну это будет интересно узнать!
Если у детей возникают трудности с написанием письма:
Воспитатель: Я могу вам помочь?
|
- Какие сложности были у вас в работе?
- Как вы справились с ними?
|
- Классно! Вы очень сообразительные!
|
- Ребята, а скажите, пожалуйста, для чего мы проводили свои исследования?
|
- Действительно, мы решили ответить нашему инопланетному другу Говоруну!
|
- Как вы считаете, нам нужно продолжить наши исследования или, может быть, остановимся на этом?
|
- Я была уверена, что вы захотите продолжить исследования мира птиц, ведь вы очень любознательные!
|
- Друзья мои, а вам понравилось быть орнитологами? Почему?
|
- Класс! Отлично!
- Я так рада, что вам все понравилось и у вас все получилось!
|
|