Осипова Светлана Александровна, воспитатель второй квалификационной категории ГБДОУ № 11 Адмиралтейского района Санкт-Петербург называют культурной столицей России. И это вполне заслуженно. Именно в этом городе сосредоточено большое количество музеев, парков и памятников архитектуры. Город и по сей день поражает приезжих своим великолепием. Однако такая роскошь была достигнута высокой ценой. Место для строительства города выбиралось привлекательное, живописное, удобное, но в то же время неприступное, защищенное самой природой. Дремучие леса и непроходимые болота преграждали путь к городу непрошеным гостям. Район, где был заложен город, очень болотистый, большая влажность почвы не позволяла строить большие каменные сооружения, так как они бы просто ушли в землю вследствие ее рыхлости. Однако Петр I не отказался от своей идеи построить крупный порт с выходом в Балтийское море, и начались активные работы по осушению болот. Этот труд был очень тяжелым, множество крестьян участвовало в решении поставленной задачи.
Представленная тема является довольно актуальной, поскольку знакомство с историей и культурой своей малой родины способствует развитию чувства патриотизма. Понятие патриотизм включает в себя чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Это позволяет формировать у детей дошкольного возраста живой интерес к городу, его облику, происходящим событиям. На сегодняшний день существует большое количество книг о Санкт-Петербурге: учебная литература, где в ярких красках описываются все исторические события; краеведческая литература раскрывает перед нами все подробности жизни Петербурга, истории о его достопримечательностях, о судьбах создателей и правителей; пособия для воспитателей и родителей; энциклопедии; аудиокниги и т. д. Все это дает возможность не просто знакомить детей с историей родного города, но и формировать у них устойчивую потребность бережно относиться к историческому наследию и в дальнейшем самостоятельно проявлять интерес и уважение к своей малой родине. Осваивать необъятное культурное пространство Санкт-Петербурга возможно в любом возрасте. Но чем раньше столкнется человек с достопримечательностями этого уникального города, тем богаче и интереснее будет его общение с ним в будущем. А еще важно с малых лет чувствовать себя настоящими петербуржцами: воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Надо не только беречь и любить свой город, но и ощущать себя частицей удивительного петербургского сообщества. Так как жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры, то и нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их преемниками. Дошкольники не могут осознать исторические события и их последовательность, а многие сведения (статистические, искусствоведческие и пр.) для них либо формальны, либо и вовсе недоступны для понимания. В связи с этим, необходимо знакомить детей с городом, привлекая их внимание к тому, что они часто видят, что их окружает, с чем постоянно встречаются. Дети должны быть уверены в том, что взрослые – мамы и папы, бабушки и дедушки, братья и сестры – любят свой город и готовы вместе с ребенком приобщаться к культурным и художественным ценностям Санкт-Петербурга. Ведь только с взрослыми ребенок сможет путешествовать по нашему сказочному, загадочному, прекрасному городу. Детство – самый важный период становления личности. Именно в этот период закладывается интерес, уважение и любовь к своей стране, к своему городу. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения в обществе, складывается характер. Таким образом, дошкольный период – это время, когда ребенок как губка впитывает все, что его окружает. Именно в детстве начинают развиваться те чувства, те черты характера, которые определяют весь последующий жизненный путь человека, его место в социуме. Основной вид деятельности детей-дошкольников – это игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка, внимание, память, воображение, ловкость. Игры, направленные на развитие у детей различных навыков и умений, дают ребенку возможность уже в дошкольном возрасте наиболее полно проявить себя в самых разных видах деятельности. Играя, ребенок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. Личность ребенка многогранна и наиболее яркие ее качества, оттенки могут проявиться и развиваться лучше всего в играх. Однако формирование у каждого ребенка творческой инициативы в игровой деятельности – процесс длительный и в значительной мере все-таки зависит от уровня познавательных и художественных интересов. Немаловажной становится и роль педагога в процессе игровой деятельности. Важно, чтобы педагог мог умело войти в игру, детское общество. Это умение – великое качество педагога. Нужно, чтобы в процессе игры ребенок ощутил удовольствие и от общения с взрослым, от совместной деятельности. Воспитатель должен не только осуществлять педагогическое руководство игровой деятельностью ребенка, но и сам становиться активным участником. Поэтому игра и игровые приемы становятся важной формой обучения детей дошкольного возраста. В игровой деятельности необходимо заинтересовать ребенка, затронуть его воображение, подобрать к каждому индивидуальный подход, чтобы он захотел узнать о Санкт-Петербурге. В этих играх город рассматривается как источник и среда развития ребенка. Главная задача игры – наладить связь ребенка с родным городом. Каждая отдельно взятая игра имеет название и определенные правила. Для того чтобы выиграть, ребенку необходимо владеть определенными знаниями о достопримечательностях города, о культуре поведения. Также на помощь могут прийти и смекалка, и умение рассуждать, а может быть и помощь друга. Нельзя не затронуть такой момент, как тесное сотрудничество с родителями. Вполне вероятно, что игры заставят взрослых прогуляться вместе с детьми по знакомым местам Петербурга, заглянуть в справочники, энциклопедии. Возвратившись с прогулки, семья обсудит свои впечатления. Можно открыть альбом и зарисовать места странствий по городу, в занимательной форме закрепить полученные впечатления, выучить стихи, посвященные городу и многое другое. Не исключено, что дети могут стать авторами новых игр, которые им захочется сделать своими руками. В этом им помогут полученные знания о городе и подручные средства – открытки, ножницы, клей. Таким образом, знакомство с историей родного края в дошкольном периоде положительно влияет на общее развитие ребенка. Практическое применение игровых заданий благоприятствовало появлению позитивных тенденций в этом процессе. У детей улучшилось представление о родном городе. Они научились самостоятельно играть, владеют названиями памятников, мостов, улиц и т. д. Игровая деятельность: (возраст 5-7 лет) Пример №1. «Силуэты Петербурга» Приготовьте для игры: контурные изображения архитектурных памятников города, чистые листы бумаги, карандаши, мелкие фломастеры, копировальную бумагу. Правила игры: Участвовать может любое количество детей. Важно обеспечить им выбор, поэтому рисунки могут повторяться, но по количеству их должно быть больше, чем игроков. Дети обводят рисунки (раскрашивают). Выигрывает тот, кто использовал большее количество изображений и смог их узнать, назвать, скопировать и раскрасить. Варианты игры: 1. Дети должны придумать словесные «краски» к силуэту, отвечая на вопрос: «какой он?». 2. Играющие могут дорисовать силуэт, вводя это изображение в какой-либо сюжет. (возраст 6-7 лет) Пример №2. «Самое-самое» Приготовьте для игры: мяч. Правила игры: Дети стоят произвольно (до десяти человек). Ведущий бросает мяч игроку со словами: «Самый большой остров...», в ответ игрок называет: «Васильевский». Далее называют самый старый сад города, самую короткую улицу, самый широкий мост, самое высокое здание. Побеждает тот, кто продолжил фразу и остался последним, так как не дающий ответа выбывает из игры. В каждой игре есть победители. Необходимо иметь для них призы, которые могут быть и «утешительными» в случае проигрыша. Список литературы: 1. Бондаренко И. А. Архитектура в истории русской культуры. - Спб.,2007. 2. Каган М. С. История культуры Петербурга. - Спб., 2008. 3. Никонова E. Мы — горожане. Спб., 2005. 4. Никонова Е. Первые прогулки по Петербургу. - Спб., 2004.
|