Проект во второй группе раннего возраста «Маленькие исследователи» |
Познание | |||
Автор: Лыкова Елена Михайловна | |||
13.03.2021 20:12 | |||
Проект во второй группе раннего возраста «Маленькие исследователи» Автор проекта: воспитатель:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №5 «ТЕРЕМОК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 2019-2020уч. г. Информационная карта: Наименование проекта «Маленькие исследователи» Участники проекта Воспитатели, дети 2-3 лет, родители (законные представители) Сроки реализации проекта 02. 09. 2019г. – 27. 03. 2020г.
Основания для разработки проекта:
Обоснование актуальности и социальной значимости проекта Актуальность проблемы обуславливается тем, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно.. Детское экспериментирование способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания им окружающего мира. Цели и задачи проекта Цель проекта: Обогащение познавательного интереса детей раннего возраста посредством элементарного экспериментирования. Задачи:
Краткая аннотация содержания проекта В проекте основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Во второй группе раннего возраста нет как таковой самостоятельной экспериментальной детской деятельности. Почти вся работа проводится совместно с воспитателем: воспитатель знакомит детей с различными свойствами вещей, песком, снегом, водой, бумагой, ветром. Наблюдают за липкостью, таянием снега, льда, замерзанием воды, появлением ростков и другое. Вместе с воспитателем пробуют делать элементарные выводы. Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми раннего возраста, опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт. Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель. Длительность проведения опытов 10 минут за один этап. Опыты проводились как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами. Все игры — занятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать. Для малышей актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам постоянно возвращаются. Материально-техническая база и предполагаемая стоимость проекта Проект реализуется на базе МБДОУ д/с №5 «Теремок» комбинированного вида. Материально-техническая база:
Проект не предполагает материальных затрат. Сбор и анализ информации по избранной проблеме Тип проекта: информационный, игровой. По продолжительности: долгосрочный. По характеру контактов: внутригрупповой. По количеству участников: групповой, фронтальный. Участники проекта: воспитатель, дети 2-3 лет, родители. Сроки реализации проекта: 02. 09. 2019г. – 27. 03. 2020г. Проблема и актуальность. В соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития дошкольников является формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Целенаправленно и системно начинать работу по данному направлению рекомендуется уже с раннего возраста. Именно в этот период закладывается фундамент эмоционального отношения к окружающему миру, накапливаются яркие впечатления, развиваются познавательные действия и познавательная активность. А чтобы поддержать эту активность, необходимо опираться на любознательность детей, которая наиболее ярко проявляется в познавательно-исследовательской деятельности. Познавательно–исследовательская деятельность – это важнейший способ формирования мотивации для познания окружающего мира, поскольку она направлена на определение качеств, свойств предметов, связей между явлениями окружающего мира, их классификацию и систематизацию. Исследовательская деятельность позволяет расширить практические знания детей о свойствах и отношениях объектов и предметах. Одна из задач педагога в этом направлении — обеспечить комплексный подход к организации образовательного процесса, психолого-педагогических условий для поддержки самостоятельности ребенка и развития у него интереса к исследованиям, открытиям. Благодаря экспериментам и опытам ребенок находится в позиции исследователя и совместно с воспитателем ищет решение различных проблемно-поисковых ситуаций. В процессе поиска обогащаются знания и представления детей о свойствах и качествах предметов и объектов, формируется умение классифицировать, сравнивать, обобщать. Активизируются мыслительные процессы, развивается память и речь. К тому же, очень ярко проявляется детская инициатива и развиваются творческие качества личности. При реализации проекта воспитанники будут вовлечены в деятельность, в процессе которой они получат возможность через личный опыт познать окружающий мир. Таким образом, познавательно-исследовательский проект «Маленькие-исследователи» будет основой для создания целостного образовательного процесса по познавательному развитию детей раннего возраста. Цель проекта: Обогащение познавательного интереса детей раннего возраста посредством элементарного экспериментирования. Задачи для педагога:
Задачи для детей:
Ожидаемые результаты проекта. У педагога повышается:
У детей:
У родителей:
Продукты реализации проекта:
Этапы реализации проекта. Этапы Содержание деятельности Iэтап Организационный • Доведение до участников проекта важность данной проблемы;
II этап Практический Познавательное развитие: Беседы:
Исследовательская деятельность: «Песок. Свойства песка», «Испечем куличики», «Наблюдение за природными материалами», «Пирожки для Мишки», «Почему камешки тонут в воде?», «Вода льется из крана», «Свойства воды», «Разноцветная вода» и т.д. Опыты с водой «Тёплая, холодная вода», «Разноцветная водичка». «Прозрачная вода»; «Утонет — не утонет», «Вода, она какая?»; Опыты со светом «Свет всюду», «Солнечные зайчики», игры с зеркалом Опыты с воздухом «Поймай воздух-невидимку полиэтиленовым пакетом», «Пузырьки в стакане», «Игра с мыльными пузырям», «Движение салфетки», «Игра с веером» Речевое развитие: Художественная литература: Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»; М. Пришвин сказка – быль «Кладовая солнца»; К.Чуковский «Краденое солнце». «Мойдодыр» Рассказы: Н.А. Рыжов «Как люди речку обидели»; В. Лебедев – Кумач «Закаляйся». Стихотворения: Н. Григорьевой «После дождя»; «Добрый воздух» Ирис Ревю; Ю.Ефремова «Воздух», «Смерч»; Минькова В. «Что такое вода»; Г. Лагздынь «Ветерок»; И. Токмакова «Солнечные зайчики». Потешки, пословицы, поговорки и загадки Пальчиковые игры: «Солнышко», «Рыбка в озере живёт», «Здравствуй», «Ветер» Дыхательная гимнастика: «Воздушный шарик», «Подуть через трубочку», «Подуй на султанчик», «Гуси летят» Художественно-эстетическое развитие: Изобразительная деятельность: Рисование на мокрой бумаге «Водное царство», Рисование «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья» Социально-коммуникативное развитие: Игровые ситуации «Парикмахерская», «Детский сад», «Аптека» Дидактические игры: «Выложи солнце», «Солнце, воздух и вода» — на прищепках, «Собери картинку» — пазлы., «Сравни картинки», «Что лишнее», «Собери солнышко», «Подскажи словечко», «Найди различия» Физическое развитие: Закаливание:
Подвижные игры: «Раздувайся пузырь»; «Ветер и ветерки»; «Ручеёк»; «Море волнуется»; «Гори, гори ясно»; «Солнечный зайчик»; «Солнце, дождик, ветер», «Пробежки», игры с мячом. Взаимодействие с родителями: Анкетирование Консультации «Детское экспериментирование», «Игры с манкой», «Игры с песком», «Игры с водой» Буклет, «Эксперименты дома», III этап. Заключительный -Проведение контрольной диагностики с детьми. -Презентация «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста в процессе элементарного экспериментирования» Заключение и выводы Исследовательская деятельность, способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей. Исследуя окружающую действительность, дети стали стремиться выйти за пределы непосредственного окружения. Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах — является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира. Подводя итоги нервно-психического развития детей в конце учебного года, мы отметили, что дети стали более любознательными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это явилось предпосылками для восприятия естественно-научных представлений. Таким образом, систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы. 7. Литература: Нормативно-правовые документы:
Научная и методическая литература:
Игра – занятие «Почему тает снег? Игра – занятие «Разноцветная вода» Игра – занятие «Посадка лука»
|