Проект «Занимательные опыты» (для детей среднего дошкольного возраста).
Подготовила: Каратаева А.Ю – воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад “Росинка” города Ядрина Чувашской Республики г. Ядрин, 2021г.
Паспорт проекта «Занимательные опыты»
Вид проекта: познавательно–исследовательский, групповой, краткосрочный
Срок проведения – 2 недели (01. 03-14. 03)
Актуальность. Современные дети живут в эпоху информатики, компьютеризации и роботостроении и поэтому в условиях быстро меняющейся жизни человеку требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Скачать конспект
Изучает и объясняет все явления наука физика. Принято считать, что в своей основе физика является наукой экспериментальной, поскольку открытые ею законы основаны на установленных опытным путем данных.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
Современная педагогика считает, что детское экспериментирование является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
Цель проекта: Создание системы работы по развитию познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.
Задачи проекта:
- Систематизировать знания детей об основных физических явлениях;
- Развивать логическое мышление: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности;
- Анализировать результаты; развивать мыслительные операции, речь;
- Воспитывать у детей бережное отношение к окружающей среде и
формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Предполагаемые результаты:
- приобретение новых знаний детьми об окружающем мире;
- формирование у детей знания о физических явлениях;
- проведение экспериментов, соблюдение правил безопасности во время проведения экспериментальной деятельности;
- интерес и активное участие в проектной деятельности;
- установлены отношения сотрудничества между детьми, родителями и педагогами;
- активное участие родителей в реализации проекта;
- развитие речи, словарного запаса.
Продукт проектной деятельности: показ презентации «Занимательная физика» (подведение итогов)
Предметно-пространственная среда:
- Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные); магниты, термометры, бинокли, электрическая цепь, веревки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвертки, винтики, терка, клей, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, сода пищевая, колесики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, металл), мельницы.
- Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, лопатки, формочки, воздушные шары.
З. Материалы: природный (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупа и т.п.); «бросовый» (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т.п.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельченный пенопласт.
Используемая литература и интернет источник:
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.
- Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Т. Н. Доронова, М.: ТЦ Сфера, 2002. – 114 с.
- Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений». — М.: ТЦ Сфера, 2004. – 240 с. (Серия «Программа развития».)
- Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»). (5)
- Николаева С. Н. «Теория и методика экологического образования детей»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 336 с.
- Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы. Рекомендации /Сост. Н. В. Нищева. – СПб., «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007. – 128 с., ил.
- Развитие познавательно – исследовательских умений у старших дошкольников. Авторы – составители: З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева, Л. М. Кларина, З. А. Серова – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. — 160 с.
- Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.,
- Леонид Сикорук «Физика для малышей».
- https: //nsportal. ru/sites/default/files/2019/09/23/zanimatelnaya_fizika_podgotovitelnaya_gruppa. docx
План-схема реализации проекта
« Занимательные опыты»
Этап (сроки)
|
Основные направления реализации проекта
|
Материалы и средства реализации проекта
|
Примечания
|
1 этап
подготовительный
|
Беседа с родителями «Оснащение предметно- пространственной среды»
Составление плпна на каждый день
|
|
Дети, родители, воспитатель
Воспитатель
|
2 этап
Основной-цикл практических дел
|
Звук и его распространение. Способы восприятия звуков человеком и животным.
Лаборатория воды
Температура
«Жидкость, газы, твердое тело»
Электричество
Магнетизм
Вес, притяжение
|
Беседа «О способности человека и животных слышать звуки и издавать их по разному(высоко и низко)»
Опыт «Виолончель из палки, проволки и рупора»
Опыт с пластинкой, карандашом, рупором и иглой.
Опытно- экспериментальная лаборатория «Три состояния воды»
Опыт «Вода лезет в бутылку»
Беседа «Что такое термометр и теплопроводность?»
Экспериментирование «Сравнение свойства» (тягучесть, плотность, жидкость)
Опыт «Три слоя жидкости»(сок, растительное масло и спитр)
Презентация на тему: «Электроприборы-в жизни людей» «Что такое свет» Дидактические игры: «Наши помощники»
Практическое занятие «Мы фокусники».( «Волшебное электричество? »«Живые волосы»)
Опыт. «Какие материалы притягивает магнит?»
Чтение сказки «Мечты одного магнита» Легенды о магнитах
Просмотр презентации «Ознакомление с природным происхождением магнита».
Просмотр мультфильма «Фиксики» («Магнит», «Компас»).
Опыт «Как увидеть притяжение?»
|
Воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Воспитатель, дети
Воспитатель, дети
Воспитатель, дети
Воспитатель, дети
Воспитатель,
дети
|
3 этап
заключительный
|
Подведение итогов по проекту
|
презентации «Занимательная физика»
викторина «Мы учёные физики»
|
Воспитатель, дети , родители
|
|