Конспект ООД в старшей группе на тему: «Путешествие в прошлое простого карандаша» |
Познание | |||
Автор: Шарипова Гузель Ринатовна | |||
05.03.2021 11:26 | |||
Конспект ООД в старшей группе на тему: «Путешествие в прошлое простого карандаша» Цель: познакомить с историей появления простого карандаша и его эволюцией. Задачи:
Оборудование и материалы:
Предварительная работа:
Ход непосредственной образовательной деятельности: Дети и воспитатель встают в круг. Воспитатель Собрались все вместе в круг. Ты мой друг и я твой друг, Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся Воспитатель Сегодня нас ожидает много интересного, много новых открытий Воспитатель Сейчас я вам загадаю загадку Воспитатель загадывает детям загадку: Палочки волшебные в руки я беру. Ими нарисую я все, что захочу. Домик, речку и грибочки, Солнце, небо и цветочки. Нравятся мне палочки, палочки такие. Сверху деревянные, а внутри цветные. Воспитатель Ребята, вы правильно догадались, это цветные карандаши. Сегодня, я принесла вам карандаши. Посмотрите, какие они? (Дети рассматривают, называют какого цвета карандаши лежат в коробке. Воспитатель обращает внимание детей на простой карандаш). Воспитатель Ребята, а какой карандаш у меня? (простой) Воспитатель Ребята, а вы знаете, что история цветных карандашей начинается с простого карандаша. Хотите узнать, как это было? Я вам предлагаю заглянуть в прошлое карандаша. Присаживайтесь, ребята на стульчики. Перед детьми презентация. 1слайд «Древний мир» Воспитатель Это древний мир, и живут здесь древние люди. Воспитатель Интересно, почему мы здесь с вами оказались? 2 слайд «Наскальные рисунки» - Где они рисовали? (Они рисовали на скалах) - Что изображали в своих рисунках? (животных, людей, охоту) - Чем рисовали древние люди? (Воспитатель выслушивает ответы детей). Воспитатель Действительно, древние люди любили рисовать. Они изображали на скалах в пещерах то, что видели, что их окружало: это животные, люди, сцены охоты и другие события из жизни своего племени. А рисовали они углем. - Ребята, а вы хотите сами попробовать порисовать углем, как это делали древние люди. Предлагаю вам подойти к столу, взять по одному угольку и нарисовать свой рисунок (На столе лежат листы бумаги, уголь на каждого ребенка, салфетки для рук. Дети рисуют) Воспитатель Ребята, какие красивые рисунки вы нарисовали. Молодцы. Воспитатель Давайте отправимся дальше. (Дет садятся на стульчики) 3слайд «Стадо овец» Воспитатель Ребята, посмотрите, что нарисовано на этой картине (ответы детей) Воспитатель Оказывается, давным-давно, в 16 веке, в Англии, пастухи пасли овец и увидели на земле какое — то темное твердое вещество. Они взяли его в руки и поняли, что это вещество оставляет следы. Тогда пастухи придумали, что этим веществом можно метить овец, чтобы не перепутать с чужим стадом. 4 слайд «Графит» Назвали это вещество — графит. В дальнейшем стало понятно, что графитом можно рисовать и писать. Воспитатель Пользоваться графитом было неудобно, он сильно пачкал руки. Тогда люди стали задумываться, как сделать так чтобы руки не пачкались? Воспитатель Ребята, а вы как думаете? (ответы детей). Воспитатель Молодцы, вы предложили много разных вариантов. А сейчас я предлагаю вам превратиться в настоящих мастеров, отправиться в мастерскую и самим сделать графит более удобным для рисования. Практическая работа. (Перед детьми на столе лежит графит на каждого ребенка и различный материал: салфетки, кусочки ткани, бумага, ленты, нить. Дети выбирают материал и выполняют работу.) Воспитатель Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились, получились необычные предметы. Как вы думаете, на что они похожи? (ответы детей). Воспитатель Действительно, все эти предметы стали похожи на карандаш, только очень необычный. Вот такими карандашами рисовали наши предки в 16 веке. Воспитатель Ребята, мы узнали, как появился карандаш, а сейчас я предлагаю вам стать настоящими исследователями и узнать, какими свойствами обладает карандаш. Воспитатель Мы сейчас отправимся с вами в научную лабораторию и исследуем наш карандаш. Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию, надеть халаты, занять свое рабочее место. Дети совместно с воспитателем проводят игры и эксперименты с карандашом. Опыт 1 — Из чего состоит карандаш? (Детям предлагается для рассматривания карандаш в разрезе. Вывод: карандаш состоит из корпуса и грифеля.) Воспитатель Ребята, перед вами лежит карандаш. Возьмите его. Давайте мы его рассмотрим. Какой он снизу, сверху, а теперь возьмите маленький карандаш и посмотрите, что находится внутри карандаша. (ответы детей) Воспитатель Оказывается внутри карандаша находиться стержень. А называется он грифель Опыт 2 – Твердый и мягкий карандаш. Воспитатель Ребята, а сейчас возьмите листы бумаги, где нарисованы две фигуры. (на листе бумаги нарисовано две фигуры: треугольник и круг) Воспитатель Ребята, закрасьте треугольник карандашом с синей меткой, а круг закрасьте карандашом с зеленой меткой (дети раскрашивают) Воспитатель - Каким карандашом было удобно раскрашивать? Воспитатель Да, ребята. Простые карандаши бывают твердыми и мягкими. Опыт 3 – Рисунки, сделанные карандашом, легко стираются. Воспитатель Ребята, посмотрите, что это такое (ластик). А, для чего он нужен (Для того, чтобы стирать) Попробуйте, ребята стереть свои линии Вывод Получилось, что карандаш можно стереть Опыт 4 — Карандаш может быть острым и тупым. Воспитатель Ребята, посмотрите на свой карандаш. Мы долго писали им, и рисовали и кончик карандаша стал каким (тупой) - Правильно, карандаш немного затупился. А обратите внимание на другой карандаш. Кончик карандаша, какой? (острый) Вывод Значит, ребята карандаш бывает какой? (острый и тупой) Воспитатель: Ребята, каким удобно рисовать? А что нужно сделать чтобы карандаш стал острым? (поточить) Опыт 5 — Свойство карандаша уменьшаться? Воспитатель Ребята, у вас на тарелочке лежат точилки. Давайте, мы попробуем с вами поточить его. (Точат) - А когда мы долго, долго точим, карандаш, какой становиться? (Острый, и короче) Вывод Значит делаем вывод, что карандаш может уменьшаться. Воспитатель А как вы думаете, карандаш может увеличиваться (Нет) Опыт 6 — Прочность карандаша. Воспитатель Грифель очень хрупкий и если обращаться с ними не аккуратно и карандаши ронять, то как вы думаете, что случиться с грифелем? Карандаши нужно беречь Вывод: Давайте вспомним что мы сегодня узнали нового о карандаше - «Карандаш состоит из графита и деревянной оболочки» - «Что карандаш может быть мягким и твердым» - «Что карандаш можно стереть» - «Что карандаш может быть острым и тупым - «Что карандаш может уменьшаться» - «Что карандаш может ломаться» Воспитатель (Дети садятся на свои места) — Ребята, мы выяснили, что карандаш обладает уникальными свойствами. Чтобы карандаш был более практичным и удобным, люди постоянно усовершенствуют его. Мы поняли, что существуют простые карандаши, которые легко использовать. Круглый карандаш скатывается со стола, поэтому придумали делать его шестигранным. Появились цветные карандаши. Люди стали искать материал для замены древесины. Так появились карандаши в пластмассовой оправе. Был изобретён механический карандаш в металлическом корпусе. Сейчас выпускаются ещё и восковые карандаши. Игровое упражнение «Изобретатель» (Бином фантазии – ТРИЗ: новые идеи появляются в результате соединения двух вещей. - А сейчас я предлагаю вам, превратиться в изобретателей и изготовить свой карандаш. Вы согласны? 5 слайд «Простой карандаш и барабанные палочки» Воспитатель Если взять простой карандаш и добавить барабанные палочки, то что получиться (карандаш с барабанными палочками) - Можно одновременно барабанить в барабан и записывать какие — то заметки, да? 6 слайд «Простой карандаш и ложка» Воспитатель Если взять простой карандаш и ложку, то получиться ложка — карандаш. То есть, можно одновременно записывать какие — то заметки или рецепт и кушать 7слайд «Карандаш и ластик» 8 слайд «Карандаш и мех» Воспитатель Для того чтобы нашим пальчиком не было больно, можно сделать меховой карандаш 9 слайд «Карандаш и сережки» Воспитатель если нужно сделать какие — то заметки, карандаш всегда с тобой 10 слайд «Карандаш и свисток» Воспитатель Удобно для тренеров. Всегда можно записать очки Воспитатель Ребята, я собрала коллекцию карандашей и хочу показать вам ее. (Дети рассматривают коллекцию карандашей). — Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее путешествие. (Ответы) Спасибо вам ребята. Сегодня вы хорошо постарались. Я хочу подарить вам на память о нашем путешествии такие «непростые» простые карандаши.
|