Проектная деятельность: «Знакомство с географией»
Подготовительная группа ГБДОУ №11 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Руководители проекта: Осипова С. А, Соколова А. П. Санкт-Петербург, 2021 г.
География – это наука, которая включает в себя знания, помогающие дошкольникам понять устройство окружающего мира, представить свою планету, её океаны и континенты, страны и народы. Чтобы дети прониклись к этой науке, целесообразно знакомить их с ней уже в дошкольном возрасте.
При изучении географии закладывается важнейшая база для формирования интеллекта, формируется основа для будущего кругозора дошкольника. В процессе знакомства ребёнок узнаёт, что наш мир – это не только «дом-двор-детский сад». Изучая основы географии, ребёнок начинает фантазировать и представлять себе другие страны, людей и животных. Ребёнок должен знать, что на свете живёт много очень разных народов, что каждый народ интересен, самобытен и достоин уважения. Детям становится интересно, а какое же место занимает в этой вселенной их дом, город, страна?
Важность данной работы состоит в том, чтобы пробудить чувства ребёнка, заинтересовать его в изучении окружающего мира не только в пределах города, района, но и всего мира.
Знакомство с географией развивает интеллект, мыслительные процессы, расширяет кругозор воспитанника.
Совместная деятельность детей, родителей и воспитателей в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения.
Цель проекта: развитие элементарных естественно-научных представлений о Земле.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
- формирование первичных представлений о планете Земля
- расширение знаний воспитанников о глобусе (знакомство с физической картой мира)
- знакомство с компасом (учить находить стороны горизонта, расширить представления о сторонах света)
- знакомство с материками (расположение материков на карте)
- знакомство с природными зонами Земли (расширение представлений о животном и растительном мире разных климатических зон)
- расширение представления детей о России, знакомство детей с достопримечательностями нашей страны
- развитие познавательного интереса и любознательность, а также интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира
- формирование представления о том, что человек часть природы.
Участники проекта: дети подготовительной группы (возраст 6-7 лет), воспитатели и родители воспитанников.
Срок реализации проекта: четыре недели.
По продолжительности: краткосрочный.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
По количеству участников: группой, семейный.
Ожидаемые результаты:
- формирование у детей элементарных естественно-научных представлений о Земле, о её природных объектах
- умение ориентироваться на карте и глобусе, находить географические объекты
- умение пользоваться компасом, находить стороны горизонта
- положительная динамика в развитии любознательности, познавательной активности
- интерес к природе и бережное отношение к планете Земля
- пополнение словарного запаса географическими понятиями
- умение делать выводы
- заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.
Основные формы реализации проекта:
- беседы на темы: «Глобус и карта», «Планета Земля», «Стороны света», «Наша страна — Россия», «Океаны и моря», «Острова и полуострова», «Горные цепи и вершины», «Равнины, реки и озера», «Подземные реки и пещеры», «Полезные ископаемые», «Богатство недр», «Минералы и горные породы»
- чтение литературы: Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави», «Маугли», «Слонёнок», У. Дисней «Приключение маленького щенка», Д. Харрис «Сказки дядюшки Риммуса», А. Милн «Винни-Пух и все-все-все», Д. Биссет «Про тигрёнка Бинки, у которого исчезли полоски»
- дидактические игры ( «Удивительная география», «Чудеса света», «Волшебный мешочек», «Узнай по описанию», «Иностранец», «Чей хвост, чья голова», «Чей костюм», «Кто где живёт?», «Вокруг света», «Чей головной убор», «Стоп-наоборот»)
- развлечения, КВН, досуги
- опыты, экспериментирование
- подготовка видеоматериала для показа презентаций, подбор видео «Модная география», «Шишкин лес», «Цветы джунглей», «Сказочная птица», «Животные Антарктиды»
- подвижные игры: «Караван», «В горах», «Море волнуется раз», «Обезьянки»
- привлечение родителей к участию в реализации проекта
- выставка творческих работ воспитанников (рисунки, макеты, поделки)
- подведение итогов.
В ходе проводимых мероприятий (беседы, выставки, тематические занятия) мы получили положительный результат. У детей расширились знания об осени, признаках осени и ее дарах; активизировался словарный запас.
У детей появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их.
В реализации проекта активное участие приняли большинство родителей. Благодаря совместной творческой работе отношения родителей и детей стали более теплыми, родители и дети стали друг к другу внимательнее и терпеливее.
Этапы реализации проекта
Этапы
|
Содержание работы
|
Результат
|
Подготовительный
|
Выбор темы проекта, актуальность
|
Тема проекта, определены цель и задачи
|
Аналитический
|
Составление перспективного плана
|
Перспективный план
|
Практический
|
Работа с воспитанниками – образовательная деятельность. Работа с родителями – консультации
|
Реализация запланированного плана
|
Презентационный
|
Выставка творческих работ
(рисунки, макеты, поделки)
|
Презентация работ
|
Заключительный
|
Подведение итогов.
Оценка проделанной работе
|
Положительные показатели проектной деятельности
|
Перспективный план по реализации проекта
Период
|
Тема
|
Цель
|
Первая неделя
Вторая неделя
Третья неделя
|
Беседы на тему:
«Глобус и карта», «Планета Земля», «Стороны света», «Наша страна - Россия», «Океаны и моря», «Острова и полуострова», «Горные цепи и вершины», «Равнины, реки и озера», «Подземные реки и пещеры», «Полезные ископаемые», «Богатство недр», «Минералы и горные породы»;
- чтение литературы: Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави», «Маугли», «Слонёнок», У. Дисней «Приключение маленького щенка», Д. Харрис «Сказки дядюшки Риммуса», А. Милн «Винни-Пух и все-все-все», Д. Биссет «Про тигрёнка Бинки, у которого исчезли полоски»;
- дидактические игры («Удивительная география», «Чудеса света», «Волшебный мешочек», «Узнай по описанию», «Иностранец», «Чей хвост, чья голова», «Чей костюм», «Кто где живёт?», «Вокруг света», «Чей головной убор», «Стоп-наоборот»);
- развлечения, КВН, досуги;
- опыты, экспериментирование;
- подготовка видеоматериала для показа презентаций, подбор видео «Модная география», «Шишкин лес», «Цветы джунглей», «Сказочная птица», «Животные Антарктиды»;
- подвижные игры: «Караван», «В горах», «Море волнуется раз», «Обезьянки»;
- привлечение родителей к участию в реализации проекта;
|
Расширить представления детей о географии
|
Четвёртая неделя
|
Творческая работа родителей и детей
(рисунки, макеты, поделки)
Подведение итогов
|
Развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности
|
|