ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ПУТЕМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СКАЗКОЙ |
Познание | |||
Автор: Костова Марина Александровна | |||
23.02.2021 14:55 | |||
ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ПУТЕМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СКАЗКОЙ Костова Марина Александровна МБДОУ № 104 г.Томск Федеральный государственный образовательный стандарт уверенно вошел в современную систему образования. Он нацелен на формирование познавательных интересов, проявление инициативы и самостоятельности ребенка в разных видах деятельности. На этапе завершения дошкольного образования ребенок проявляет любознательность, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, обладает элементарными представлениями о живой природе. Воспитание достойного гражданина нашей страны — главная задача, стоящая перед дошкольным образовательным учреждением. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование социально успешной личности, обладающей нравственно-эмоциональной культурой. Ребенок усваивает нормы поведения в обществе, учится различать добро и зло, правду и ложь, у него формируется позитивное отношение к миру.
Одним из наиболее качественных и актуальных средств решения поставленной задачи является детская художественная литература. Она развивает чувство прекрасного, служит средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, влияет на развитие речевого творчества. Литературовед Ю.Н. Лотман считал, что художественная литература обладает свойством "сгущенной информативности", то есть содержит столько сведений о мире, сколько не может дать реальный жизненный опыт. Поэтому чтение художественной литературы является смысловым фоном для реализации других форм совместной (партнерской) деятельности педагога с детьми (продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой), объединяющих их в целостном образовательном процессе. В нашей группе используем следующие формы работы с литературными произведениями: игры — драматизации, сюжетно — ролевые игры по литературным сюжетам, рисование, лепка, аппликация, беседа и обсуждение поведения сказочных героев, причин их успехов и неудач, создание собственных сказок и рассказов, игры на развитие нравственных качеств личности, совместный пересказ ребенка и воспитателя, проведение викторин, использование приемов мнемотехники в запоминании стихотворений и пересказе известных сказок (из опыта работы Т.В. Большовой "Учимся по сказке"). Метод графической аналогии помогает быстрее и легче усвоить материал. Ребятам очень нравится игра "Салат из сказок", суть которой заключается в следующем: в любую известную сказку добавляем нового героя или какой либо неодушевленный предмет. Задача воспитанников — рассказать сказку с новым героем. Игра "Придумай новое название к знакомой сказке" развивает мыслительную деятельность, учит детей находить ключевые слова, которые помогают изменить название сказки, не исказив ее смысл. Например, русская народная сказка "По щучьему велению", в процессе игры приобрела новые названия: "Емеля и щука", "Три желания Емели", "Чудеса сбываются". Для старших дошкольников используем метод проблемных ситуаций, который продолжает учить детей размышлять, самостоятельно решать логические задачки, находить выход из сложившейся ситуации, последовательно излагать свои мысли. Проблемная ситуация: У Красной Шапочки совсем износился головной убор, она попросила бабушку сшить ей новую шапочку. На семилетие внучки бабушка сшила ей семь разных шапочек. Девочка очень обрадовалась, поблагодарила бабушку и стала думать, что делать с шапочками. Что вы посоветуете девочке? Проблемную ситуацию дети могут придумать сами или совместно с педагогом. Для приобщения ребят к детскому творчеству на основе сказочного сюжета создали в группе творческую мастерскую, в которой каждый ребенок имеет возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей. Работа в творческой мастерской состоит из двух этапов. На первом этапе дети придумывают сказку или фантастическую историю, используя прием, предложенный воспитателем. На втором этапе, используя накопленные навыки в продуктивной деятельности ребята воплощают в жизнь плод своих фантазий. Это могут быть выдуманные герои, герои известных сказок, а так же изготовление книжек — малышек. В приемной группы выставлены коллективные работы ребят по тестоплатике: сказка "Колобок", "Царевна — лягушка", "Золотая рыбка", "Муха-цокотуха". Творческая мастерская — это модель взаимодействия ребенка с окружающим миром. Коллективная творческая деятельность помогает ребенку самореализоваться, повысить личную самооценку, позволяет понять, что с его мнением считаются, уважают его индивидуальность. В процессе творчества ребенок обучает себя сам, опираясь на свой творческий потенциал, а педагогу нужно уметь не мешать ребенку, быть рядом с ним, принять и понять его позицию. Ребенок реализует свои замыслы и интересы через собственную инициативу, а отсутствие шаблонов позволяет ему быть творцом, заглядывая в огромный и непознанный мир. Огромный интерес у дошкольников вызывает прочтение познавательных сказок Е.А. Алябьевой. Сказки о предметах и их свойствах формируют познавательный интерес. Чтение данных сказок прекрасно сочетается со специально организованными занятиями, на которых организуется практическая деятельность. Когда мы прочитали сказку "Приключения бумажной куклы", ребята выделили свойства бумаги, сравнили ее с другими материалами, ответили на вопросы: что можно сделать с бумагой? из чего делают бумагу? как ее используют? Очень важно воспитывать бережное отношение к книге. Игра — занятие "Книжная больница" позволяет воспитывать чувство ответственности, показать чем можно помочь книге.. Для того чтобы ребенок полюбил книгу и она стала его спутником необходимо семейное окружение. Для привлечения внимания родителей используем консультации: " Как привить любовь к книге, чтобы чтение было не необходимостью, а приятным и интересным занятием?, оформление папок -передвижек, размещение в приемной списка художественных книг для прочтения дома с детьми. Сказка — это кладезь мудрости и опыта наших предков. С их помощью можно воспитывать положительные нравственные качества: доброту, отзывчивость, мудрость, мужество, справедливость, трудолюбие, любовь и уважение к близким, а так же осмыслить важные жизненные вопросы. А педагогу в настоящее время отводится ответственная функция – привести образовательную деятельность ДОО в соответствие с требованиями ФГОС ДО. Литература:
|