Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет) |
Познание | |||
Автор: Самульцева Татьяна Сергеевна | |||
17.02.2021 12:50 | |||
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет) Автор воспитатель Самульцева Татьяна Сергеевна Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме. Задачи: Формировать представление о внутреннем строении человека (кости, кожа, мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, мышцы).
Оборудование:
Макет человека, макеты внутренних органов. Ход занятия: Ребята послушайте загадку: Воспитатель: — Ребята, сегодня мы поговорим о нас, то есть о людях, о том, как устроен человек. Высокие, низкие, далекие, близкие, И всякие аборигены, Но есть у каждого – руки, и ноги, и рот, Воспитатель: Но какими бы мы ни были разными, все равно похожи своим телосложением. Ребята давайте вспомним еще раз, из каких частей состоит тело человека Я вам загадаю загадки. А вы внимательно слушайте и отвечайте. (Дети выходят, называют отгадку и показывают на схеме человека части тела). Воспитатель: Быть у каждого должна «очень умной» … Ребята: Голова. Воспитатель: Я верчу ей, как умею, голова сидит… Ребята: на шее. Воспитатель: Животик, спинка, грудь их вместе все зовут… Ребята: Туловище. Воспитатель: На прогулке не забудь закрывать от ветра… Ребята: Грудь Воспитатель: Чтоб писать, трудиться, воды из кружечки напиться, нужны Ребята: Руки Воспитатель: на руке сидят мальчики, очень дружные… Ребята: Пальчики Воспитатель: Бегут по дорожке, резвые… Ребята: Ножки. Воспитатель: Спотыкнулся через Генку, и ушиб себе… Ребята: Коленку. Воспитатель: Молодцы! Вы очень хорошо знаете части тела. - А сейчас послушайте и запомните все то, что я вам скажу. Д/И «четыре помощника». - Есть четыре помощника на службе у тебя, не замечая их, используешь шутя. Глаза тебе даны, чтоб видеть, А уши служат, чтобы слышать, Язык во рту, чтоб вкус понять, А носик – запах различать. Все запомнили? (ответы детей) Физминутка. Живут мальчики – веселые пальчики. Озорные ножки ходят по дорожке. Шея крутит головою, Повторяйте все за мною. Вправо, влево оборотик, Покажите мне животик. Наше тело подтянулось. Как березонька стройна Стала ровною спина. А теперь все подтянулись И друг другу улыбнулись. Воспитатель: А теперь, все садитесь на стульчики. Продолжим наше занятие. Беседа «Внутренняя жизнь в человеке «Внутренние Органы». Чтобы ходить, есть, дышать, совершать какие-то действия, человеку приходится затрачивать много усилий. В этом нам помогают скелет и мышцы. Они связаны между собой. Кости и мышцы определяют форму тела человека. В нашем теле 206 костей. Eсли-бы у человека не было костей, его тело было бы мягким. Кости, составляющие скелет, поддерживают тело и обеспечивают защиту от ранений и ушибов. Потрогайте себя, руки, ноги, животик. — Как вагоны в поезде связаны друг с другом, так и мышцы и кости связаны между собой. Человек был бы бесформенным и некрасивым, если бы у него не было скелета. Скелет это наша опора. На вид он хрупкий, но на самом деле очень прочный. Скелет служит организму не только опорой, но и защищает внутренние органы. Самые крепкие – это кости ног. Все люди строением тела похожи друг на друга. - Сейчас, ребята, посмотрите друг на друга и скажите, чем вы отличаетесь? (рост, цвет и длина волос, цвет глаз, вес, пол). Каждый человек должен знать строение своего тела – это поможет ему быть здоровым. - В человеческом организме много всяких органов, и все они, очень нужные. Благодаря этим органам, мы живем, дышим, думаем, ходим, кушаем и многое другое. — Все дети разные и одновременно похожие, потому что тело состоит из одинаковых частей: головы, шеи, туловища, рук и ног. (как мы это с вами повторили и убедились посмотрев друг на друга). Голова может думать, смотреть, дышать, различать запахи и вкус, но не сама, а с помощью органов, которые находятся на голове: глаза, уши, нос и рот. Голова может поворачиваться в разные стороны. Она не могла бы этого делать, если бы у нас не было шеи. При помощи шеи голова крепится к туловищу, которое может поворачиваться в разные стороны и наклоняться. Мозг Один из самых главных органов — мозг. Он все знает и за все отвечает. Мозг помогает человеку думать, ходить, делать разную работу. Он очень хрупкий. Хорошо, что твердый череп надежно защищает мозг от повреждений. Но все-таки старайтесь не ударяться головой. От сильного удара бывает сотрясение мозга. Знать строение нашего тела, значит знать самих себя. Чем больше вы узнаете о себе, тем лучше. Внутри тела находятся органы, которые помогают человеку, расти и развиваться. - Ребята, положите руку на грудную клетку, как я. Давайте тихонечко посидим и прислушаемся к себе. Чувствуйте, как внутри что-то стучит? Ребята: Да Воспитатель: Что же это такое? Дети: Это сердце. Воспитатель: правильно Так же самым главным органом у нас является Сердце. Ребята, скажите как работает наше сердце? (ответы детей) С самого нашего рождения оно не перестает трудиться. Поэтому работу сердца можно сравнить с работой мотора. Оно перекачивает нашу кровь. От него она движется по сосудам-трубочкам по всему телу и разносит вещества, которые очень важны для нас. Сердце человека размером чуть больше его кулачка и по форме напоминает сжатый кулак. Говорят, чтоб узнать какого размера ваше сердце, сожмите свой кулачок и мы увидим у кого какое сердце. Увидеть его мы не можем, но можем услышать, если приложим руку к грудной клетке, как мы это уже делали. - Ребята, а давайте еще раз найдем с левой стороны нашего туловища то место, где слышно, как бьется сердце. Тук, тук, тук, Стучит сердечко, Точно также, Как мотор. Если так стучит сердечко, Значит, человек здоров. - А теперь послушаем его и посчитаем его удары от 1 до 10. - Ребята, как работает сердце, можно еще определить по пульсу (поясняет, как это сделать.) А теперь сожмите свой кулачек, а теперь слегка разожмите как я — так работает сердце. Сердце нужно беречь. Но это не значит, что нужно все время лежать и ничего не делать. Сердце нужно тренировать, заниматься физкультурой. Когда бегаешь, сердце быстрее работает. Стучит и качает кровь. - Предлагаю вам приложить ладонь к сердцу и прислушаться. А теперь попрыгайте, побегайте на месте, наклонитесь вперед, назад. Теперь снова приложите руку к сердцу. Что изменилось? Сердце забилось сильнее. Воспитатель: А теперь замрем и прислушаемся к своему организму. Что еще вы чувствуете и слышите. Кто скажет? Ребята: мы слышим свое дыхание. Воспитатель: У человека есть еще один важный орган, который. Как и сердце работает без перерыва. Что это за орган? Назовите. … (ответы детей) Легкие - Это легкие они нужны человеку, чтобы дышать и питать кровь нужным воздухом. Воздух не виден, но жить без него нельзя. - Посмотри на свое дыхание. Поднесите зеркальце поближе и подышите на него. От теплого дыхания зеркало затуманится. Положите руки на грудь и сделайте глубокий вдох. Вы почувствовали, как руки приподнялись вместе с наполнившимися воздухом легкими. Теперь выдохните воздух. Руки опустились. Воспитатель: как вы думаете сколько у человека легких? Ребята: Их два. Воспитатель: Давайте попробуем. На несколько секунд задержать дыхание. Не получается? Ребята: нет. Воспитатель: Значит, человек не может прожить без воздуха. Задержав дыхание, воздух в легкие не попадает, и мы начинаем задыхаться. Воспитатель: Во время вдоха мы вдыхаем определенное количество воздуха. У всех оно разное и зависит от объема легких. У взрослых он больше, а у детей меньше. - Мы не всегда дышим одинаково. Когда бегаем — дышим чаще и глубже, а когда мы спокойны или спим — дыхание у нас ровное и спокойное. Нужно стараться не дышать дымом или грязным воздухом. Нашим легким полезен свежий чистый воздух. И конечно же, нельзя травить свои легкие вредными веществами (сигаретами). От вредных веществ (сигаретного) дыма легкие становятся черными и заболевают. Дыхательная гимнастика «Подуй на перышко». - Глубоко вдохнуть, задержать дыхание и медленно подуть на перышко. Постараться дуть так, чтобы перышко легко колыхалось, и удержать его в таком положении до конца выдоха. Дети по команде воспитателя выполняют упражнение. Воспитатель: Чтобы организм человека хорошо работал, все должны питаться. От питания наши клетки получают энергию необходимую для жизни человека. Каждый день человек употребляет пищу. Из тарелки пища попадает в ложку и отправляется в рот. Отсюда и начинается удивительное путешествие пищи. - Кто расскажет об этом путешествии? Дети: Во рту есть зубы. Они измельчают и перетирают пищу на мелкие кусочки. Слюна смачивает пищу, чтобы она легче прошла по пищеводу в желудок. Воспитатель: Молодцы! Очень хорошо вы рассказали о путешествии пищи. Воспитатель: А как выглядит желудок кто -нибудь знает? С полезной, здоровой пищей желудок справляется легко, а от вредной пищи желудок страдает и даже заболевает. Очень не любит желудок, когда мы наедаемся сверх меры — набиваем живот. Желудок не успевает справиться с большущим количеством еды и у нас начинает болеть живот. Есть очень интересный факт: объем пустого желудка человека не такой уж и большой — всего 500 мл., а вот после приема пищи в среднем он увеличивается до 1 литра, но может растягиваться и до 4-х! Вот насколько эластичен желудок человека. Давайте проведем еще один опыт. Возьмите стакан с водой и маленькими глоточками попейте воду. Что мы чувствуем? Куда попала вода? Дети показывают на желудок. Ребята давайте подведем итог: Что происходит с пищей в желудке? - В желудке пища переваривается и превращается в питательные вещества, полезные нашему организму. Из желудка пища попадает в кишечник, (это еще один внутренний наш орган), откуда в виде остатков естественным образом выходит наружу. Воспитатель: Что нужно организму человека, чтобы он был здоров и развивался? Ребята: Человек должен употреблять полезные продукты. В которых содержатся разные витамины. Воспитатель: Сейчас мы с вами вспомним эти продукты. И скажем, какую пользу они приносят нашему организму? Воспитатель: Для чего нужны овощи и фрукты? Ребята: Они улучшают пищеварение и защищают организм от простуды. Воспитатель: Для чего нужны молочные продукты? Ребята: Они укрепляют наши косточки. Воспитатель: Для чего нужны каши и хлеб? Ребята: Они укрепляют весь организм и дают энергию. Воспитатель: Для чего нужны мясо и рыба? Ребята: Они укрепляют наши мышцы. Воспитатель: для чего нужны жиры и масло? Ребята: Они делают нашу кожу, волосы, ногти крепкими и гладкими. Воспитатель: Молодцы! Вы знаете, что относится к здоровым продуктам. Воспитатель: Ребятки, но есть еще и вредная еда. Которая вредит нашему здоровью. Назовите, пожалуйста, эти вредные продукты. Ребята: Чипсы, сухарики, лимонад, жевательные резинки, пироженные, конфеты. Воспитатель: молодцы! Вредные продукты вы тоже знаете. А теперь скажите, что происходит с нашим организмом. Когда мы употребляем вредные продукты? Ребята: начинают болеть зубы, желудок, живот, начинается аллергия. Воспитатель: Молодцы! Совершенно верно. ПОЧКИ Ребята, так же не маловажный орган у нас называется Почки Послушайте стихотворение, которое так и называется ПОЧКИ Хоть они зовутся «почки» — Не растут из них листочки. Две близняшки, две сестрички Соль и лишнюю водичку Аккуратно собирают — Их обязанность такая. Нас избавят почки дружно От того, что нам не нужно! Почки — процеживают кровь и удаляют с мочой из организма вредные вещества: соли, лишнюю воду. В день рекомендуется пить больше воды. У человека две почки. Расположены они на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. На правую почку давит такой гигант –печень, поэтому она немного ниже левой. По форме почка напоминает – боб (показываю боб, дети рассматривают) Величина почки с кулак человека. Покажите свои кулачки, (показывают кулачки) вот примерно такого размера ваши почки. Почки боятся сквозняков, тяжестей, некачественных продуктов и грязной воды… Если вдруг почки перестанут работать, человек получит отравление организма. А как вы думаете, что такое отравление и как оно проявляется? (повышается температура, тошнота, болевые ощущения). Я говорили с вами что почки очищают нашу кровь, жидкости в организме. Если мы с вами будем употреблять грязную воду, некачественные продукты, большое количество лекарств и есть много соли, то все это начнет задерживаться в наших почках, образовывать в них песочек и камни, очень скоро наши почки начнут болеть. Вот такую важную функцию почки выполняют в нашем организме. Ну, а теперь расскажу вам про печень. Знайте, что надо её поберечь нам. Печень устроилась, как королева, Конечно же, справа, а вовсе не слева. Зачем она нам? Я отвечу, к примеру, Является печень защитным барьером. Первый удар на себя принимает. Если попалась отрава какая. Ну а ещё, словно тайный заводик, Желчь постоянно она производит. С этой работой своею незримой Печень нам просто необходима! Все органы и системы организма взаимосвязаны и их работа зависит от благоприятных и неблагоприятных условий окружающей среды. Например, если у вас замерзли ноги, то становится холодно всему телу, а в итоге может заболеть горло или если вы надышались загрязненным воздухом, то у вас может заболеть голова или если вы съели несвежие продукты, то у вас может заболеть живот и др. Ребята, теперь вы поняли, как устроен человек? И для чего человеку ноги и руки, а так же внутренние органы. Вам понравилась наша сегодняшняя беседа? Я желаю вам быть здоровыми, не грустить и не унывать!!!
|