Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Познание
Автор: Юденко Валентина Николаевна   
07.02.2021 10:57

КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВКОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Юденко Валентина Николаевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 19 "Снежинка" комбинированного вида" города Северодвинска

Современные дети живут в эпоху глобальной информатизации и компьютеризации, в условиях быстро меняющейся жизни. Сегодня от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, быть активным, самому уметь добывать эти знания, оперировать ими, мыслить самостоятельно, перспективно и творчески.

 

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности (п. 1.4. 7.). Познавательное развитие дошкольников, согласно данному стандарту, «предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становления сознания; развития воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира».

В дошкольном образовании проблема формирования и развития у дошкольников познавательной активности является одной из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно лишь благодаря его активности и деятельности, что в свою очередь способствует формированию самостоятельности и инициативности. Познавательная активность имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка, для уточнения его знаний об окружающем мире, она, как никакая другая деятельность, в силу своей специфики обеспечивает детскую активность, самодеятельность.

Образовательный процесс в детском саду ориентирован на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Этому направлению отводится особое значение, так как благодаря познанию развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление и речь, обогащается сенсорный опыт, развиваются различные способности ребенка. В организации познавательной активности важным условием является создание такой «атмосферы» вокруг каждого ребенка, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило ему стать социально активным.

В настоящее время для эффективного развития познавательной активности дошкольников педагоги используют разнообразные направления, формы, методы и средства, например, такие как:

  • экспериментирование
  • проектная деятельность
  • информационно-коммуникационные технологии
  • элементы ТРИЗ-технологии

- коллекционирование.

Коллекционирование (от лат. collectio — собирание, сбор) – деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть систематизированное собирание каких-либо объектов (как правило, однородных или объединенных общностью темы), представляющих научный, художественный, литературный интерес. Это одно из древнейших увлечений человека.

С.И. Ожегов в своем словаре дает следующее определение коллекционированию: «это деятельность, в основе чего лежит собирание, то есть систематизированное собирание и изучение каких-либо объектов».

Посредством коллекционирования можно решать задачи развития, обучения и воспитания дошкольников по всем образовательным областям, определенным ФГОС ДО. Но основные задачи решаются в образовательной области «Познавательное развитие»:

  • формирование умения наблюдать, сравнивать, систематизировать, классифицировать
  • активизация познавательных процессов — восприятия, мышления, воображения, памяти
  • обогащение знаний и представлений об окружающем мире
  • развитие поисковой и исследовательской деятельности

- развитие познавательного интереса и познавательных действий.

Следует также отметить, что собирание коллекций положительно стимулирует и эмоциональное состояние детей, развивает их речевую активность, исследовательскую деятельность, обогащает способы ознакомления с окружающей действительностью. Кроме того, у дошкольников развиваются личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность, ответственность, настойчивость в преодолении трудностей.

В нашей группе к процессу коллекционирования приступили после проведенного игрового досугового мероприятия «Волшебные фантики». Для данного мероприятия нужно было собрать большое количество разных фантиков от конфет. К сбору привлекли и наших воспитанников. Детей это очень заинтересовало, они так увлеклись, что и после мероприятия приносили фантики не только от конфет и шоколадок. Так сбор фантиков превратился в настоящий процесс коллекционирования.

Данный процесс коллекционирования проходил поэтапно.

На I этапе провели с воспитанниками беседы о том, что такое коллекционирование и какие виды коллекций бывают. Выделили три вида коллекций:

  1. Коллективные — участвуют педагог и дети или педагог, дети и их родители.
  2. Индивидуальные — ребенок собирает коллекцию самостоятельно и, чаще всего, в коллекции имеются разнородные по назначению и применению предметы.
  3. Домашние — это коллекции, которые ребенок собирает дома при помощи родителей.

Далее, продолжая сбор фантиков для коллекции, вместе с родителями воспитанников искали информацию в энциклопедиях по истории возникновения фантиков, их назначения, внешнего вида и материала изготовления. Собранные фантики хранились в большом контейнере. Дети с удовольствием рассматривали фантики от конфет и шоколадок, все вместе обсуждали, чем фантики отличаются, какой им больше нравится, какие фантики принесли они, а какие они видят впервые. По вечерам смотрели презентации и видеоматериалы по истории создания фантиков, по технике изготовления фантиков.

На II этапе продолжили сбор фантиков. Большинство фантиков рассортировали, разложив по коробочкам, чтоб удобнее было их рассматривать, сравнивать. С фантиками, которых у нас накопилось очень много, придумывали игры в парах и коллективные, использовали фантики в сюжетно-ролевых играх и в счетной деятельности. В продуктивной деятельности: в рисовании сами придумывали дизайн фантиков, в аппликации использовали фантики в создании композиций. Даже придумали сочинять сказки и рассказы по фантикам.

На III заключительном этапе коллекция фантиков постоянно пополняется. Храним ее в специальных магнитных альбомах. Дети продолжают придумывать разные игры с фантиками. Активное участие в коллекционировании принимают и родители наших воспитанников. Провели для них следующие мероприятия:

  • совместный семейный досуг «Новогодние хлопоты» (изготовление елочки из фантиков совместно с родителями)

- мастер – класс для детей и родителей «Аквариум» (из фантиков).

О своей коллекции воспитанники с удовольствием рассказывают и показывают содержимое детям из других групп детского сада.

Наряду с коллекцией фантиков у нас есть небольшая коллекция игрушек из киндер – сюрпризов, камешек и ракушек, которую начали собирать по инициативе детей и которую планируем пополнять и дальше.

В частых совместных беседах с детьми выяснили, что многие в семьях собирают свои коллекции, например, модели машинок, динозавров. С целью обмена опытом между семьями и развитию детской познавательной активности планируем в ближайшее время провести детскую конференцию, где дети могут рассказать о своей семейной коллекции.

В настоящий момент появились новые идеи для коллекционирования. В ходе очередного совместного обсуждения дети предложили собирать фигурки мышек. И вот уже у нас появились несколько предметов будущей коллекции. Общим мнением решили организовать место для них на подоконнике, попросить пап сделать для них домик, а какой именно дети сами придумают и нарисуют.

Подводя итог нашей деятельности по детскому коллекционированию отметим: данное общее дело оказывает положительное влияние на сплочение детского коллектива, дети с удовольствием вместе рассматривают предметы коллекции, совместно обсуждают новые идеи, составляют планы. Повысилась познавательная активность детей, они стремятся больше узнать об окружающей действительности. Замечательно, что двое неуверенных детей тоже приобщились к сбору коллекции и стали участниками совместных бесед. Большую помощь оказывают родители воспитанников, особенно после того, как видят детскую заинтересованность и повышенную познавательную активность детей к окружающему миру.

Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. Процесс коллекционирования обеспечивает интеграцию различных видов деятельности и позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности дальнейшего обучения в школе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год