Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Свойства воздуха и воды». |
Познание | |||
Автор: Фролова Наталья Николаевна | |||
21.01.2021 16:41 | |||
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Свойства воздуха и воды». Фролова Наталья Николаевна, воспитатель МАДОУ «МАЯЧОК» детский сад №95 «Росинка», Свердловская область, город Нижний Тагил. Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воздуха. Задачи: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Предварительная работа: Беседа «Живая и неживая природа», рассматривание книг, энциклопедий, видео-фильмов, презентаций о воздухе и воде, о их роли в жизни человека, наблюдения в окружающей природе за ветром, чтение художественной литературы, разгадывание загадок. Оборудование: Трубочки, стаканы прозрачные пластиковые, веера, пакеты прозрачные полиэтиленовые, бутылки прозрачные пластиковые без этикеток, тазик, карандаши цветные, карточки для детей, музыкальный проигрыватель, игрушка Буратино, сундучок. Ход занятия. I этап. Мотивационный (5-7 мин.) Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в гости из сказки прибежал Буратино. Здравствуй, Буратино! Буратино: Здравствуйте ребята, я торопился в школу, а потом как все закружилось, и я оказался здесь. Воспитатель: Ты в детском саду и тебя сюда принес сильный ветер (вьюга). Буратино: А как же мне попасть обратно? Вы мне поможете? Дети: да Воспитатель: Обязательно поможем, только раз ты шел в школу, может, ты, пока, останешься и поучишься вместе с нами? Буратино: Хорошо, мне очень интересно узнать что-то новое. Воспитатель: Ребята и наш новый друг Буратино, посмотрите, какой волшебный сундучок стоит, давайте посмотрим что там? Дети: Мы ничего не видим. Воспитатель: В сундучке что-то должно быть, но, например, я ничего не вижу, а вы? Дети: И мы ничего не видим. Воспитатель: Может, понюхаем? (дети нюхают и приходят к выводу, что ничего не чувствуют). Воспитатель: Я ничего не понимаю. Заглянем ещё раз, что вы видите внутри сундучка? Дети: Мы видим только стенки и дно. Воспитатель: Может, кто-то догадался, что это может быть? Дети: Нет. Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки, а вы постарайтесь отгадать. Тогда и узнаем, что в сундучке. Загадки. Через нос проходит в грудь Для дыхания он нужен, Он прозрачный невидимка, Воспитатель: Правильно! В сундучке воздух! Воспитатель: Скажите, пожалуйста, так что такое воздух? Дети: Воздух, это то, чем мы дышим. Воспитатель: Правильно! А раз мы им дышим, значит, нам нужен чистый, свежий воздух, правда? Дети: Да. Воспитатель: Как вы думаете, где же находится этот чистый свежий воздух? Дети: В парке, в лесу. Воспитатель: Вы правильно мыслите. Самый чистый воздух – в лесах, садах и парках, так как там много растений и деревьев. А растения еще называют «легкими нашей планеты», потому что они очищают воздух от загрязнения. А в городах, что загрязняет воздух? Дети: Транспорт, фабрики и заводы. Воспитатель: Ребята, а когда мы в помещении находимся, мы дышим свежим воздухом? Дети: Не всегда. Воспитатель: Что надо делать, чтобы воздух был свежим? Дети: Проветривать. Воспитатель: Верно! Только проветривать помещение следует тогда, когда в нем нет людей. Как вы думаете почему? Дети: Может продуть и заболеешь. Воспитатель: Все верно, ребята! Мы дышим воздухом, поэтому надо чаще гулять на улице, проветривать помещение и стараться чаще бывать в лесу, парках и садах, где много растений. И подальше находится от дорог, где много транспорта. Ребята, чтобы узнать еще лучше какой воздух, его можно исследовать в лаборатории. II этап. Непосредственно-образовательная деятельность. (10-15 мин.) Воспитатель: Ребята, а давайте вы расскажете нашему гостю, что такое лаборатория? Дети: Лаборатория это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты. Воспитатель: Какие правила поведения существуют в лаборатории? Дети: Не толкаться, не кричать, не трогать руками, в рот ничего не брать и не пить, в лабораторию заходить в специальной одежде, слушать внимательно взрослого. Воспитатель: Присаживайтесь на места, одевайте халаты. У каждого есть карточки-помощницы, которые вы будете заполнять после каждого опыта, чтобы закрепить полученные знания. Приступим к первому опыту ОПЫТ № 1. Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? Дети: ничего. Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закрываем его. Пакет полон воздуха и похож на …подушку. Воздух занял всё место в пакете. Какой мы можем сделать вывод? Ответы детей Вывод: Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать, и мы смогли это сделать. Воздух можно почувствовать, пакет пуст воздуха в нём нет. Рассматриваем карточки, заполняем. ОПЫТ № 2. Воспитатель: А теперь приступаем ко второму опыту. Почему салфетка слетела со стола? Я до неё не дотронулась. Дети: Ветер ее сдул. Воспитатель: Хотите почувствовать, как движется воздух? Посмотрите, у вас на столе лежат веера из бумаги, давайте ими помашем. Сделайте лёгкий ветерок, а теперь сильный. Какой вывод можно сделать? Вывод: Ветерок – это воздух, который движется. Физкультминутка Ветер веет над полями (маршируем на месте). И качается трава, (качаем руками над головой). Облако плывет над нами (плавающие движения) Словно белая гора (руки треугольником над головой). Ветер пыль над полем носит (качаем руками перед собой). Наклоняются колосья (руки на пояс). Вправо-влево, взад-вперед, (наклоны в сторону) А потом наоборот (поворот на месте). ОПЫТ № 3 Воспитатель: Приступаем к третьему опыту. Воздух повсюду …и даже внутри нас!!! Хотите проверить? Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо-тихо. И посмотрим, что произойдёт? Что это происходит с водой? Дети: Выходят пузырьки. Воспитатель: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы). Воспитатель: Пузырьки — это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Воспитатель: Дуем сильно, а теперь слабо. Пузырьков было одинаковое количество? Дети: когда дуем слабо, пузырьков мало, а когда сильно — много. Вывод: Когда вдыхаем много воздуха, то пузырьков много, а если мало, то и пузырьков мало. Воспитатель: Мы увидели воздух, который находится внутри нас. Опыт № 4 Воспитатель: А почему пузырьки поднимаются на поверхность? Дети: Потому что воздух легче воды. Воспитатель: Это мы сейчас проверим. Воспитатель: На столе у меня стоят: тазик с водой, и две одинаковые бутылки. Как вы думаете, с чем они? Дети: пустые (вода, воздух) Воспитатель: возьмем бутылку с водой и опустим в тазик с водой, что произойдет? Дети: утонет Воспитатель: теперь опускаем бутылку с воздухом, что с ней произойдет? Дети: не тонет Воспитатель: какой мы можем сделать вывод? Варианты детей. Вывод: Воздух легче воды. Выводы: воздух прозрачный, он вокруг нас, его можно поймать. Ветер — это движение воздуха. Воздух есть внутри нас. Воздух легче воды. III этап. Рефлексия и итог (3-5 мин.) Воспитатель: Что нового вы узнали сегодня? Дети: воздух прозрачный, он вокруг нас, его можно поймать. ветер- это движение воздуха. Воздух есть внутри нас. Воздух легче воды. Воспитатель: Какой опыт вам понравился больше всего? Почему? Воспитатель: Буратино, тебе понравилось работать в нашей лаборатории? Буратино: Очень! Воспитатель: Попробуй, показать новые опыты своим друзьям в школе. А, вы, ребята, проделайте новый опыт дома с мамами и папами, посмотрите на ваших карточках последнее задание и вы выполните сами. Расскажите, что вам надо будет сделать? Давайте попрощаемся с Буратино и отправим его домой опять с помощью ветра. Жду вас в нашей лаборатории для новых открытий!
|