Конспект НОД на тему: «Ознакомление со свойствами тканей с элементами экспериментирования в подготовительной группе» |
Познание | |||
Автор: Смолина Татьяна Александровна | |||
26.12.2020 21:51 | |||
Конспект НОД на тему: «Ознакомление со свойствами тканей с элементами экспериментирования в подготовительной группе» Подготовила воспитатель логопедической группы Смолина Татьяна Александровна Автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Долгопрудного детский сад комбинированного вида № 18 «Светлячок» (АОУ детский сад № 18) 2017 год. Цель: развивать познавательную активность старших дошкольников в процессе знакомства со свойствами ткани. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Материалы и оборудование: сундучок, образцы тканей (ситец, драп, лён, атлас, бархат, органза, болонья), лупы, 2 пластиковые бутылки с тёплой водой, ножницы, ёмкость для воды, одноразовые стаканчики, ложки, фен, вата, клубок. ХОД НОД. 1. Организационный момент. - Ребята, на предыдущих занятиях мы обсуждали, какие виды тканей бывают, откуда они берутся, как человек их изготавливает. А сейчас мы поговорим об особенностях, о свойствах, об отличиях тканей. Вы сегодня будете настоящими учёными — экспериментаторами и узнаете что-то новое и интересное о тканях. Воспитатель садится вместе с детьми в круг на ковёр. - Ребята, я принесла для вас сундучок. Как вы думаете, что в нём находится? -Ткани. -Верно. Давайте их рассмотрим. Воспитатель достаёт первую ткань – хлопковую (сатиновую). Дети рассматривают, трогают лоскуток и называют признаки данной ткани (натуральная — синтетическая; тонкая — толстая, плотная, прочная; нежная, мягкая, приятная на ощупь — грубоватая; гладкая — шероховатая, шершавая, ворсистая; лёгкая — тяжёлая; прозрачная — непрозрачная; блестящая, красивая и т. д.). 2. Сравнение тканей по теплопроводности. -Отгадайте мою загадку: Кто, угадай-ка, -Зима. -Правильно. Как вы думаете, какая ткань подошла бы для зимней одежды и почему? (предположения детей). Давайте рассмотрим ткань из драпа (дети называют признаки ткани и сравнивают её с ситцем). Опыт 1: Возьмём 2 пластиковые бутылки с теплой водой и завернем одну бутылку в ситец, а другую — в драп. Как вы думаете, где быстрее остынет вода? (ответы детей). О результатах опыта мы узнаем в конце занятия. 3. Определение причины прочности ткани. Далее воспитатель достаёт из сундучка ещё несколько видов тканей (льняную, атласную, бархатную); дети называют их признаки. Ребята, любая ткань достаточно прочная, крепкая (дети тянут, дёргают ткань). Почему же ткань не разваливается на части? (предположения детей). Давайте заглянем внутрь ткани с помощью лупы. Опыт 2: Каждому ребёнку выдаётся лоскуток ткани и лупа. Дети приходят к выводу, что ткань состоит из волокон, нитей, которые переплетаются между собой и крепко держат друг друга. 4. Определение водопроницаемости ткани. - А сейчас я приглашаю вас занять свои места за экспериментальными столами, чтобы вы смогли почувствовать себя настоящими учёными. - Отгадайте мою загадку: Пришла волшебница прекрасная, Листву без краски перекрасила. - Конечно же, это осень. Как вы думаете, из какой ткани лучше шить осеннюю одежду? Почему? (ответы детей). Опыт 3: Сейчас мы проведём эксперимент и узнаем, какая же ткань не пропускает воду. На столе у каждого ребёнка находятся два стаканчика, накрытые ситцем и болоньей, ёмкость с водой и чайная ложка. Дети набирают ложкой воду и выливают её сначала на ситцевую ткань, затем на болонью. Ситцевая ткань намокла, и вода стекла в стаканчик. Болонья не намокла и не пропустила воду. Дети приходят к выводу, что ситцевая ткань водопроницаемая, а болонья- водонепроницаемая. А значит, в дождливую осеннюю погоду лучше носить одежду из непромокаемой болоньевой ткани. 5. Определение воздухопроницаемости ткани. -Отгадайте следующую загадку: Угадали? Ну, конечно, … (лето). - Дети, как вы считаете, какие ткани подошли бы для летней одежды и почему? (ответы детей). - Чтобы человеку летом не было жарко, и он не потел, ткань должна хорошо пропускать воздух. Давайте проверим, какая ткань пропускает воздух, а какая нет. Опыт 4: Для опыта нам потребуются 2 вида ткани (натуральная и синтетическая), фен и комочек ваты. С помощью фена продуваем по очереди оба вида ткани и наблюдаем за ватой. В случае с хлопковой тканью вата улетела, а в случае с синтетикой осталась на месте. Дети приходят к выводу, что через натуральные ткани воздух проходит легко, а через синтетические — плохо. Значит, натуральные ткани лучше подходят для пошива летней одежды, а в синтетической одежде нам будет жарко. 6. Динамическая пауза: Физкультминутка «Одежда» Ох, испачкалась одежда, Надо нам ее спасти, Всю одежду замочили, А потом легко и ловко Игра «Сядет тот, у кого…»: Воспитатель предлагает сесть тому, у кого в одежде ткань в клеточку, в горошек, в полоску, у кого есть синий цвет, жёлтый цвет и т. д. 7. Сравнение тканей по способности мяться. Опыт 5: -Сейчас мы проверим, какой вид ткани, натуральный или синтетический, мнётся сильнее. У каждого ребёнка два лоскутка ткани. Сначала мнём хлопковую ткань, а затем синтетическую. Дети убеждаются в том, что натуральная ткань сильно измялась, а синтетическая практически не изменила свою форму. 8. Сравнение тканей по плотности. Опыт 6: Дети берут лоскутки ситца, драпа, органзы и пытаются разрезать их ножницами. Дети приходят к выводу, что чем тоньше ткань, тем легче ее разрезать ножницами. 9. Оценка результатов первого опыта. - А теперь пришло время проверить результаты нашего первого опыта. Давайте развернем ткани на бутылочках и потрогаем их. Какая теплее? Как вы думаете почему? Дети делают вывод, что более толстая и плотная ткань лучше сохраняет тепло и защищает от холода. 10. Рефлексия и итог занятия. - Ребята, сегодня, благодаря опытам, вы много узнали о свойствах тканей. Мне бы хотелось, чтобы вы поделились своими впечатлениями о той работе, которую мы с вами выполнили. Дети садятся в круг, перекатывают друг другу клубочек и говорят о том, что им запомнилось и понравилось больше всего.
|