Познание | |||
Автор: Никитина Наталия Анатольевна | |||
25.12.2020 18:20 | |||
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы на тему: «Наураша в стране Наурандии: в поисках электричества» Цель: Познакомить детей с электричеством, научить измерять напряжение в простейших цепях электрического тока. Задачи: Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. Предварительная работа: беседа об электроприборах, разгадывание загадок по теме электричество, игра «Что было раньше и сейчас», беседа «Что такое батарейка и его предназначение» Материалы и оборудование: часы с разряженной батарейкой, яблоко, лимон, клубень картофеля, емкость с соленой водой, емкость с водой для промывки электродов после измерений, б/у батарейки, компьютер, комплект лаборатории Наураша по теме «Электричество» картинки с разными видами электростанций, картинки с правилами безопасного обращения с электричеством и электроприборами. Методы и приемы: Словесный: беседа, рассказ, художественное слово, обсуждение, выступления детей; Наглядный: демонстрация наглядных пособий, показ способа действия; Практический: выполнение опытно-экспериментальной деятельности. Словарная работа: «электричество», «электрический ток», «напряжение», «электроны», «электроды», «динамо-машина», «гидроэлектростанция», «теплоэлектростанция» Ход непосредственно-образовательной деятельности: 1. Организационный момент: 1) Приветствие. Дети стоят в кругу, лицом друг к другу. С добрым утром! (Поднять правую руку) С новым днём! (Поднять левую руку) С новым солнцем за окном! (Развести руки в стороны) Утро доброе встречай! (Хлопки в ладоши) День хороший начинай! 2). Вводная часть. Постановка проблемы. Воспитатель. Ребята, подскажите пожалуйста, какой прибор помогает определить точное время суток? (ответы детей – часы). У нас в группе, конечно же, есть этот предмет и вы с ним знакомы. Но с нашими часами что-то случилось, они не идут, стрелки не двигаются и они не тикают. Что же с ними могло произойти? (Обсуждение детей) На наших часах села батарейка. А с батарейкой мы с вами уже знакомы и знаем, что в себе она хранит электричество. А если заряд электричества в батарейке закончился, как же нам быть? Я предлагаю вам отправиться к нашему другу – всезнайке Наурашу в страну Наурандии. 2. Основная часть. 1) Работа в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии». Знакомство с понятием «Электричество». Воспитатель: Ученые установили, что электричество — это поток мельчайших заряженных частиц- электронов. Каждый электрон несет небольшой заряд энергии. Когда такие электроны накапливаются, заряд становится большим и возникает электрическое напряжение. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы-электроны. Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Измеряется электричество в вольтах. Напряжение в домашних розетках 220 Вольт – это много и опасно для жизни. И мы с вами должны соблюдать правила безопасности при работе с электричеством. Напомните, пожалуйста, мне о них. (Ребята вспоминают правила безопасного пользования с электроприборами, используя карточки-инаглядности) -Электроприборы могут ударить током, стать причиной пожара. Поэтому, выходя из дома, необходимо выключать телевизор, магнитофон, утюг и т.д. -Нельзя тянуть руками электрический провод, можно брать в руки только вилку. -Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам, не дотрагиваться до них. Это опасно для жизни. -Нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам и проводам. -Нельзя стоять под деревом во время грозы. -Нельзя вставлять никакие предметы в розетку. -Без взрослых- ничего не трогать. Воспитатель: Подробней об электричестве вы узнаете, когда пойдете в школу. А сейчас предлагаю вам вспомнить электроприборы и сделать электрическую физминутку. Физкультминутка. Игра «Ток бежит по проводам» Ток бежит по проводам, Дети, бегут по кругу. Свет несёт в квартиру нам. Чтоб работали приборы, Делают круговые движения руками, перед собой. Холодильник, мониторы. Повороты влево, вправо. Кофемолки, пылесос, Ток энергию принёс. 2) Электричество в природе. Задания на измерения в лаборатории Наураша. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, живет ли электричество в природе? (ответы детей). Открою вам секрет, что небольшие частицы напряжения есть в овощах и фруктах.
Вывод: в кислом яблоке, лимоне, картофеле есть напряжение. Обычная батарейка устроена примерно так же, как «электрояблоко» или «электролимон», только вместо кислого сока в ней специальное химическое вещество. 3) Знакомство с динамо-машиной. Воспитатель: Ребята, получается, в нашей батарейке есть специальное химическое вещество, которое помогает образовывать электричество. Но кроме химических источников тока существуют другие, например динамо-машина. Воспитатель: Динамо-машина – это моторчик, который можно крутить самим. Если к моторчику подвести электричество, то он будет вращаться самостоятельно. А если раскрутить его вал вручную, моторчик будет вырабатывать электричество. 4). Эксперимент «Электричество с помощью динамо-машины» (Подготовить динамо-машину: подсоединить провода к контактам динамо-машины и к проводам датчика, раскрутить вал). Вывод: чем быстрее крутишь, тем больше напряжение. 5). Электричество в жизни человека. Воспитатель: Электричество, которое у нас дома, также вырабатывают динамо-машины, только очень большие. Их приводит в движение вода, на гидроэлектростанциях (показ иллюстрации) или пар, на тепловых электростанциях. Солнечные — с помощью солнца. Ветровые – с помощью ветра. Затем, электрический ток течёт по проводам, спрятанным глубоко под землёй или очень высоко над землёй, приходит в наши дома, попадая в выключатели и розетки и помогает работать нашим электрическим приборам. 3. Заключительная часть. Воспитатель: Вот и закончилось наша встреча со всезнайкой Наурашем. А чтобы наше путешествие вам запомнилось, я хочу подарить вам вот такие лампочки и спросить «Что понравилось и запомнилось вам особенно в нашем путешествии?» (ответы детей). Воспитатель: Электричество играет в жизни человека очень большую роль. Желаю вам помнить о важности электроприборов в нашей жизни и не забывать о коварстве электричества. Помните правила безопасности по использованию электроприборов и берегите электричество: вовремя выключайте свет и электроприборы. До новых встреч!
|