Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация экспериментальной деятельности в младшей группе ДОО
Познание
Автор: Шемякина Мария Евгеньевна   
14.12.2020 21:43

Организация экспериментальной деятельности в младшей группе ДОООрганизация экспериментальной деятельности в младшей группе ДОО

Шемякина М.Е., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 65 «Калинка»

Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире — важнейшие черты детского поведения. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития. Осознанное экспериментирование как способ познания мира, начавшись в трехлетнем возрасте, сохраняется в течение всей жизни.

 

Академик Н.Н. Поддьяков рекомендовал широко внедрять метод организованного и контролируемого экспериментирования дома и в детском саду во всех видах деятельности. Детская опытническая деятельность в форме экспериментирования, как форма педагогической работы, обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе на равных, как партнеров), создавая особую атмосферу, которая позволяет каждому ребенку реализовать познавательную активность.

Развитие познавательной деятельности детей является одним из основных направлений работы педагога согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Расширение кругозора, усвоение знаний о предметах окружающего мира, их качествах и свойствах эффективно осуществляется через формирование опытно-экспериментальных навыков.

Детское экспериментирование – одна из наиболее эффективных современных педагогических технологий, открывающая новые возможности воспитания и обучения дошкольников.

Реализуя основную образовательную программу дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 65 «Калинка» г. Нижнего Новгорода, разработанную на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, мы особое внимание уделяем всестороннему развитию личности каждого ребенка, способствуем расширению представлений детей об окружающем мире, формируем элементарные знания об объектах и явлениях живой и неживой природы, т.е. развиваем познавательную активность дошкольников с помощью экспериментальной деятельности.

Цель опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе -формирование и расширение представлений детей об объектах окружающего мира через практические действия.

Экспериментирование способствует активному развитию мыслительных способностей: наблюдая за объектами опыта, ребёнок анализирует, обобщает полученные сведения, сравнивает их, делает элементарные выводы. Исследовательские качества проявляются в различных режимных моментах (на занятиях, во время прогулок, в самостоятельной деятельности), дети 3–4 лет стремительно познают мир.

Опытно-экспериментальная деятельность в младшей группе направлена на решение ряда задач:

Образовательные:

  • расширение представлений о свойствах и качествах объектов живой и неживой природы;
  • развитие способности самостоятельного исследования предметов;
  • формирование умения использовать приборы в исследованиях (лупу, фонарик, магниты).

Развивающие:

  • совершенствование мелкой моторики и координации движений;
  • развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия;
  • развитие внимания и памяти;
  • развитие речевых способностей.

Воспитательные:

  • создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию;
  • создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований, воспитание взаимопомощи внутри коллектива;
  • воспитание самоконтроля и саморегуляции, воспитание усидчивости и аккуратности;
  • воспитание умения следовать поручениям взрослого.

Грамотно организованная нами развивающая предметно-пространственная среда в группе позволяет детям развивать исследовательские навыки и предпринимать попытки самостоятельного экспериментирования. В помещении нашей группы создан центр экспериментирования. Приглашает к экспериментированию наш хранитель лаборатории – Гена Барбоскин.

Материальная база опытно-экспериментального центра:

  • природные материалы: песок, камни, образцы древесины, листья, зёрна, ракушки
  • игрушки для исследований: шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов
  • приборы: магниты, линзы цветные и увеличительные, зеркало, линейки, весы
  • сосуды: стаканы, миски, баночки, мензурки, колбы
  • медицинские материалы: пинцеты, ватные диски и палочки, марля
  • вещества: соль, сахар, пищевые красители, мука, мыльные пузыри
  • фартуки, косынки, нарукавники

- коллекции (бумаги, ткани, открыток, фантиков, любимых игрушек).

Мы разработали авторские дидактические пособия:

- Бизиборд «Паровозик Гены Барбоскина», где каждый вагон – мини-лаборатория. На локомотиве можно магнитной удочкой проверить, какие материалы магнитятся, какие нет, одеть перчатки- «магниточки» и ощутить притяжение руками. Первый вагон приглашает поиграть с магнитами на веселой полянке, на магнитной дорожке. Второй вагон – это лаборатория света. Загляните в темную глубину, определите на ощупь, какие игрушки там спрятались. А теперь включим фонарик. Свет – это наш помощник! На фетровом поле можно разместить белую снежинку, цветок, листочек и посмотреть через цветное окошечко. Что изменилось? На третьем вагоне находятся весы и предметы для взвешивания. Наши воспитанники сами могут определить, что тяжелее, уравновесить весы.

- Ширма «Любознайка». На трех створках представлены лаборатории «Свет и тень» (здесь можно поиграть в теневой театр, запустить солнечных зайчиков, посветить фонариками с разными световыми эффектами), «Свойства воды» (через воронки различного диаметра можно налить, перелить воду в различные емкости, окрасить воду, растворить всевозможные вещества), «Свойства воздуха. Веселый ветерок» (здесь Вы найдете султанчики, веера, флюгер и ветряную мельницу, воздушные шарики, — все, что поможет «увидеть» воздух).

В своей практике мы применяем такие формы работы, как наблюдение, целевая прогулка, рассматривание, опытническая деятельность, конструктивно-модельная деятельность, развивающая игра, игра — эксперимент, рассказ, беседа, проблемная ситуация.

Исследовательская деятельность побуждает наших воспитанников интересоваться новым и неизвестным в окружающем мире. Они учатся задавать вопросы взрослому, им нравится экспериментировать, они привыкают действовать самостоятельно. Поэтому мы будем продолжать нашу работу по организации опытно-экспериментальной деятельности, чтобы поддерживать и развивать в детях интерес к исследованиям, открытиям, будем создавать необходимые для этого условия.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год