Организация экспериментальной деятельности в младшей группе ДОО |
Познание | |||
Автор: Шемякина Мария Евгеньевна | |||
14.12.2020 21:43 | |||
Организация экспериментальной деятельности в младшей группе ДОО Шемякина М.Е., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 65 «Калинка» Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире — важнейшие черты детского поведения. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития. Осознанное экспериментирование как способ познания мира, начавшись в трехлетнем возрасте, сохраняется в течение всей жизни.
Академик Н.Н. Поддьяков рекомендовал широко внедрять метод организованного и контролируемого экспериментирования дома и в детском саду во всех видах деятельности. Детская опытническая деятельность в форме экспериментирования, как форма педагогической работы, обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе на равных, как партнеров), создавая особую атмосферу, которая позволяет каждому ребенку реализовать познавательную активность. Развитие познавательной деятельности детей является одним из основных направлений работы педагога согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Расширение кругозора, усвоение знаний о предметах окружающего мира, их качествах и свойствах эффективно осуществляется через формирование опытно-экспериментальных навыков. Детское экспериментирование – одна из наиболее эффективных современных педагогических технологий, открывающая новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Реализуя основную образовательную программу дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 65 «Калинка» г. Нижнего Новгорода, разработанную на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, мы особое внимание уделяем всестороннему развитию личности каждого ребенка, способствуем расширению представлений детей об окружающем мире, формируем элементарные знания об объектах и явлениях живой и неживой природы, т.е. развиваем познавательную активность дошкольников с помощью экспериментальной деятельности. Цель опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе -формирование и расширение представлений детей об объектах окружающего мира через практические действия. Экспериментирование способствует активному развитию мыслительных способностей: наблюдая за объектами опыта, ребёнок анализирует, обобщает полученные сведения, сравнивает их, делает элементарные выводы. Исследовательские качества проявляются в различных режимных моментах (на занятиях, во время прогулок, в самостоятельной деятельности), дети 3–4 лет стремительно познают мир. Опытно-экспериментальная деятельность в младшей группе направлена на решение ряда задач: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Грамотно организованная нами развивающая предметно-пространственная среда в группе позволяет детям развивать исследовательские навыки и предпринимать попытки самостоятельного экспериментирования. В помещении нашей группы создан центр экспериментирования. Приглашает к экспериментированию наш хранитель лаборатории – Гена Барбоскин. Материальная база опытно-экспериментального центра:
- коллекции (бумаги, ткани, открыток, фантиков, любимых игрушек). Мы разработали авторские дидактические пособия: - Бизиборд «Паровозик Гены Барбоскина», где каждый вагон – мини-лаборатория. На локомотиве можно магнитной удочкой проверить, какие материалы магнитятся, какие нет, одеть перчатки- «магниточки» и ощутить притяжение руками. Первый вагон приглашает поиграть с магнитами на веселой полянке, на магнитной дорожке. Второй вагон – это лаборатория света. Загляните в темную глубину, определите на ощупь, какие игрушки там спрятались. А теперь включим фонарик. Свет – это наш помощник! На фетровом поле можно разместить белую снежинку, цветок, листочек и посмотреть через цветное окошечко. Что изменилось? На третьем вагоне находятся весы и предметы для взвешивания. Наши воспитанники сами могут определить, что тяжелее, уравновесить весы. - Ширма «Любознайка». На трех створках представлены лаборатории «Свет и тень» (здесь можно поиграть в теневой театр, запустить солнечных зайчиков, посветить фонариками с разными световыми эффектами), «Свойства воды» (через воронки различного диаметра можно налить, перелить воду в различные емкости, окрасить воду, растворить всевозможные вещества), «Свойства воздуха. Веселый ветерок» (здесь Вы найдете султанчики, веера, флюгер и ветряную мельницу, воздушные шарики, — все, что поможет «увидеть» воздух). В своей практике мы применяем такие формы работы, как наблюдение, целевая прогулка, рассматривание, опытническая деятельность, конструктивно-модельная деятельность, развивающая игра, игра — эксперимент, рассказ, беседа, проблемная ситуация. Исследовательская деятельность побуждает наших воспитанников интересоваться новым и неизвестным в окружающем мире. Они учатся задавать вопросы взрослому, им нравится экспериментировать, они привыкают действовать самостоятельно. Поэтому мы будем продолжать нашу работу по организации опытно-экспериментальной деятельности, чтобы поддерживать и развивать в детях интерес к исследованиям, открытиям, будем создавать необходимые для этого условия.
|