Формирование представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста на основе опытно-экспериментальной деятельности |
Познание | |||
Автор: Носкова Ирина Леонидовна | |||
28.11.2020 19:18 | |||
Формирование представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста на основе опытно-экспериментальной деятельности МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА "РЯБИНУШКА" Автор – составитель: воспитатель Носкова И.Л. р.п. Варгаши 2019г. Каждый ребенок рождается исследователем — неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о неживой природе, человек получает уже в детстве. В дошкольном образовательном учреждении процесс познания и накопления чувственного опыта регулируется целенаправленной работой педагога.
Формирование представлений о неживой природе является одной из составных частей опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста, и предполагает решение ряда воспитательно-образовательных задач в дошкольном учреждении. Опытно-экспериментальная деятельность помогает дошкольникам развивать наглядно-образное мышление, логику, зрительную память, позволяют показать связи между живым и неживым в природе; предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы "Как?" и "Почему?". В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов. Каждое исследование помогает ребенку найти решение различных задач и дает возможность понять, почему все происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению познавательного творчества. При формировании представлений о неживой природе и экологических понятий у детей старшего дошкольного возраста экспериментирование рассматривается как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие. Экспериментирование — это на ряду с игрой — ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования — вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребенок учится определять наилучший способ решения задачи и находит ответы на возникшие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила: ПРАВИЛА. 1. Установить цель эксперимента. (для чего мы проводим опыт) 2. Подоберите материалы. (список всего необходимого для эксперимента) 3. Обсудите процесс. (поэтапные инструкции по проведению эксперимента) 4. Подведите итоги. (точное описание ожидаемого результата) 5. Обьясните почему? (доступными для ребенка словами) Также необходимо знать и соблюдать технику безопасности и правила поведения при эксперименте. Вода — наиважнейший объект не живой природы на планете. Ею покрыто около 70% Земли. Именно Вода стала основой для возникновения живых существ на планете и до сих пор для многих животных и растений является естественной средой обитания. Свойства Воды уникальны и ценны для любого живого организма, человек в жаркий день без Воды не проживет и сутки. Давайте поговорим о воде. Например, вода может находиться в твердом (лед), жидком (вода), и газообразном (пар) состояниях. Предлагаю вашему вниманию несколько экспериментов доказывающих это. Цель: Познакомить детей со свойствами воды (прозрачная не имеет цвета запаха, вкуса, формы, текучая, вода растворитель) Задачи: -Развивать навыки проведения опытов: закреплять умения работать с прозрачной стеклянной посудой, стеклянными стаканчиками, палочками. -Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности. -Формировать представления о переходе воды из твердого состояния в жидкое, а из жидкого в газообразное. -Пробуждать интерес к опытам развивать любознательность, наглядно- действенный вид мышления. - Развивать наблюдательность, умение рассуждать и высказывать свое мнение. №1." Вода жидкая — может течь " Цель: Подвести детей к пониманию того что вода жидкая может течь. Содержание опыта: Дайте детям два стаканчика: один — с водой, другой- пустой и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкая, она не могла бы течь в реках, ручейках и в кране. Для того чтоб дети лучше поняли, что такое "жидкая" напомните что кисель бывает и жидкий, и густой. Если кисель течет то мы можем его перелить из стакана в стакан и мы говорим что он...... (дети определяют) жидкий. Если же кисель не течет а вываливается кусками мы говорим что он... (ответ детей) густой. Поскольку вода течет, мы называем ее жидкостью. Опыт№2. "Вода не имеет формы" Цель: Подвести детей к пониманию того что вода не имеет формы. Содержание опыта: Предложить детям рассмотреть кубик льда (напомните что лед — это твердая вода) Какой формы этот кусочек? Изменит ли он свою форму если мы отпустим его в стакан, миску, положим на стол или ладошку? Нет он останется кубиком (до тех пор пока он не растает) А жидкая вода? Пусть ребята нальют ее в тарелку, кувшин, стакан (любые сосуды) на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета в котором находится. А на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы. Опыт можно дополнить следующими наблюдениями: кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается в жидкость и растекается по поверхности. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Показать это детям налив ее в сосуды разной формы. Опыт№3." Вода не имеет вкуса" Цель: Подвести детей к пониманию, что вода не имеет вкуса. Содержание опыта: Спросить перед опытом, какого вкуса вода? После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Добавляем в один стакан ложечку сахара, размешиваем. Что получается? Растворился сахар или нет? Попробовать воду на вкус. Какой на вкус стала вода? Добавляем в другой стакан ложечку соли, размешиваем. Что произошло теперь? Растворилась соль или нет? Попробовать воду на вкус. Какой на вкус стала вода в этом стакане? Вода может растворять соль и сахар. Соль и сахар придают воде вкус. Опыт№4. "Вода не имеет цвета" Цель: Подвести детей к пониманию, что вода бесцветна. Содержание опыта: Берем четыре одинаковых прозрачных стакана с водой. Какого цвета вода? Добавить в стаканы с водой краску: в первый – красную, во второй – голубую, в третий – зеленую. Что произошло? Какого цвета стала вода? Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду. Вода не имеет цвета. Опыт№5 «Вода прозрачная» Цель: Подвести детей к пониманию что вода прозрачная. Содержание опыта: Ставим два одинаковых прозрачных стаканчика: один с водой, другой – с окрашенной водой. В оба стаканчика положить карандаши или ложечки. Что мы наблюдаем? В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами вода и окрашенная вода, в стаканчике с водой мы видим карандаш, а в стаканчике с окрашенной водой – нет. Вода прозрачная, а вода окрашенная – нет. Опыт№6 " Вода не имеет запаха" Цель: Подвести детей к пониманию того что вода не имеет запаха. Содержание опыта: Спросить у детей, чем пахнет вода? После ответов попросить понюхать воду и в стаканах с растворами (сахара и соли). А затем незаметно капнуть в воду капельку пахучего вещества и спросить чем же теперь пахнет вода? Опыт№7 " Испарение воды" Цель: Подвести детей к пониманию того что вода может испаряться. Содержание опыта: Вскипятите воду накройте крышкой и покажите, как сконденсированный пар превращается снова в капли воды и падает в низ. Опыт№8 "Пар это тоже вода" Цель: Подвести детей к пониманию того что пар — это вода. Содержание опыта. Для того чтобы показать детям еще одно состояние воды. Возьмите термос с кипятком. Откройте его чтоб дети увидели пар. Но нужно доказать что пар — это вода. Поместите над паром стекло или зеркало. На нем выступят капельки воды, покажите их детям. Если нет под рукой термоса, возьмите электрический чайник и вскипятите воду, обращая внимание на то, как по мере закипания воды выделяется больше пара. Пар -это тоже вода. Опыт№9 "Вода бывает теплой холодной и горячей. Цель: Подвести детей к пониманию того что вода бывает разной температуры. Содержание опыта Дайте детям стаканчики с водой разной температуры (при этом необходимо соблюдать технику безопасности) Горячую воду им показывали когда изучали пар. Пусть они пальчиком определят, где вода самая холодная, а где теплая. Подчеркните, что в реках озерах и морях вода тоже бывает разной температуры — и теплая и холодная. Некоторые рыбы, растения, звери могут жить только в холодной воде другие — только в теплой. Если вы были рыбами, то, какое море бы вы выбрали теплое или холодное? Почему? Как вы думаете, в каком море больше растений и животных в теплом или холодном и почему? В холодных морях и реках живет меньшее количество растений и животных. В природе существуют такие необычные места где, очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это Гейзеры. От них как от термоса идет пар. Как вы думаете много обитателей в таком горячем доме? Не много, но есть, например некоторые водоросли. Главное чтоб дети поняли, что в водоемах вода бывает разной температуры. Опыт№10"Лед легче воды" Цель: Подвести детей к пониманию того что лед легче воды. Содержание опыта: Пусть дети выскажут свои предположения: что будет с кубиком льда, если его опустить в воду? Он утонет, будет плавать или сразу растворится? Выслушайте детей, а потом проведите опыт. Лед плавает в воде. Он легче воды, поэтому не тонет. Оставьте лед в стаканчиках и посмотрите что будет. Лед растаял и превратился в воду. Опыт№11"Капельки" Цель: Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды. Содержание опыта: Предложить детям на прогулке выбрать сосульку. Принести в помещение и положить в отдельную емкость, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Вместо нее можно взять кусочек льда или комок снега. Дети должны следить за состоянием (сосульки, льда, или снега) в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, что происходит (с сосулькой, льдом, и снегом) как они постепенно уменьшаются " тают". Опыт№12"В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые нет" Цель: Подвести детей к пониманию, что есть вещества растворимые и нерастворимые в воде. Содержание опыта. Возьмем два стаканчика с водой. Добавляем в один стакан ложечку сахара, размешиваем. Что получается? Растворился сахар или нет? Сахар растворился. В другой стаканчик положим ложечку обычного песка и размешаем. Что получилось? Песок не растворился, оставил грязный осадок, и вода стала мутной. Песок в воде не растворяется. Опыт№13"Животворное свойство воды" Цель: Подвести детей к пониманию и значению животворное свойство воды. Содержание опыта: Заранее срежьте веточку быстро распускающихся деревьев. Приготовьте сосуд с надписью "живая вода". Рассмотрите веточки. После этого поставьте веточки в воду, и объясните что одним из главных и важных свойств воды. Давать жизнь всему живому. Поставьте ветки на видное место. Пройдет время они оживут. Вода необходима всем живым организмам растениям, животным и человеку. БЕЗ ВОДЫ НЕТ ЖИЗНИ, ВОДА ОДНО ИЗ САМЫХ ГЛАВНЫХ БОГАТСТВ ЗЕМЛИ Воздух — это газообразное вещество в состав которого входит кислород, углекислый газ,, и водород. Все организмы дышат, используя кислород воздуха. Растения поглощают углекислый газ, используя его для фотосинтеза, а выделяют кислород. Воздух без цвета, вкуса и запаха и содержится во всем, что нас окружает. Опыт №1 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой» Цель: подвести детей к пониманию того что воздух есть. Содержание опыта: Дети берут трубочку, опускают один конец в воду, а в другой дуют. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему? Вывод: когда выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух. Опыт №2 «Как поймать воздух?» Цель: Подвести детей к пониманию того что воздух прозрачный. Содержание опыта: Возьмите целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный» Опыт №3 «Чувствуем воздух» Цель: Подвести к тому, что воздух можно ощущать. Содержание опыта: Возьмите веера. Помашите ими, что чувствуете? (воздух, холодок). А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете? (воздух, струю воздуха). Вывод: обнаружили воздух — почувствовали его При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи веера, дули на ладошки). Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос. Опыт №4 «Слышим воздух» Цель: Показать экспериментальным путем что воздух можно слышать. Содержание опыта: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик. Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух. А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух. С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик). воздух можно услышать разными способами. Опыт №5 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ» Цель: Проверить есть ли у воздуха запах? Содержание опыта: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. Я каждому из вас предлагаю закрытыми глазами ощутить аромат, который я предложу. Опыт№6."Свеча в банке" Цель: Выявить, что при горении меняется состав воздуха. Кислорода становится меньше. Содержание опыта: Зажигаем свечу и задаем вопрос. Как можно потушить огонь не задувая свечу, не прикасаясь ни к свече ни к пламени? Накройте свечу банкой и наблюдайте, пока огонь не погаснет. Объясняем. что для горения нужен кислород, а под банкой его ограниченное количество. Когда кислород в банке закончился, свеча потухла. Из камней он появился, Зёрнами на свет явился: Жёлтый, красный, белый Или светло-серый. То морской он, то – речной. Отгадайте, кто такой! (песок) Песок — твердый, сыпучий, желтого или коричневого цвета. Состоит из мелких частиц, представляет собой продукт разрушения твердых пород действием солнца, воды, ветра. Не горит, в воде не растворяется. Песок — строительный материал, также используется для изготовления стекла, в медицине, и для творчества. Виды песка:
Опыт №1 «Сыпучий песок» Цель: Формировать представления о песке? Содержание опыта: Насыпьте песок в лоток и рассмотрите его через лупу. Обратите внимание на песчинки, какой они формы? Похожи ли одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? В песке каждая лежит отдельно, не прилипает к своим " соседкам Опыт №2 «Песок может двигаться» Цель: Познакомить со свойствами песка. Содержание опыта: Возьмите песок в руку он сыпучий и сыпется сквозь пальцы. Еще это можно наблюдать в песочных часах. Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтоб он попадал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают сплавы. Движение песка похоже на течение. Опыт №3 «Песок и вода» Цель: Познакомить со свойствами мокрого песка. Детям предлагается полить песок и что мы видим. Песок пропускает воду. Как изменился песок внешне? Рассмотрите его через лупу. Возьмите мокрый песок в ладонь, его нельзя сыпать струйкой, зато он принимает любую нужную форму, пока не высохнет. Чтоб проверить это наберем мокрый песок в форму и оставим до высыхания. Опыт № 4 «Песчаный сад, парк, город». Цель: Формировать представления, что из песка можно строить Содержание опыта: Построить на песке различные строения, дороги, мосты, используя сухие палки, цветы, камушки. Создать настоящую композицию города, парка, сада и обыграть ее. Опыт № 5 «На мокром песке остаются следы, отпечатки». Цель: Выяснить на каком песке остаются следы ладошек? Содержание опыта: Воспитатель предлагает на сухом песке оставить отпечатки ладошек. Хорошо видны отпечатки? Воспитатель смачивает песок, перемешивает его, ровняет. Предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек. Теперь получается? Посмотрите, виден каждый пальчик. Теперь сделаем отпечатки любых предметов. Что вы видите? Почему получились отпечатки ладошек и следы ног? (Потому что песок намочили). Камни В сережках у мамы огнем он горит. В пыли на дороге ненужный лежит. Меняет он форму, меняет он цвет. А в стройке годится на тысячу лет. Он может быть мелкий – в ладошке лежать. Тяжелый, большой – одному не поднять. Кто, дети, загадку мою отгадал? Кто этот предмет по приметам узнал? В сережках у мамы огнем он горит. В пыли на дороге ненужный лежит. Меняет он форму, меняет он цвет. А в стройке годится на тысячу лет. Он может быть мелкий – в ладошке лежать. Тяжелый, большой – одному не поднять. Кто, дети, загадку мою отгадал? Кто этот предмет по приметам узнал? (камень) Одни камни применяются в строительстве зданий, мостов, другие для их отделки. В старинных городах камнями выложены улицы (называется брусчатка). Поделочные камни используются для скульптур и отделки помещений, для украшений станций метро. Есть еще драгоценные камни. Их используют в украшениях. Из них делают даже картины. (Показать картину). Дети, а где в природе мы еще можем увидеть камни? (в земле, в горах, в воде, в пещерах) Давайте поговорим о камнях и их свойствах. Опыт № 1 «Камни, какие они?». Цель: Выяснить, что из себя представляют камни? Содержание опыта: Рассмотрите их, потрогайте, погладьте. Что видим? (Трещинки, ямки, дырочки) Какие камни бывают по величине? По цвету? По форме? Камни бывают гладкие и шероховатые. Они легкие или тяжелые? Мягкие или твердые? Опыт № 2 «Камни теплые и холодные?». Цель: Подвести детей к пониманию того бывают ли камни теплые? Содержание опыта: Приложите камень к щеке. Какой он? (Холодный) Подышите на него. Сейчас какой? (Теплый) Правильно, камни могут быть теплыми и холодными в зависимости от окружающей среды. Все камни необычны по – своему. Опыт № 3 «Камни тонут, не тонут в воде?». Цель: Подвести детей к пониманию того тонут не тонут в воде? Содержание опыта: Берем банку с водой, аккуратно кладем камень и наблюдаем. Обращаем внимание на дополнительные явления — по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более яркий. Камень утонул, потому что он тяжелый и плотный. Опыт № 4 «Камни издают звуки?». Цель: Подвести детей к пониманию того что камни издают звуки? Содержание опыта: Возьмите два камня и ударьте их друг о друга. Слышится звук. Иногда в горах можно слышать звук камнепада. Необычные камни, с которыми мы встречаемся практически каждый день (или очень часто). Отдельно я не так вкусна, Но в пище каждому нужна (Соль) Вы знаете, а ведь соль это тоже камень. Единственное минеральное вещество (каменная соль), которое люди употребляют в пищу. Опыт № 5 «Минералы растворимы в воде?». Цель: Подвести детей к пониманию того что некоторые минералы растворимы в воде? Содержание опыта: Все вы знаете соль. Пожалуйста, рассмотрите кристаллики соли. Опустим затем соль в воду. Что произошло? (Растворилась). И вода преобрела соленый вкус, значит некоторые минералы имеют вкус. Вывод: Соль это минерал который растворяется в воде и имеет соленый вкус. Каменную соль добывают глубоко в руднике. Давным – давно, здесь был океан, затем вода испарилась, а соль превратилась в камни (по другому в кристаллы). Каменную соль используют для приготовления пищи, в медицине, промышленности, и сельском хозяйстве. Белый маленький комочек, Он лежит в моей руке, Им рисуют на асфальте, Пишут буквы на доске. Белят потолки и печки, Растворяется легко. Опусти комочек в речку утечет как молоко. (мел.) Мел – это очищенный камень – известняк. Это то, что отложилось на морском дне. Опыт № 6 «Мел это минерал?». Цель: Подвести детей к пониманию того что минералы бывают хрупкие. Содержание опыта: Возьмите по кусочку. Рассмотрите. Что можно про него сказать? (Белый, твердый, не блестит) Но когда им пишут, он крошится, значит, хрупкий. Опустим мел в воду, помешать палочкой что произошло. Проводят опыт, делают вывод, что вода помутнела, мел растворился. Где используют мел? (Пишут на доске в школе, белят потолки и печки). Мел нужен не только для рисования; его применяют при изготовлении лекарств, в зубных пастах, в промышленности для производства извести, лаков, красок, стекла, цемента. С виду неприглядный камень, Он в земле лежит пластом. Чтоб наверх его поднять Надо в шахте побывать Под землею огоньки Это в шахте горняки. Молотками отбивают Этот очень нужный камень. (Уголь) Каменный уголь – полезное ископаемое растительного происхождения. Погибшие древние деревья и растения гниют, разлагаются и превращаются в рыхлый торф. Лежит этот торф много – много лет, прежде чем из него в земле образуется каменный уголь. Опыт № 7 «Уголь это минерал?». Цель: Подвести детей к пониманию того что минералы бывают хрупкие. Содержание опыта: Возьмите каменный уголь. Опишите. (Черный, твердый, блестящий, хрупкий – при ударе рассыпается, очень пачкается). Опустить в воду (вода помутнела, окрасилась, но уголь не растворился). Каменный уголь хорошо горит и дает много тепла. Идет уголь на отопление жилых помещений, используется как топливо на фабриках и заводах; железных дорогах для получения электроэнергии, духов, удобрений. Вот видите, как много мы узнали об удивительных камнях. Узнали, что камни бывают разные, отличаются по цвету, форме, величине, камни твердые, тонут в воде, они шершавые и гладкие, некоторые растворяются в воде, а некоторыми можно рисовать. ВСЕ ЭТО — НЕЖИВАЯ ПРИРОДА БЕРЕГИТЕ ЕЕ!!!
|