«Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» |
Познание | |||
Автор: Гарькуша Светлана Рашитовна | |||
07.11.2020 10:55 | |||
«Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» Опыт работы Муниципальной творческой группы ЗАТО Александровск В настоящее время значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Для того, чтобы ребенок в школе хорошо разбирался в сложнейших экономических понятиях, начинать работать в этом направлении нужно с дошкольного возраста. Актуальность воспитания экономической культуры детей обусловлена тем, что сегодняшним дошкольникам, предстоит жить в динамично меняющемся социуме и важно не упустить тот огромный потенциал в развитии, когда дети приобретают первый опыт экономических отношений.
Исходя из актуальности этого вопроса, в ЗАТО Александровск было решено создать творческую группу педагогов ДОО. Участниками творческого объединения стали воспитатели, заинтересовавшиеся этой темой. Почти все участники прошли курсы повышения квалификации, кто ещё не прошёл – планирует это сделать в ближайшее время. Реализуя план работы МТГ на данном этапе ставили задачи, представленные на слайде. Содержание работы творческой группы включило в себя: разработку методического портфеля по повышению финансовой грамотности воспитанников, методических материалов по созданию мини-музеев и муниципальной квест-игры «Секреты экономики». В ДС №1 «Сказка» г. Полярный реализован проект «Экономика для малышей» по авторской рабочей программе «Бизнес-школа для дошколят». Сказочный персонаж Гном Эконом помогал педагогу организовать учебный процесс с детьми. Именно Гном Эконом, веселый, добрый и находчивый герой побуждает детей исследовать окружающий мир и взаимодействовать с ним. Зачастую, именно он фокусирует внимание детей на поставленной перед ними проблеме. А почему? Да потому, что всем известно, что, играя, ребенок учится. Все занятия и мероприятия проводились в игровых формах: занятия-соревнования, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-викторины и т. д. Подготовка и проведение экскурсий в магазины и банки, проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион»; -организация настольных игр (Денежный поток, Монополия,), развивающих игр ( «Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому, что нужно для работы»; решение арифметических задач, кроссвордов – все это учило детей рассуждать, делиться своими суждениями, вести диалог, ценить и защищать материальные и нематериальные ценности. Общение с Гномом Экономом и решение проблемных задач, которые мы можем найти в программе или придумать самостоятельно, помогают детям легко знакомиться со сложным миром предметов и вещей, человеческих взаимоотношений. Программа проекта позволила раскрыть взаимосвязь между этическими и экономическими категориями: деньги, труд, товар, цена, с одной стороны, и честность, щедрость, экономность — с другой. Игры детей стали более содержательными, введены новые элементы (деньги, кошельки, банкоматы, банковские карты, и др), расширился круг игровых ролей, пополнился словарь детей, игровой замысел стал более творческим, а действия самостоятельными. Полученные знания и информацию дети самостоятельно или с помощью родителей изображали графически или в виде зарисовок, кто-то делал небольшие записи. После проведения занятия по теме «Деньги» у детей возник дополнительный интерес к данной теме и решено было собрать коллекцию для расширения знаний об объекте. Так появилась коллекция «Дети нового поколения за денежные отношения». Дети приносили монеты, купюры разных стран, затем рассказывали о ней информацию. Этому было отведено отдельное занятие. С данной коллекцией мы приняли участие в муниципальном конкурсе. В процессе работы с коллекцией воспитанники исследовали деньги, проводили с ними опыты… … изучали с помощью купюр разных стран карту, познакомились с географией Подробно знакомились с темой «Семейный бюджет», узнали из чего он состоит, и куда тратится. Этот вопрос решали вместе с родителями. А помог нам в этом творческий конкурс «Нарисуй семейный бюджет» Таким образом реализация Дополнительной общеобразовательной программы социально-педагогической направленности «Бизнес-школа для дошколят»» в детском саду прошла целенаправленно, планово и эффективно. Педагоги ДС №4 «Жемчужинка» в Полярном для формирования основ финансовой грамоты взяли за основу программу Центробанка России «Экономическое воспитание дошкольников». Провели квест-игру «Сокровища фикси-шкатулки». По итогам которой пришли к выводу: что квест-игра, это увлекательная, интересная форма работы по изучению с детьми основ финансовой грамотности, позволяющая решать поставленные педагогами задачи. Сочетание интерактива и практической, игровой деятельности дошкольников позволяет сделать изучение и закрепление достаточно сложного материала понятным и притягательным. Опытом сегодня поделится Кудрина Елена Борисовна. МБДОУ №9 «Березка» г. Снежногорска работают по программе «Азы финансовой культуры для дошкольников». Считают, что Искусство театра занимает особое место среди разнообразных форм обучения и воспитания детей в дошкольном возрасте. Это один из самых доступных видов деятельности, который позволяет решать многие проблемы педагогики и психологии, связанные с нравственным и художественным воспитанием личности, развитием личностных способностей, воображения, самостоятельности, инициативности и т. д. Пособие содержит 11 спектаклей, рекомендации для воспитателей по постановке мини – спектаклей, раздаточный материал (тексты для детей, исполняющих роли сказочных персонажей). Актёры – сказочные животные и птицы, количество актёров: 9 Во всех спектаклях играют одни и те же персонажи, а вот актёры меняются. Участвуя в мини-постановках, ребенок знакомится с основными понятиями, используемыми в финансовом мире, учится различать разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом. В конце каждой постановки даются вопросы для обсуждения, позволяющие закрепить и проконтролировать правильность понимания и степень усвоения материала дошкольником. На последнем заседании МТГ педагоги провели мастер класс с участниками МТГ по использованию мини-спектаклей в формировании основ финансовой грамотности. Педагоги д/с № 2 «Северяночка» из Снежногорска тоже считают, что Обучающий комплект "Азы финансовой культуры" — это возможность: познакомить дошкольников с денежной сферой жизни, заложить правильное отношение к финансовым ресурсам, подготовить к принятию своих первых финансовых решений. Для работы с детьми используют систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе изобретения Раймунда Луллия — "Круги Луллия". Педагоги подошли творчески к реализации этой игры – и придумали свои задания для детей, формирующие финансовую культуру воспитанников. Абдульменова Наиле Тафиковна, педагог д/с № 7 Снежногорска применяет в своей работе различные практики формирования основ финансовой грамотности воспитанников: В уголке «Познавай-ка» дети играют в развивающие, настольно-печатные и логические игры: отгадывают финансовые ребусы; складывают пазлы «Собери купюру», проводят опыты и эксперименты; Имеется «Театральный чемоданчик», который обеспечивает решение задач активизации творчества детей. В «Мастерской Самоделкина» дети раскрашивают, рисуют, придумывают и мастерят. В «Игротеке» хранятся атрибуты для организации самостоятельных сюжетно ролевых игр: Интересный лэпбук в виде экономического портфеля помогает детям постигать азы финансовой грамотности. Гарькуша Светлана Рашитовна- ваш покорный слуга познакомила участников МТГ с методическими рекомендациями по созданию мини-музеев и перечнем экспонатов для их создания. Мини- музей – по определению Даля «это собрание каких-либо замечательных вещей». Работа в мини-музее сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться формированием финансовой культуры воспитанников, задают вопросы, предлагают помощь, что в результате ведет к улучшению партнёрских отношений с родителями и наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей. Одним из решений для достижения результатов в данном направлении мы видим в разработке встраиваемой модели в основную образовательную программу дошкольного образования, которая бы включала в себя интеграцию музейной педагогики и информационно-коммуникативного ресурса – в формате интерактивного музея в детском саду. на примере музейной коллекции интерактивный музей в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждение «Детский сад № 55» г. Перми.
|