Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством краеведческой деятельности»
Познание
Автор: Гирина Юлия Сергеевна   
25.10.2020 16:49

Статья «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством краеведческой деятельности»Статья «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством краеведческой деятельности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществление деятельности по направлению физическое развитие детей № 11 «Катерок»

Выполнила: Гирина Юлия Сергеевна Воспитатель МБДОУ № 11 «Катерок»

Актуальность темы исследования. Познание города, региона, в котором живет ребенок, позволяет актуализировать его повседневные знания, опыт и применять свои знания и навыки; развивает аналитические способности, познавательную деятельность. Значение краеведческого образования – позволяет решать проблемы воспитания, любви к своей маленькой Родине, развитие интереса к культурному наследию, приобщение ребенка к культурным традициям, развитие эмоциональных и ценностных ориентаций посредством осмысления истории город.

 

Развитие способности ощущать красоту города, развитие способности понимать архитектурный и скульптурный облик города, его символы, способствовать развитию художественных и творческих способностей детей в продуктивной деятельности. Образовательные ситуации в истории могут предоставить детям материал для впечатлений и опыта, познавательный материал, а также стимулировать творческие реакции на него и способствовать эмоциональному и интеллектуальному развитию детей.

Краеведческие исследования вносят высокую степень духовности в окружающую среду человека, без которой человек не существовать осмысленно. Высокая эмоциональная отзывчивость, яркая окраска умственной жизни и практический опыт являются характерной чертой дошкольного детства. Задача дошкольного образования – дать правильное направление эмоциональному развитию ребенка, пробудить в душе восприимчивого ребенка гуманные чувства, стремление к сотрудничеству и позитивному самоутверждению.

Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии дошкольника. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма, любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопления ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек. Поэтому большое значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием своего родного региона [14, с. 142].

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Цель дошкольного краеведения – воспитание гражданина, любящего и знающего свой край. Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач [14, с. 144].

Одной из основных составляющих является – создание краеведческих центров (уголков) в возрастных группах, которые позволят повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного города. Содержание материалов в уголках краеведения зависит от возраста детей.

Второе направление – это непосредственно образовательная деятельность с детьми. Эта работа ведется систематически во всех возрастных группах. Педагогический коллектив детского сада в своей работе использует различные формы по ознакомлению детей с родным городом и родной страной: занятия, целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы, интерактивные игры и т.д. Эта работа ведется в совместной деятельности взрослого с ребенком и в самостоятельной детской деятельности, в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города, исторические фотографии и т.д.).

Работа с детьми по ознакомлению с родным городом ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно-дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного города, предметы народно-прикладного искусства).

Также традицией в детском саду должно стать возложение цветов к памятникам героев ВОВ, приглашение ветеранов на празднование Дня Победы. «Дерево без корней гибнет» – так гласит народная мудрость. Поэтому процесс ознакомления с родным городом надо вести систематически, разнообразно, комплексно и интересно.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель краеведения представляет собой всестороннее изучение ограниченной территории, в основе которого лежит поиск пространственных и временных связей между природными и социокультурными объектами и процессами. Правильная организация занятий краеведения в ДОУ позволяет достичь высоких результатов в развитии познавательных способностей детей. Дети лучше подготовлены к школьному обучению, происходит интенсивное развитие логического мышления и всестороннее развитие ребенка.

Список использованной литературы

  1. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан РФ». – М.: Спектр, 2015. – 203 с.
  2. Чекмазова Л.В., Леднева Е. М. Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ // Молодой ученый, 2016. – №28. – С. 953-954.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год