Деятельность педагога
|
Деятельность обучающегося
|
Этап 1. Вводная часть (3 мин)
|
Цель: создание благоприятной атмосферы на занятии, создание атмосферы
безопасности: эмпатическое принятие, поддержка ребенка. Приветствие, доброе
пожелание, установление зрительного, тактильного контакта. Включение каждого дошкольника в деятельность, активизация внимания.
|
Цель: настрой на совместную работу, включение в образовательную деятельность.
|
Здравствуйте, мои дорогие! Вот мы с вами опять собрались вместе, чтобы весело и интересно провести время. Встаньте, пожалуйста, в круг. Возьмитесь за руки, поздоровайтесь друг с другом, и поделитесь своей добротой, вот так: «Здравствуй, Настя, я рада тебя видеть!». В ответ скажите: «Как хорошо, Вика, что ты пришла».
Произнесем все вместе:
Добрый день! Добрый день!
Солнце, свет, земля!
Очень рады видеть вас
Мои друзья и я!
|
Дети встают в круг, выполняют задание.
Произносят хором.
|
Ребята, посмотрите друг на друга и скажите, что в вас разного в вашем внешнем виде?
|
Предполагаемые ответы детей: одежда
|
Слайд 1.
Для чего человеку нужна одежда?
|
Предполагаемые ответы детей: чтобы было тепло, быть красивым.
|
Какой должна быть одежда?
|
Предполагаемые ответы детей: красивой, чистой, удобной, модной.
|
Итак, одежда должна быть удобной, красивой, практичной, желательно из экологических натуральных материалов, она должна быть прочной – долго носиться.
|
Дети слушают.
|
Как вы думаете, из чего в древности шили одежду?
|
Предполагаемые ответы детей: из шкуры зверей, из листьев.
|
Слайд 2.
Одежда возникла в глубокой древности как средство защиты от холода, дождя, ветра, солнца. Человек использовал шкуру животных, кору деревьев, листья растений. Позже люди научились создавать самые различные ткани.
|
Дети слушают.
|
Сейчас из чего шьют одежду?
|
Предполагаемые ответы детей: из ткани.
|
Слайд 3.
Правильно, из ткани.
А вы хотите больше узнать о тканях?
|
Предполагаемые ответы детей: да.
|
Но тогда для этого продеться потрудиться, вы готовы?
|
Предполагаемые ответы детей: да.
|
Слайд 4.
Я предлагаю вам пройти в лабораторию.
|
Дети соглашаются.
|
Этап 2. Основная часть (15-20 мин)
|
Цель:формирование представлений о предстоящей деятельности. Создание проблемной ситуации, требующей разрешения. Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами.
|
Цель: осознают и принимают поставленную задачу.
|
Слайд 5.
Прежде чем вы приступите к работе нужно вспомнить правила поведения в лаборатории.
|
Дети рассматривают картинку и перечисляют правила поведения в лаборатории.
Предполагаемые ответы детей: не кричать, не толкаться, не пробовать на вкус, не трогать и т.д.
|
Слайд 6.
Каждый ученый в лаборатории находиться в специальной одежде. Как вы думаете, что это за одежда?
|
Предполагаемые ответы детей: специальная одежда: халат и шапочка
|
Правильно. И мы наденем специальную одежду, чтобы не испачкаться. Поможем друг другу завязать фартуки, и пройдем за свои рабочие места.
И мы с вами становимся исследователями.
|
Дети надевают фартуки и шапочки.
Дети помогают завязать фартуки друг другу и воспитателю.
|
Уважаемые исследователи, ткани делятся на две группы: натуральные и химические. Натуральные ткани делают из природного материала, а искусственные из химических веществ. Так как мы знаем, что одежда должна быть удобной, мягкой, сшита из натуральных тканей, поэтому сегодня мы будем беседовать о натуральных тканях, рассматривать их, проводить с ними опыты. У вас на столах лежат несколько образцов ткани.
|
Дети слушают педагога.
Дети рассматривают образцы ткани.
|
Опыт 1.
|
Можете их потрогать.
|
Дети изучают ткань на ощупь.
|
Возьмите лупу и посмотрите на нити этой ткани, они очень тонкие.
|
Дети берут лупу и рассматривают образец ткани.
|
Опишите мне этот образец ткани?
|
Предполагаемые ответы детей: мягкая, легкая, тонкая.
|
Слайд 7.
Это хлопок. Как вы думаете, что шьют из хлопчатобумажной ткани?
|
Предполагаемые ответы детей: полотенце, скатерть, платье, рубашку, постельное белье.
|
В какое время года, можно надеть одежду, сшитую из хлопчатобумажной ткани?
|
Предполагаемые ответы детей: летом.
|
Опыт 2.
|
Теперь рассмотрим второй образец ткани и сравним ее с хлопчатобумажной тканью.
|
Дети рассматривают следующий образец ткани.
|
Исследователи, какой он на ощупь?
|
Предполагаемые ответы детей: толстый, мягкий, если его прижать к щеке, то немножко колючий, теплый
|
Слайд 8.
Правильно. Такую ткань делают из шерсти овец, и называется эта ткань драп. А какую одежду можно сшить из драпа?
|
Предполагаемые ответы детей: юбку, пальто, брюки.
|
В какую погоду мы можем надеть одежду, сшитую из такой ткани?
|
Предполагаемые ответы детей: зимой, в холодную погоду.
|
Опыт 3.
|
А это, что за ткань? Кто догадался?
|
Предполагаемые ответы детей: шелк
|
Правильно, это шелк. Какой он?
|
Предполагаемые ответы детей: блестящий, гладкий, легкий
|
Слайд 9.
А что можно сшить из шелка?
|
Предполагаемые ответы детей: платье, костюм
|
Исследователи, какой мы можем сделать вывод?
|
Предполагаемые ответы детей: ткани не похожи друг на друга
|
Правильно, все виды тканей разные, поэтому из них шьют разную одежду.
|
Дети слушают.
|
Опыт 4.
|
Уважаемые исследователи, сейчас мы перед вами тарелочка с водой. Намочите каждый образец ткани и посмотрите, что с ними случилось?
|
Предполагаемые ответы детей: они все намокли.
|
Эти ткани хорошо впитывают воду, но можно ли их высушить?
|
Предполагаемые ответы детей: да.
|
Правильно, если мы их высушим, то они будут как прежде. Какой мы вывод сделаем?
|
Предполагаемые ответы детей: ткань впитывает воду и хорошо сохнет, не изменяя своего вида
|
Сейчас немного отдохнем
|
Дети встают в круг.
|
Физкультминутка
|
Педагог вместе с детьми выполняет движения и проговаривает текст
|
Дети повторяют за педагогом движения.
|
Коля, Коля, Николай, за собою убирай!
У тебя ленивы руки
Под столом ремень и брюки,
Не в шкафу рубаха,
Николай – неряха.
|
Шагают на месте
Хлопают в ладоши
Приседают
Руки на поясе, повороты туловищем
Грозят пальчиком и качают головой
|
Исследователи, мы с вами определили свойство ткани, что ткань хорошо впитывает влагу. А можно в такой одежде выйти в дождливую погоду?
|
Предполагаемые ответы детей: нет.
|
А что вы оденете в дождик?
|
Предполагаемые ответы детей: куртку.
|
Рассмотрим ткань еще один образец ткани. Нити этой ткани не встречаются в природе. Их придумал человек. Обратите внимание, как плотно они прилегают друг к другу.
|
Дети рассматривают образец.
|
Слайд 10.
Называется эта ткань болонья. Что можно сшить из такой ткани?
|
Предполагаемые ответы детей: куртку, штаны.
|
Опыт 5.
|
Опустите болонью в воду, она намокла?
|
Предполагаемые ответы детей: нет.
|
Слайд 11.
Болонья не впитывает воду, а наоборот отталкивает ее. Поэтому из такой ткани шьет не промокаемую одежду, а еще из такой ткани делают зонты.
|
Дети слушают педагога.
|
Опыт 6 – работа в группах.
|
Теперь проделаем еще опыт. Но сначала поделимся на две группы. В мешочке находятся ткани: хлопок и шелк, тот, кто возьмет шелковую ткань будет в первой группе, а кто – хлопковую, тот во второй группе.
|
Дети делятся на группы.
|
Первая команда берут образец ткани хлопок и шелк. Вторая группа – драп и болонью. Подуйтена них.
Что заметили?
|
Дети выполняют. Первая группа дует на образцы хлопка и шелка, вторая – драпа и болоньи.
Предполагаемые ответы: первая группа – хлопок и шелк развиваются в воздухе, когда дуем на них. Вторая группа – не развиваются в воздухе, эти ткани очень тяжело сдуть.
|
Хлопок и шелк – хорошо пропускает воздух, поэтому из такой ткани лучше шить летнюю одежду, чтобы в жаркую погоду людям было комфортно. А драп и болонья воздухонепроницаемая.
Мы с вами познакомились с натуральными видами ткани, с помощью опытов узнали, что у них есть различия и сходства.
|
Дети слушают педагога.
|
Юные исследователи, сейчас проведем еще один интересный эксперимент.
Но сначала давайте разомнем наши ручки и сделаем пальчиковую гимнастику.
|
|
Пальчиковая гимнастика.
|
Цель: развитие и совершенствование мелкой моторики рук; способствовать развитию речи; развитие творческих способностей; совершенствование способности к целенаправленным действиям; создание психологически комфортной обстановки
|
Цель: выполнение движений по тексту.
|
Я маме помогаю –
Платочки я стираю.
Я маме помогаю –
Платочки полоскаю.
Мы платочки отожмем,
А устанем отдохнем!
Вывесим платочки
На летнем ветерочке.
По платочком утюжком я пройду,
Их в порядок я, конечно, приведу.
Все складки и морщинки
Я разглажу без заминки!
|
Сжать ладони в кулаки и потереть их друг о друга
Опустить руки вниз и выполнять движения руками из стороны в сторону
Прижать кулаки друг к другу и вращать ими одновременно в разные стороны
Имитировать развешивание белья
Скользить ладонями по столу вперед-назад, словно гладите белье.
|
Практическая деятельность.
|
Цель: знакомство с нетрадиционной техникой рисования; развитие познавательного интереса; развитие психических процессов; развитие ориентировочно-исследовательской деятельности; развитие мелкой моторики пальцев рук.
|
Цель: выполнение задания.
|
Я предлагаю вам сделать цветные узоры на ткани.
Для этого на стакан положите ткань, закрепите ее резиночками.
Я вам предлагаю разные способы рисования. Первый способ - это рисование фломастерами по сухой ткани. Второй способ – нарисовать узоры из точек разноцветными фломастерами, а затем пипеткой набрать воду и капнуть несколько капель в центр рисунка. Третий способ – штампом из картофеля макнуть в краску и сделать отпечаток на ткани.
|
Дети выполняют действия за педагогом.
Дети выбирают вариант рисования на ткани.
Дети рисуют под музыку.
|
Этап 3. Заключительный (рефлексивный) (2 мин)
|
Цель: подведение итогов, оценка результатов, с привлечением детей к самооценке.
|
Цель: обмен впечатлениями. Получение положительной оценки своей деятельности.
|
Наше исследование подошло к концу.
Давайте вспомним, чем мы с вами занимались?
|
Предполагаемые ответы детей: делали опыты с тканями, рисовали на ткани.
|
А зачем мы делали опыты?
|
Предполагаемые ответы детей: для того, чтобы узнать, что ткань бывает разная, у ткани есть свойства.
|
Полученные сегодня знания, могут вам пригодиться когда-нибудь?
|
Предполагаемые ответы детей: да.
|
Молодцы! Вы сегодня узнали много нового и интересного.
|
|
Психогимнастика «Солнечный зайчик»
|
Цель: снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка.
|
Цель: избавляются от эмоционального напряжения.
|
Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройтеих. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот — погладьте животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает вас, подружитесь с ним. Отлично! Мы подружились с "Солнечным зайчиком", глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу. Как здорово, что мы с вами встретились!
|
|
Наша лаборатория закрывается. Снимаем специальную одежду и возвращаемся в группу.
|
Дети снимают фартучки и шапочки, занимаются свободной деятельностью.
|