Конспект итогового занятия кружка по обучению игре в шахматы в подготовительной группе «Буратино в гостях у ребят» |
Познание | |||
Автор: Григорьева Надежда Маркеловна | |||
17.09.2020 15:09 | |||
Конспект итогового занятия кружка по обучению игре в шахматы в подготовительной группе «Буратино в гостях у ребят» Составила: Воспитатель высшей категории МАДОУ «Детский сад №1» города Стерлитамак Григорьева Надежда Маркеловна Цель:
Задачи:
Оборудования: Демонстрационная магнитная доска с фигурами, чудесный мешочек, карточки для проигрывания, шахматные доски, жёлтые кружочки. Методы обучения: наглядный метод, словесный метод, самостоятельная работа на шахматной доске. Приём обучения: игровой. Ход занятия: 1. Сюрпризный момент — приход Буратино. -Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?
Я узнал, что в вашем детском саду дети учатся играть в шахматы! Это правда? Я мечтаю научиться играть в шахматы!!! Можно мне присутствовать на нашем занятии? (ответы детей) Воспитатель: «Но Буратино! В шахматной игре существует «Шахматный этикет»!» Это очень важное правило шахматистов! Ребята, давайте в первую очередь познакомим с этикетом нашего гостя — Буратино! Итак, важный ритуал — это рукопожатие! Буратино: Это я умею! Привет!!! (громко кричит) Воспитатель: Нет! Это не правильно! Ребята, кто расскажет, как правильно выполняется этот ритуал? Ответы детей. - Делается это молча, здороваться вслух не принято. Перед началом шахматной партии в шахматах принято обменяться рукопожатием. Это приветствие и знак взаимного уважения. После партии также принято рукопожатие. Проигравший протягивает руку первым, поздравляя соперника с победой. В случае ничьей – также жмем руку. Во время рукопожатия рекомендуется смотреть в глаза партнеру. Сейчас мы тебе покажем, как правильно нужно пожать друг другу руку. Игра «Приветствие!» — Дети по сигналу бубна хаотично двигаются по комнате и, по хлопку по бубну здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются – рукопожатием. Молчание – золото В шахматы играют молча. Категорически недопустимо мешать думать: комментировать ходы соперника, подсказки другим игрокам. Допустимо нарушить тишину в исключительных случаях. Например, когда требуется пригласить судью. В этом случае допускается позвать громко: «Товарищ судья!», «Господин судья!», или просто «Судья!» «Взялся — ходи!» Если ты дотронулся до шахматной фигуры, ход должен быть сделан этой фигурой и никакой другой. Если ты хочешь поправить фигуру, тогда надо сказать вслух: «Поправляю!». Нельзя «перехаживать» Ход в шахматах действие ответственное и необратимое. Ход сделан тогда, когда игрок отпустил руку от фигуры При падении фигур во время хода. Поправлять позицию должен тот игрок, кто уронил фигуры. Итак, Буратино!!! Мы тебя научим играть в шахматы, усаживайся и слушай внимательно!!! И помни — «Молчание –золото!» А мы, ребята покажем Буратино, чему мы научились! 2. Игра «Кто внимательный» Вопросы детям: -Что это такое? (шахматная доска) -Как называются эти клетки? (чёрные и белые поля) -Кто скажет, как располагаются поля на шахматной доске? (поочередно, белые и черные чередуются) -А каких полей больше черных или белых? (их равное количество) -Как правильно поставить шахматную доску? (доска должна лежать так, чтобы правое нижнее поле было белым) -Покажи длинную белую диагональ -Покажи короткую чёрную диагональ -Покажи вертикаль -Покажи горизонталь 3. А теперь, ребята, познакомим Буратино с шахматными фигурами! Загадки о шахматных фигурах! Не живёт в зверинце, не берёт гостинцы По косой он ходит, Хоботом не водит. (Слон) Фигура эта так упряма, что из угла идёт лишь прямо. Ходить умеет по вертикали. И ещё по горизонтали. (Ладья) Я бываю деревянный, Из пластмассы — я литой. Я скачу в игре всемирной. Догадались, кто такой? (Конь) Два братца через грядку смотрят, А подойти друг к другу не могут. (Короли) На шахматной доске — Сильнейший он. «Плывет», ну, как ладья, И «топает», как слон. (Ферзь) Она маленький солдат, Храбрый и отважный, Ход в две клеточки она Делает однажды. (Пешка) 4. А теперь, что бы Буратино запомнил хорошо фигуры поиграем в игру «Чудесный мешочек». Дети встают в круг и по очереди вытаскивают фигуры из мешочка и называют их. 5. Дидактическое упражнение «Расставь правильно!» -Ребята, на шахматных досках неправильно расставлены фигуры, покажем Буратино, как надо правильно расставить фигуры на начальное положение. 6. Д/Игра «Ходы фигур» -А сейчас покажем, как ходят фигуры на шахматной доске! Сделайте ход одним конём! Другим конём! -Как ходит конь? (буквой «Г» на 3 клетки, единственная фигура, которая может перепрыгнуть свои и чужие фигуры) -Сделайте ход одной любой пешкой! (второй, третьей, четвёртой) Воспитатель просит детей все пешки убрать с доски, оставить только фигуры! -Слушаем задания: -Сделайте ход – ферзём! -Сделайте ход Белопольным слоном! -Сделайте ход- Королём! -Сделайте ход- Чернопольным слоном! -и т.п 7. Физминутка (Включается по телевизору видео физминутка «Танец с шахматным королём»). 8. Дидактическая игра «Найди адрес». Предлагаю всем детям убрать фигуры с шахматных досок, далее предлагаю выполнить следующие задания: У меня в руке задания –домики, на них написаны ориентиры, куда должны дети поставить свою фигуру, н-р на домике силуэт фигуры белый конь-f3, чёрный конь-c6 белая пешка — f4, чёрная пешка-c5 белый слон –d3, чёрный слон-f6 белая ладья- a5, чёрная ладья- h4 белый король- e2, чёрный король-e7 белый ферзь -d4, чёрный ферзь-d5 8. Дидактическа игра «Перемещение фигур» Дети выкладывают все возможные ходы названных фигур с помощью жёлтых кружочков. После каждого выполнения задания – воспитатель предлагает на большой доске выполнить одному ребёнку – дети проверяют правильность выполнения -сравнивают. 9. Рефлексия. Перед детьми лежат прищепки двух цветов. Жёлтые прищепки — означают хорошее настроение, красные — плохое настроение. Каждый берет прищепку, соответствующую его настроению и крепит на силуэте солнышка. В: — Дорогой Буратино, посмотри, какое у нас солнышко получилось! Это значит, что детям нравится – игра в шахматы! И мы думаем, что ты научился у ребят сегодня – многому! Познакомился с шахматной доской, с фигурами, как ходят фигуры! Ты к нам приходи ещё! Мы с ребятами будем учиться решать шахматные задачи, познакомимся с новыми терминами – рокировка, дебют, миттельшпиль, эндшпиль! Буратино: — Ребята! Я всё понял! Если зря не зазнаваться, Каждый день тренироваться: Думать, размышлять, играть – Сильным шахматистом можно стать!
|