«ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ ПО ШУВАЛОВСКОМУ ПАРКУ» |
Познание | |||
Автор: Меньшикова Надежда Васильевна Купрюхина Ольга Алексеевна Пастушенко Марина Юрьевна Пендонина Виктория Александровна | |||
10.09.2020 15:32 | |||
«ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ ПО ШУВАЛОВСКОМУ ПАРКУ» (семейное образовательное путешествие)
ГБДОУ № 139 Выборгского района Санкт-Петербурга Актуальность проекта: В современном мире ребенку порой не хватает общения с родителями, а ведь это — неотъемлемая часть воспитания личности ребенка, его познаний об окружающем мире. Кроме того, даже мотивированные родители зачастую не знают, как организовать совместную прогулку более интересно и эффективно, содействуя при этом развитию личности ребёнка. Проект предполагает цикл совместных путешествий родителей с детьми по Шуваловскому парку. Разумеется, предложенные игры и задания можно адаптировать применительно к любому парку, находящемуся недалеко от ДОУ.
Целеполагание проекта Цель проекта — создание условий для укрепления детско-родительских отношений посредством организации тематических прогулок в парке, обеспечивающих комплексное развитие личности ребенка. Задачи проекта:
Общая информация о проекте В рамках проекта родители получают опорные маршруты с тематическими заданиями, выполнять которые предлагается во время прогулки с детьми. Задания носят творческий характер и нацелены на создание условий для гармоничного развития детей в единстве физического, социально-психологического, интеллектуального и нравственного компонентов, а также укрепления семейных отношений. Упражнения условно делятся на следующие группы: «прислушайся, понаблюдай, покажи», «найди и опиши», «придумай». «вырази эмоцию: словами / действием / рисунком», «сделай», «узнай». Участники проекта: дети младшего и среднего дошкольного возраста, педагоги, родители. Реализация проекта позволяет помочь родителям сделать прогулки с детьми еще более интересными и полезными. Этапы проекта Работа строится следующим образом: 1. Проведение собрания с родительской общественностью, согласование основных целей проекта. Воспитатели знакомят родителей с замыслом проекта, раскрывают основные преимущества предлагаемого творческого подхода к прогулкам с детьми, мотивируют к участию в мероприятиях проекта, объясняют схему и основные этапы совместной работы. 2. Проведение тематических игр с детьми. С дошкольниками воспитатели проводят серию тематических игр, нацеленных на подготовку к прогулкам и знакомство с заданиями, настраивают детей на творческое времяпрепровождение и т.д. 3. Разработка и предоставление родителям маршрутных листов с творческими упражнениями для путешествий. Родители получают «маршрутные карточки» с заданиями, выполнить которые предлагается в ходе очередной прогулки с детьми. 4. Реализация мероприятий проекта детьми и родителями. Дети и родители отправляются в парк, где выполняют полученные задания и делают фото. 5. Разработка и оформление фотоотчета. Воспитанники и их родители обобщают проделанную работу, наглядно представляют результаты своей творческой прогулки, дошкольники делятся своими впечатлениями и фотографиями в группе. 6. Представление продуктов проекта, подведение итогов. В завершении проекта проводится выставка разработанных участниками продуктов: книжек-самоделок, шкатулок звуков, макетов и т.д. МЕРОПРИЯТИЯ ПРОЕКТА Предварительная работа В группе ребята слушают и рассказывают стихи о природе; красоте деревьев; животных и птицах, обитающих в парке, отгадывание загадок (С. Есенин «Береза», «Пороша»; С.Данилов «Белка»; Е.Благинина «Птицы» и другие); прослушивают аудиозаписи со звуками природы, классические произведения (П. И. Чайковский «Времена Года» и др.). Воспитатель рассказывает о Шуваловском парке, приводит интересные факты из его истории, показывает иллюстрации и слайды с изображениями вековых елей, березовой аллеи, горы Парнас и других объектов парка. Кроме того, педагог предлагает детям обратиться к семейным альбомам и поискать семейные фотографии. сделанных в различных парках. Возможно, кто-то из детей найдет фотографию, на которой запечатлена первая прогулка в парке — еще в детской коляске. Проведение тематических игр В группе педагог проводит с детьми серию игр, нацеленных на комплексное развитие детей и закрепление информации о парке. Изготовление скворечников, кормушек для птиц Педагог обсуждает с дошкольниками, почему важно кормить птиц, чем питаются пернатые друзья: знакомит детей с различными вариантами создания кормушек для птиц и предлагает смастерить с родителями свою кормушку, разместить ее недалеко от дома (или в парке) и регулярно пополнять. Лепка березы и елочки, конструирование аллеи Каждому ребенку предлагается слепить из пластилина свое деревце, после чего воспитанники объединяют свои поделки в единый макет аллеи. Шкатулка звуков Каждый ребенок заводит свою «волшебную шкатулку». Во время прогулки детям и родителям предлагается фиксировать звуки, которые слышны вокруг, после чего придумывать для них символ и помещать в шкатулку. Например, ребенок услышал, как упала шишка, и положил ее в шкатулку. Шум ветра может символизировать «вертушка». Чтобы передать услышанное пение птиц, ребенок может нарисовать птичек или положить в шкатулку фигурку в виде ноты. Родители тоже могут записывать услышанные звуки. Таким образом, упражнение нацелено на повышение внимания, развитие фонетической чуткости и памяти, активизацию воображения и творческого мышления. МАРШРУТЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗИМНИХ ПУТЕШЕСТВИЙ: ЗНАКОМСТВО С ШУВАЛОВСКИМ ПАРКОМ Зимнее путешествие 1 «Волшебные звуки и образы березовой аллеи»
Зимнее путешествие 2 «Хозяин Горы»
Зимнее путешествие 3 «Юные исследователи»
Каждая семья отмечает пройденный маршрут на карте. Обсуждение путешествий в группе По итогам проделанных путешествий в группе проводится тематическая выставка. Воспитанники и родители делятся своими творческими разработками: фотографиями, сделанными во время прогулок; книжками-самоделками «Что на что похоже?»; тематическими рисунками и поделками; шкатулками звуков и т.д. В рамках выставки возможно проведение конкурсов «Лучшее название звука», «Лучшая аналогия» и т.д. Примеры выполненных заданий «На что похожи деревья»: поросенок, буква А, трон, слон, коза. «Самое дерево»: деревья, отличающиеся уникальными характеристиками. «Прислушиваться»: о чем думают деревья. «Это дерево прошептало, что очень ждет весны, чтобы листики зашуршали рядом!» Для закрепления материала воспитатель предлагает детям сделать макет горы «Парнас» и проект парка. Результаты проекта: модель воспитанника В результате реализации проекта ребенок:
к окружающей среде; Таким образом, проект позволяет укрепить детско-родительские отношения, наполнить совместные прогулки с детьми новым содержанием, придать им образовательный и развивающий характер. Упражнения содействуют развитию внимания, наблюдательности, воображения, творческого мышления, речи, эмоционального потенциала, бережного отношения к природе и т.д. В дальнейшем родители совместно с детьми могут самостоятельно разрабатывать маршруты для путешествий, чтобы насыщать прогулку творческим и познавательным смыслом.
|