Экономика в детском саду. |
Познание | |||
Автор: Грязнова Татьяна Михайловна | |||
15.07.2020 21:02 | |||
Экономика в детском саду. Т.М. Грязнова – воспитатель МАДОУ №113 «Капитошка» г.Улан-Удэ Многие взрослые могут удивиться «Экономика в детском саду?». В жизни встречаются ситуации, которые позволяют взрослым познакомить детей с экономикой. Например, когда спрашивают мнение ребёнка о той или иной покупке, рассказывают о семейном бюджете в присутствии детей. Требуя купить какую-либо вещь ребёнок выбивает всё с помощью «крика» и «истерик», вот тут то родители и могут рассказать о стоимости товара, о недостатке в данный момент денег. Когда дети не ценят того, что им покупают взрослые, бездумно портят, ломают и выбрасывают вещи, родители в таких случаях объясняют, что нужно уважать труд взрослых.
Зная реальную жизнь каждого ребенка в семье, мы педагоги можем помочь детям понять, почему в каждой семье есть свой достаток и свои возможности. С какого возраста надо говорить об экономическом воспитании детей? Как надо знакомить детей с экономикой? Самостоятельно дошкольник не освоит эту область, а вот вместе с педагогами и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретет доступные ему знания и поймет, где и когда каждый человек соприкасается с ней. Становится понятным, что вместе с освоением предметного мира возникают задачи не только экономического, но и нравственно –трудового воспитания. Ребенок начинает понимать, откуда появляется материальный мир и как следует к нему относиться. Ведь от того, что будет заложено в детстве во многом зависит каким станет ребенок, какую профессию он выберет, как приспособится он к социальному миру взрослых. «Зачем дошкольнику экономика и как донести её до детей?» ответ на этот вопрос можно найти в программе Владимира Кудрявцева «Тропинки». Одна из «тропинок» называется «Тропинка в экономику» под редакцией Анны Демьяновны Шатовой. Через эту тропинку ребёнок входит в сложный мир экономики, познаёт его по-своему, додумывая, достраивая то, что ему пока непонятно. Изучив данную программу, становится понятно, что она будет интересна современному ребёнку-дошкольнику. Исходя из данных психолого-педагогических исследований:
-к пяти годам у ребенка складывается истинная самооценка которая позволяет ему осознавать свои возможности (успех-неуспех). Современные дети привыкают получать сразу и всё, то, что они хотят. У детей нет осознанного понятия «дорого», «дешево», «потери», «приобретения». При внедрении этой программы, воспитатель обращает внимание на то, что дети начинают понимать, откуда появляется материальный мир, как следует к нему относиться, что потребности есть не только у них, что такое комфортный мир и как он создаётся. Что в каждую вещь вложен труд людей, который надо ценить и беречь. Вся работа проходит через четыре блока:
Программа интересна своей новизной, доступностью, разнообразной тематикой. Она не нацелена на то, чтобы работать одновременно по всем разделам, наоборот предлагается постепенное внедрение каждого блока. Первый и второй блок можно вести год, потому что в практической работе возникают всё новые и новые потребности детей. Благодаря детской инициативе тематика игр, бесед, проектов, проблемных ситуаций расширяется. Тропинка в экономику проходит в непринуждённой обстановке, чтобы не лишать ребёнка мыслить самостоятельно, поэтому дети сами выступают инициаторами экономических знаний. Детям экономика нужна, она им интересна. На первых занятиях происходит знакомство детей с понятием «деньги», что такое деньги, зачем они нужны, как их зарабатывают, куда они тратятся. Так же дети знакомятся с новыми профессиями, узнают зачем нам реклама, что можно и что нельзя рекламировать, как «ненужная» реклама приносит «вред бюджету семьи». Дети учатся планировать свои «желания» и рассматривать их с точки зрения «полезности». Ребята узнают, что «бюджет семьи» — совокупный доход мамы и папы, который распределяется сначала на необходимое, а «необходимым» оказалось не шоколадки и конфеты, а электричество, вода, отопление. Дети становятся свидетелями всех экономических интересов, которые решает семья, так как в наше время дети не ценят того, что им покупают взрослые для их повседневной жизни. Они бездумно и безжалостно ломают, портят вещи, выбрасывают игрушки. Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы, методы и приёмы (дидактические и сюжетно ролевые игры с экономическим содержанием, проблемные ситуации, сказки, пословицы и поговорки, логические задачки). Главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на языке ему понятном, дети начинают понимать, что такое чужой труд, почему его следует уважать, что родители вкладывают много сил, для благосостояния семьи. Дети с удовольствием приводят свои примеры из жизни и объясняют, как они понимают пользу экономии. С помощью бесед, игр дети учатся беречь ресурсы: воду, свет. Учатся понимать почему нужна вода и зачем её надо экономить. Родители так же принимают активное участие в изучении детьми экономики. Они могут показывать детям квитанции и объяснить, сколько они оплатили в одном месяце, и сколько в другом. Очень интересно проходят беседы о бюджете семьи. Дети узнают, что такое «бюджет семьи», что есть необходимые нужды, оплата услуг, которые предоставляет государство и это жизненно необходимые услуги: свет, вода, отопление. Домашним заданием может быть совместно с родителями составить бюджет семьи. Очень результативна такая форма работы как сюжетно-ролевые игры и развлечения. Игра «Выставка-распродажа» на которой дети сначала сами создают «товар», а потом его продают, в ходе этой игры дети знакомятся с такими понятиями, как «качество товара», «некачественные товары», «бракованные товары». Во время сюжетно-ролевой игры «Магазин» дети, сами решают нужен им тот или иной продукт или они оставят деньги, чтобы положить в копилку. Сюжетно-дидактическая игра «Если бы я был мамой или папой..» предлагает детям побыть в роли одного из родителей и имея бюджет семьи сходить в магазин. Ребёнок сам должен решить какие товары нужны на данный момент его семье, как он потратит деньги. В игре «Город мастеров» формируется представление о продаже товаров, детям даётся понятия «качественный товар», «ручная работа», о том, что цена зависит от качества товара. Самая интересная тема — накопление денежных средств. «Как накопить на отдых и путешествия? Когда мама купит любимую игрушку?» – эти и другие вопросы разбирают дети в этой теме. Дети узнают, что их домашние копилки — это своего рода банк, куда они складывают «лишние деньги», и если их накопить, то можно в будущем приобрести задуманную игрушку. Исходя из всего сказанного можно сделать вывод, что повседневные жизненные ситуации очень хорошо помогают детям понять темы данной программы, применяя всё на практике дети понимают, что свою работу надо выполнять честно и аккуратно, тогда за неё хорошо заплатят. Все эти занятия развивают экономическое мышление, у ребёнка происходит формирование экономического сознания, развивается любознательность, мышление.
|