Использование многофункциональных дидактических кукол – «Тильда, Четыре времени года» для развития познавательного интереса детей дошкольного возраста |
Познание | |||
Автор: Искендерова Т. Д. | |||
06.07.2020 20:49 | |||
Использование многофункциональных дидактических кукол – «Тильда, Четыре времени года» для развития познавательного интереса детей дошкольного возраста (методические рекомендации) муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 94 «Чебурашка» (МБДОУ «Детский сад № 94») Составитель: воспитатель высшей квалификационной категории Искендерова Т.Д. Прокопьевский ГО 2018 Аннотация: В данных методических рекомендациях раскрываются предложения по использованию дидактических кукол– «Четыре времени года», с целью развития познавательного интереса детей дошкольного возраста. Пособие может быть использовано в рамках непосредственно образовательной деятельности, а также в индивидуальной работе с детьми по направлениям: познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие. В рекомендациях изложены советы по использованию дидактических кукол. Рекомендации по использованию данного пособия разработаны для воспитателей ДОУ, а так же могут быть полезны для родителей (законных представителей) воспитанников.
Составитель: воспитатель высшей квалификационной категории Искендерова Т.Д. Пояснительная записка: В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, которые предполагают развитие у детей «любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности». Достижение данных результатов невозможно без формирования познавательного интереса детей, который становится важным побудителем деятельности особенно в дошкольный период. Актуальность проблемы развития познавательного интереса определяется поиском новых педагогических средств в организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Особенно сложно поддерживать познавательный интерес старших дошкольников, а ведь он необходим в формировании предпосылок учебной деятельности. Цель методических рекомендаций: оказание методической помощи воспитателям в развитии и поддержании познавательного интереса дошкольников наглядно продемонстрировать детям переход времён года, увидеть очарование каждого из сезонов. Помогать формировать представления о временах года, последовательности и особенностях. Расширять представления детей о сезонной одежде, развивать тактильные ощущения. Дидактические куклы – это бесценный источник знаний для детей. Ребенок учится сравнивать, находить закономерности. У него развивается память, наблюдательность, связная речь, интерес к окружающему миру. Дидактическая куклы «Четыре времени года» знакомит ребенка с изменениями в одежде в разное время года. Данные куклы рекомендуются с младшего дошкольного возраста. Куклы можно использовать на подгрупповых и индивидуальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на коррекционных занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Дошкольный возраст — период активного познания мира и человеческих отношений. Но если ребёнок учится только на собственном опыте, его знания бывают неполные. Для уточнения, закрепления и приведения знаний в систему используют дидактические куклы. Описание дидактических кукол – «Четыре времени года». Куклы Тильды были придуманы в 1999 году к Великой Пасхе, и с тех пор приобрели огромную популярность во всём мире, стали одним из успешных брендов. Дизайнер, которая их создала, выпускает каждый год по книге, в которых стиль «Тильда» шагнул за пределы индустрии игрушек, коснулся оформления одежды, интерьеров. Однако главными характерными особенностями таких кукол были и остаются их примитивизм, «домотканость». Именно они и придают игрушкам неповторимое обаяние. Поэтому кукла Тильда, сшитая самостоятельно по выкройкам её создательницы, — всё-таки лучше купленной в магазине. В данном дидактическом пособии представлены куклы «Тильда. Четыре времени года» они представляет собой, четыре куклы одеты по сезону, тряпичные куклы размером 30 сантиметра, сшиты из ткани (трикотаж) бежевого цвета и заполнено внутри синтепоном, что позволяет куклам быть достаточно мягкой, но в то же время плотной и не продавливаться во время игр с детьми, на голове натуральные волосы. Куклах одеты в вещи соответствующие ее времени года сшиты из разных тканей (бархат, трикотаж, бязь, плащевая ткань). Куклы крепятся на подставку изготовленную из гипса что позволяет кукле стоять устойчиво и не падать во время занятий. Цель дидактических кукол: Наглядно продемонстрировать детям переход времён года. Расширять представления детей о сезонной одежде, развивать тактильные ощущения. Формировать у детей стойкий интерес к познавательным занятиям с куклами. Задачи дидактических кукол: Обучающая:
Развивающая:
Воспитательная:
Ожидаемые результаты: Дети: Развитие устойчивого интереса к куклам, проявление доброты, заботы, бережного отношения к куклам, развитие речевой активность детей в разных видах деятельности, знание детьми стихов, песенок, потешек, загадок о временах года. Воспитатели: Побуждать воспитателей использовать куклу в педагогическом процессе, применять модель включения куклы в педагогический процесс. Требования к условиям проведения образовательной деятельности и игр с использованием кукол «Четыре времени года». Куклы имеют подставку, в связи с этим, при использовании необходимо расположить их на ровной поверхности на уровне глаз детей. При создании педагогом условий для самостоятельной деятельности детей следует учитывать то, что развивающая предметно — пространственная среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольников. Очень важно, чтобы куклы, были доступны детям и находились в свободном доступе. Картотека дидактических игр с использованием кукол «Четыре времени года». Приложение №1 Опираясь на программные требования с помощью дидактических кукол рекомендуется продолжать знакомство детей сезонными предметами одежды. Параллельно организуется речевая коррекционно-развивающая работа, используются следующие игры и упражнения: 1. Д/и «Много-один» Цель: образование существительных в ед. числе Сапоги — сапог, носки – носок, варежки – варежка, ботинки – ботинок, перчатки – перчатка, тапочки – тапочек, кроссовки – кроссовок и т.д. 2. Д/и «Скажи наоборот» Цель: образование антонимов длинная юбка -короткая юбка, большие носки -маленькие носки, зимняя одежда -летняя одежда, чистые ботинки -грязные ботинки, длинное пальто – короткое пальто и т. д. 3. Д/и «Назови ласково» Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-, — очк-, -еньк-, -оньк-. Ход игры: педагог называет предмет одежды куклы или обуви, а ребенок — своей, причём называет его ласково, например, У куклы платье, а у Тани … платьице. У куклы туфли, а у Тани … туфельки. У куклы брюки, а у Тани … брючки. У куклы куртка, а у Тани … курточка. 4. Д/и «Что из чего?» Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных. Ход игры: педагог сообщает: - У кукол много одежды. Она сшита из разных тканей. Давайте расскажем, из чего и какие бывают предметы одежды. - Платье из шёлка (какое?) – шёлковое. - Кофта из шерсти (какая?) – шерстяная. - Сапоги из кожи (какие?) – кожаные. - Сапоги из резины (какие?) – резиновые. - Пальто из драпа (какое?) – драповое. - Брюки из вельвета (какие?) – вельветовые. - Блузка из хлопка (какая?) – хлопковая. - Шуба из меха (какая?) – меховая. 5. Д/и «Подбери слова» Цель: образование сущ. Винит. падежа - что вяжут?.. шапку, варежки… - что шьют?.. платье, пальто… - что надевают?.. куртку, юбку… - что обувают?. сапоги, валенки… - что завязывают?.. шнурки, шарф… и т. д. 6. Д/и «Сравнилки» Цель: развитие логического мышления, умения сравнивать предметы Детям предлагается сравнить перчатки и варежки, зимнюю одежду и летнюю одежду. 7. Д/и «Подберите слова» Цель: формирование умения подбирать прилагательные к существительному (синонимы) Шуба какая? -…теплая, пушистая, мягкая, новая, длинная, красивая, зимняя…; Туфли какие? — … черные, удобные, новые, красивые, кожаные… Платье какое? … красивое, длинное, вечернее, нарядное, шелковое Блуза – какая? — …шёлковая, разноцветная, лёгкая … Куртка – какая? -…осенняя, удобная, лёгкая … Свитер – какой? -... тёплый, вязаный, шерстяной … Кеды – какие? -…спортивные, модные, мягкие … 4. Игра «Дополни правильно» Цель: Закрепить знания детей сезонных изменениях в природе. 1)Зимой идет (Снег) 2)Зимой реки (Застывают) 3)Весной снег (Тает) 4)Весной появляются (Проталины) 5)Летом трава (Зелена) 6)Летом цветут (Цветы) 7)Осенью идут (Дожди) 8)Осенью опадают (Листья) Сборник малых жанров фольклора по временам года. Осень. Загадки: Загадки про осень
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и ёлочек, я...
У берёзки, а у ели Почему-то не хотят Время года угадали?
Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят...
Длинней стали ночи, Кто скажет, кто знает, Когда это бывает?
Коротенькое лето? - Его мы ожидаем, И бабьим называем!
А перекрасила все листья. * Пусты поля, Мокнет земля, Дождь поливает. Когда это бывает? Загадки про осенние месяца. Опустел в деревне сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь) Все мрачней лицо природы: Всем ребятам интересен? - Почернели огороды, Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса, Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился? (Октябрь) Поле черно-белым стало, Падает то дождь, то снег, А ещё похолодало Льдом сковало воды рек. Что это за месяц? (Ноябрь) Пословицы и поговорки про осень
Про осенние месяцы Сентябрь
Тем позднее наступит зима.
Октябрь
Зима будет снежная и суровая.
Ноябрь
Пропоем сейчас для вас! Громче хлопайте в ладоши, Веселей встречайте нас
Где дырявый пятачок, Почему не слышно визга? — Это ж, братец, кабачок!
Золотым осенним днем: Листья желтые летят, Под ногами шелестят!
Нанизала метров пять. Чтобы их носить на шее, Надо ей жирафом стать!
Натащили овощей. После выставки наш повар На год нам наварит щей!
Дождик льется с высоты. Люди чаще раскрывают Разноцветные зонты!
Любит осень детвора! В лес с корзинками мы ходим, Много там грибов находим! * *
Это знает детвора. Как мы яблоки увидим, Сразу все кричим: «Ура!»
Хорошо, что ты пришла! Ты и яблок, ты и меду, Ты и хлеба принесла!
Надо курточки надеть. Это осень подсказала Про нее частушки спеть.
И капусту тоже есть, Потому что витамины В овощах и фруктах есть!
Можно в куртке пофорсить. Летом мне ее купили, Не давали поносить.
Научи так рисовать. Я тогда в твоей работе Тебе буду помогать!
Очень модничать люблю. Ох, ребята, полюбуйтесь Вы на шапочку мою. Загадки о зиме.
Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица, Белокоса, белолица. Как махнула рукавом - Все покрылось серебром. * Кто поляны белит белым И на стенах пишет мелом, Шьёт пуховые перины, Разукрасил все витрины?
Обернулась в лёд вода. Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь: В спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает?
А теперь летят снежинки. Назови нам время года, Где морозная погода.
Лезет в валенки мороз. Брызнешь воду – упадет Не вода уже, а лед.
Месяц в этой вот загадке: Дни его — всех дней короче, До весны легли снега. На поля и на луга Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый год. (Декабрь) *
Лезет в валенки мороз. Брызнет воду- Упадет не вода уже, а лед. Даже птице не летится, От мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету, Что скажи за месяц этот? (Январь) *
Служить очередь моя. Помогают мне два друга: Снежная метель и вьюга. (Февраль) Пословицы и поговорки о зиме.
О зимних месяцах Декабрь
Январь
Новый год к весне поворот. Февраль
«Зимние» частушки. Скоро-скоро Новый Год На санях примчится. Вот уже, наверно, он К нам в окно стучится. Ой, зима, зима, зима, Сколь сугробов намела! Не печалится народ – Отмечает Новый Год! Вот так Дедушка Мороз — Заморозил всех всерьез. Посмотри-ка на ребят, Как сосульки, все стоят. Ох, и щиплется Мороз, Старый забияка. У Иришки на щеках Расцвели два мака. На катке учу уроки Зимним солнечным деньком. Верно цифры все пишу я, Но не ручкой, а коньком! Как на солнышке сияет Новый школьный наш каток! Почему такой короткий Физкультурный наш урок?! На коньках я в школу ехал, На коньках и отвечал – Впопыхах свои ботинки Ведь с собою я не взял! Во дворе у нас стоит Снеговик с метёлкой, Ночью тёмной сторожит Дом он наш от волка. Загадки о весне.
Деревья одеваю, посевы поливаю, Движения полна, зовут меня...
День прибывает. Когда это бывает?
И со своею сказкою. Волшебной палочкой Взмахнет, В лесу подснежник Расцветет.
Девица- красавица. Нам в подарок принесла, То что всем понравится: Зелень — листьям, Нам — тепло, Волшебство - Чтоб все цвело. Вслед ей прилетели птицы - Песни петь все мастерицы. Догадались, кто она? Эта девица —...
Зажурчал в лесу ручей. Время года называй - В нём цветущий месяц май! О весенних месяцах. В тёплых солнечных сапожках, С огонёчком на застёжках, По снегам бежит мальчишка - Снег пугает, шалунишка: Только ступит — стаял снег, Раскололся лёд у рек. Охватил его азарт. А мальчишка этот —... (Март) Мишка вылез из берлоги, Грязь и лужи на дороге, В небе жаворонка трель - В гости к нам пришёл... (Апрель) Зеленеет даль полей, Запевает соловей. В белый цвет оделся сад, Пчёлы первые летят. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это?. (Май) Пословицы и поговорки о весне
О весенних месяцах Март
Апрель
Май
коню сена дай, а сам на печь залезай.
* *
Встретим мы ее на пять! Будем прыгать, танцевать, Весну будем мы встречать! * Как весна пришла в наш дом, Стало весело кругом. Ты весна не уходи, Побудь с нами до зимы! Снег растаял, и ура! К нам пришла опять весна! На лугу цветут цветы, Бабочки летят в кусты! Ты весна скорей приди, Нас в тепло свое прими. Мы тебя так долго ждали, И от этого устали. Солнце светит так тепло, И от того нам хорошо! Будем мы весну встречать, Будем весело гулять! Загадки о лете
Я реки согреваю, "купайтесь!" — приглашаю. И любите за это вы все меня, я...
Слушать пенье в тишине: Соловья, дрозда и славки. Время года скажи мне!
Ягод спелых наберу. Время года мне скажи - Там являются ужи!
Зажурчал в лесу ручей, Вся природа расцветает, Время года кто узнает?
Рожь поспевает, когда это бывает?
На грядке — ягода-нуга, Солнцем озеро согрето: Всех зовёт купаться...
Детвора кричит: Ура! Что ж за радость это? Наступило...
Время ягод и грибов, Озеро теплом согрето, Всех зовет купаться … О летних месяцах Теплый, длинный-длинный день. В полдень — крохотная тень. Зацветает в поле колос, Подает кузнечик голос, Дозревает земляника. Что за месяц, подскажи-ка? (Июнь) Жаркий, знойный, душный день. Даже куры ищут тень. Началась косьба хлебов, Время ягод и грибов. Дни его — вершина лета. Что, скажи, за месяц это? (Июль) Листья клена пожелтели. В страны юга улетели Быстрокрылые стрижи. Что за месяц, Подскажи! (Август) Пословицы и поговорки о лете
О летних месяцах Июнь
Роса долой косец домой.
Июль
Август
«Летние» частушки * Лето красное настало, Веселей гулять нам стало. Нам даже дождик нипочем, Все равно гулять пойдем! Лето, лето, наступай, Ты скорей, давай, давай. Мы тебя так долго ждали, И весну уже прогнали. Лето сладкое пришло, Ягодок полным полно. Мы в лесок с тобой пойдем, Вкусных ягод наберем! Холодное и жаркое, Лето очень странное. Светит солнышко с утра, А ночью льет как из ведра. Если лето к нам пришло, Значит, будет всем тепло. Солнышко давай вставай, Нашу землю разогревай. Лето очень яркое, Вкусное и сладкое. Можно загорать лежать, Можно ягоды собирать!
|