Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды группы через метод проектов, направленный на формирование познавательной активности воспитанников (из опыта работы) |
Познание | |||
Автор: Бажина Ольга Александровна | |||
29.06.2020 06:39 | |||
Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды группы через метод проектов, направленный на формирование познавательной активности воспитанников (из опыта работы) Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Организация современного педагогического процесса в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, требует от педагогических коллективов создания своеобразной материальной среды. Одним из главных показателей качества дошкольного образования является предметно-пространственная развивающая среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственными образовательных стандартов дошкольного образования. Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Свою деятельность осуществляю на основе проектного метода с учетом комплексно — тематического плана для более глубокого и целенаправленного изучения тем не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в режимных моментах, и самостоятельной деятельности детей. Для реализации целостного образовательного процесса с воспитанниками мною используется также интегративный подход, т.к. его необходимость и целесообразность продиктована самой природой ребенка — дошкольника. Ребенок-дошкольник развивается целостно. Он воспринимает окружающий мир и процессы, происходящие в нем, в единстве. Поэтому формирование у детей познавательной активности, развитие психических процессов и личностных качеств не должно расчленяться, разделяться на составляющие, а формироваться и развиваться интегративно — через взаимодействие, взаимопроникновение образовательного содержания и различных детских видов деятельности. Проектами по организации пространственно развивающей среды стали: 1. «Мой город» — центр патриотизма. Цель проекта: по знакомить детей с достопримечательностями и историей города Екатеринбурга, формировать патриотические чувства и любовь к родному краю, а также развивать познавательную активность к истории малой Родины. Данный тематический проект позволил нам пополнить уголок патриотизма родительско-детскими работами: историческими фото-графиями и фотографиями достопримечательностей нашего города и поделками этих достопримечательностей. 2. «Я и моя семья» — центр патриотизма. Цель проекта: формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям. Изучая данную тему, дети и родители оформляли презентации на темы: «Традиции нашей семьи», «Семейный отдых», организованна выставка фотографий «Моя дружная семья», каждый ребенок имел возможность рассказать о своей семье, ее традициях и совместных увлечениях. Все материалы размещены в центре. А также был оформлен макет «Мой дом». 3. «Россия — огромная страна» — центр патриотизма. Цель: расширить знания детей о Родине, познакомить с городами России их достопримечательностями и национальностями, поживающими на территории нашей страны, благодаря данному проекту дети познако-мились с архитектурой городов. Продуктом этой темы стали детско — родительские проекты и макет «Кремль». 4. «Наш микрорайон — дорога в детский сад» — центр безопасности. Цель проекта: познакомить детей с микрорайоном — улицами и домами, правилами поведения на дорогах, закрепить места нахождения пешеходных переходов и светофоров, находящихся по дороге от дома до детского сада. В результате проекта был создан макет микрорайона, проведены экскурсии, совместно с родителями созданы настольные игры и увлекательные книжки — малышки по правилам поведения на дорогах. 5. «Животные Урала, занесенные в Красную книгу» — центр природы и экологии. Цель: познакомить детей с редкими животными и птицами, живущими на Урале и нуждающимися в охране. Воспитывать уважительное отношение к исчезающим видам животного мира родного края. Продуктом данного проекта стали: Красная книга, которую создавали совместно с родителями, дети готовили мини доклады по более понравившимся видам животных, а также макет «Заповедник». 6. «Старинные новогодние игрушки» — мини — музей в центре творчества (художественно — эстетический). Цель: познакомить детей с историей возникновения традиции украшать елку игрушками на Новый год и эволюцией новогодних игрушек в России. В мини — музей были собраны новогодние игрушки советских годов производства. Создан альбом с картинками и историей игрушек. «Наш Бажов» — данный проект задействовал несколько центров группы: центр художественной литературы, патриотизма, природы и экологии. Цель: познакомить детей с творчеством П.П. Бажова, его биографией и произведениями, с богатством Урала-уральскими горами и камнями — самоцветами. При реализации данного проекта был создан мини — музей «Уральские камни — самоцветы», организована выставка книг, рисунков и поделок по сказам П.П. Бажова. А также были созданы макеты: «Зоопарк», «Животные севера» — центр природы и экологии; «Пожарная часть» — центр безопасности. Родители и нашей группы принимают активное участие в реализации всех проектов и пополнении пространственной среды группы. А дети расширяют знания, полученные в непосредственно образовательной деятельности, благодаря целенаправленной и систематизированной работе воспитателей над данными темами в режимных моментах и организации самостоятельной деятельности детей в этих направления. Автор: Бажина Ольга Александровна
|