Консультация для родителей «Экспериментирование с детьми дома» |
Познание | |||
Автор: Удодова Александра Валерьевна | |||
20.06.2020 17:21 | |||
Консультация для родителей «Экспериментирование с детьми дома» Выполнила: воспитатель Удодова Александра Валерьевна 2020г. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №25 «Малыш» «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». В.А. Сухомлинский Уважаемые родители! Сегодня, когда детские сады закрыты на карантин, дети вынуждены целыми днями оставаться дома. В жизни ребенка важную роль играет взаимодействие со сверстниками – детский сад, игры во дворе, дни рождения друзей и т. д. Но во время карантина родители должны держать их в изоляции – ради их же здоровья. Как же развлечь ребенка в ситуации, когда вы не можете помочь ему гулять на улице и общаться с друзьями?
Хочу предложить вам экспериментирование, как способ занять ребенка, а также как способ помочь ему познать окружающий мир. Детское экспериментирование — это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний. Другими словами, можно сказать, что детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие. В процессе экспериментирования взрослый должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные взрослым, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности – опыты. Детям необходимо ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем и делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Проводить простейшие опыты дома под силу любому родителю вместе с ребенком. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Вот главные правила, которые необходимо соблюдать во время экспериментирования:
Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка. Предлагаю вам несколько занимательных экспериментов, которые можно провести с ребенком дома. 1. Опыт с яйцом. Цель: дать детям возможность понять, что от воздействия вредных факторов разрушается защитная оболочка (скорлупа яйца). Материалы: Яйцо, 9% уксусная кислота, защитные перчатки. Ход опыта: опустить яйцо в стакан с уксусом и оставить на сутки. Через сутки вынуть яйцо из уксуса, скорлупа станет мягкой и гибкой. Вывод: если скорлупа яйца разрушается под воздействием вредных факторов, то и эмаль наших зубов, если их не чистить тоже разрушается. Зубы надо чистить два раза в день утром и вечером. 2. Лавовая лампа. Цель: получить представления о жидкостях с разной плотностью. Материалы: Соль, вода, стакан растительного масла, пищевой краситель, прозрачный стакан или банка. Ход опыта: Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавить пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпать 1 чайную ложку соли — происходит процесс образования пузырей. Жидкость перемещается внутри лампы хаотично и создаёт красивый визуальный эффект. Вывод: Масло и вода имеют разную плотность. Масло — легче и всегда будет наверху. Но соль тяжелее масла, поэтому масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. 3. Цветы в воде. Цель: получить представления о свойствах воды. Материалы: бумага, ножницы, карандаш. Ход опыта: вырезать из бумаги цветок и загнуть лепестки внутрь. Положить цветок в воду. Цветок начинает постепенно раскрываться. Вывод: происходит это благодаря такому явлению, как капиллярность — вода поднимается вверх словно что-то ее притягивает. Она проникает в самые маленькие пустые пространства между волокнами бумаги и заполняет их. Бумага набухает, сгибы в бумаге распрямляются и цветок "распускается". 4. Надуваем шарик. Цель: продолжать формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности; наглядно показать, к чему может привести простая химическая реакция. Материалы: бутылка, воздушный шарик, пищевая сода, уксус. Ход опыта: насыпать 3-4 ч. л. соды в шарик. В бутылку залить небольшое количество уксуса и осторожно надеть шарик на горлышко бутылки таким образом, чтобы сода не просыпалась в бутылку. После подготовительного процесса приподнять шарик так, чтобы сода высыпалась в бутылку. Несколько секунд и шарик надут, только необходимо придерживать его, а то улетит! Вывод: При добавлении пищевой соды в уксус столовый происходит химическая реакция: выделяется углекислый газ. Углекислый газ, под давлением, которое создалось во время химической реакции, надувает воздушный шарик. 5. Вулкан. Цель: показать детям, как различные вещества могут взаимодействовать и переходить из одного состояния в другое. Материалы: 2 ч. л. соды, ¼ ст. теплой воды, ¼ ст. уксуса, пищ. краситель. Ход опыта: Насыпать соды в небольшой сосуд и вылить на нее уксус. Наливать можно прямо из бутылки. Содержимое начнет «закипать» и пениться прямо у вас на глазах. При проведении этого химического опыта следует соблюдать осторожность и близко не наклоняться к реактивам. Вывод: Когда сода и уксус соприкасаются, начинается бурная реакция с выделением воды, соли и углекислого газа. Пузырьки газа и выталкивают содержимое наружу. 6. Зубная паста для слона. Цель: через экспериментирование развивать познавательный интерес к химии. На примере данного эксперимента продемонстрировать реакцию разложения перекиси водорода. Материалы: ½ ст. 6% р-ра перекиси водорода, 1 ч.л. сух. дрожжей, ср-во для мытья посуды, пищ. краситель, 3ст. л. теплой воды, пластиковая бутылка, воронка, поднос. Ход опыта: Смешать теплую воду и дрожжи. Перемешивать их около минуты. Смешать в бутылке р-ор перекиси водорода, пищ. краситель и немного ср-ва для мытья посуды. Вылить дрожжевую смесь из емкости в бутылку. Начнется бурное образование пены. Вывод: перекись водорода распадается на воду и кислород, а дрожжи ускоряют реакцию, мыло вносит свой вклад, умножая пузыри. Как можно увидеть, все материалы для предложенных мною опытов – простые, доступные. Вот несколько советов для вас, родители, по развитию экспериментально-исследовательской активности детей:
В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Давайте же сделаем жизнь ребенка интереснее и краше, будем стараться, чтобы у детей создавалось представление о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом. Все это будет способствовать формированию у ребенка любознательности самого высокого для дошкольника уровня. А в этом – залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснётся.
|