Деятельность воспитателя
|
Деятельность детей
|
Этап 1. Вводная часть (2 минуты)
|
|
Приветствие
|
|
Цель: создание атмосферы психологической безопасности и комфорта
|
Цель: установление зрительного, тактильного контактов.
|
-Здравствуйте ребята! Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Кто пришел с хорошим настроением – улыбнитесь! Если вам нравиться общаться с ребятами – поднимите руки! Кто не любит ссориться - хлопните в ладоши! Если вы стараетесь уважительно относиться к людям, умеете выслушивать ответы – пожмите друг другу руки!
|
Дети выполняют соответствующие движения (улыбаются, поднимают руки, хлопают в ладоши, жмут друг другу руки).
|
Создание мотивации. Самостоятельная формулировка детьми темы НОД
|
|
Цель: Формирование представлений о предстоящей деятельности.
|
Цель: переключение на образовательную деятельность.
|
Звучит фонограмма «Вьюга». (Воспитатель обращает внимание детей на звук).
-Ребята, вы слышите? Что это за звуки?
|
Ответы детей: ветер, метель, вьюга.
|
-На улице разыгралась метель, и от ветра открылось окно. Пойдемте его закроем. Воспитатель «закрывает» окно и находит на окне снежинку с конвертом.
|
Дети подходят к окну.
|
- Ребята, посмотрите, к нам залетела снежинка. Но она не простая, а волшебная. - Смотрите, к ней прикреплен конверт.
|
Дети проявляют интерес.
|
- А давайте его откроем и узнаем, что в нём.
(Воспитатель читает письмо).
«Здравствуйте, детишки!
Девчонки и мальчишки,
Приглашаю в гости всех
В ледяное царство.
Но дорога не легка
Будет трудно детвора.
Путь укажут Вам снежинки
Всех я буду очень ждать,
И с сюрпризом вас встречать!
|
Ответы детей.
|
-Какое загадочное письмо. Интересно, а от кого оно? Кто нас приглашает в гости?
|
Дети высказывают свои предположения: от зимы, снеговика, метели и т.д.
|
-А как нам узнать?
|
Предполагаемые ответы детей: «В письме сказано, что путь должны указать снежинки».
|
-Смотрите, в конверте снежинки.
(воспитатель достаёт из конверта снежинки)
|
Дети проявляют интерес.
|
-А давайте возьмём в руки снежинки и рассмотрим их.
(Воспитатель с детьми берут снежинки и рассматривают их).
-Какие снежинки?
|
Ответы детей: красивые, разные, резные и т.д.
|
-Правильно ребята, снежинки все разные. Невозможно встретить две одинаковые. Такими их сделала сама природа.
-А вы, хотите превратиться в снежинки и поиграть?
|
Предполагаемые ответы детей:
«Да».
|
Динамическая пауза. Игра «Ветер и снежинки».
|
- Подул ветер, и снежинки закружились в сказочном хороводе.
Звучит музыка.
|
Мальчики под музыку выполняют движения с султанчиками – ветер, девочки кружатся – снежинки.
|
- Ребята, интересно, а куда привели нас снежинки. Хотите узнать? Тогда отгадайте загадку.
Она пришла такая снежная
Укрыла белыми одеждами
Леса, поля, дома и улицы.
Она художница прилежная,
Всё разрисует в царство снежное,
Развесит кружева из инея,
Такая сказочно красивая.
|
Предполагаемые ответы: «Это зима».
Предполагаемые ответы детей: «Зима». «Мы в гостях у зимы».
|
-Совершенно верно, мы в гостях у зимы.
|
|
Этап 2. Основная часть (22 минуты)
|
Цель: закрепление и систематизация имеющихся у детей знаний, передача нового материала по теме «Зима».
|
Цель: выполнение заданий, используя имеющиеся знания, получение новых знаний.
|
- Ребята, а что вы знаете о зиме?
|
Ответы детей.
|
- Зима приготовила нам свои задания, которые написала на снежинках.
Включается интерактивная доска. Воспитатель обращает внимание детей на неё.
|
|
|
|
Вот вам первая снежинка. И на ней задание. Вы скажите мне, друзья,
А какая я – зима?
Ты снежинку получи,
Слово о зиме скажи.
|
Дети переключают внимание на экран.
|
Дидактическая игра. «Какая зима?»
|
Цель: повторение пройденного материала; формирование умения выслушивать своих товарищей; упражнение в образовании качественных прилагательных от существительных.
|
Цель: дети активно участвуют в игре.
|
- В этом нам поможет волшебная снежинка.
Если дети затрудняются, то воспитатель помогает наводящими вопросами:
- Если много выпало снега, то зима…
- Если сильные морозы, тозима…
- Если очень холодно, то зима…
- Если дуют сильные ветры, то зима…
|
Дети передают снежинку и по очереди называют слова, относящиеся к зиме.
Предполагаемые ответы детей:
«Снежная, морозная, холодная, ветреная, серебристая, колючая, вьюжная, ледяная, белая, суровая» …
|
-Как много слов вы сказали о зиме, а хотите посмотреть про неё фильм.
|
Ответы детей.
|
Видеоролик о зиме.
|
Дети смотрят видеоролик.
|
Рассказ воспитателя с элементами фронтальной беседы.
Зимой часто идёт снег. Он укрывает землю, кусты, деревья, крыши домов толстым белым покрывалом. Реки и озёра покрываются льдом. На улице становится очень холодно. Люди надевают тёплую одежду. Деревьям и кустам тоже холодно, они осенью сбрасывают листву, и только хвойные деревья не расстаются со своими иголками. Некоторые животные ложатся в спячку, а некоторые впадают в оцепенение.
|
Дети слушают рассказ воспитателя.
|
-Ребята, поделитесь своими впечатлениями.
|
Дети делятся своими впечатлениями.
|
Картинка зимнего леса.
|
Дети переключают внимание на картинку.
|
Дыхательная гимнастика
|
|
- Мы попали с вами в зимний лес. Как вы думаете, какой здесь воздух?
|
Ответы детей: чистый, свежий, морозный.
|
Давайте подышим им?
|
|
Дует ветер ледяной
Он не страшен нам с тобой
|
Дети делают вдох через нос, губы складывают трубочкой и выдыхают (2 раза)
|
Мы сейчас подуем жаром
Выдохнем все тихо паром.
|
Дети делают вдох через нос, широко открывают рот и выдыхают (2 раза)
|
Дифференцированное задание – дидактическая игра «Собери картинку». Индивидуальная форма работы. Организация взаимопроверки и самооценки.
|
На столе лежат конверты с картинками, разрезанными на 6 -9 -12 частей зимней тематики (зимняя природа, зимние забавы, зимние явления). Задание 3 уровней сложности: 1 уровень – картинки, разрезанные на 6 частей с простым изображением; 2 уровень – картинки, разрезанные на 9 частей с более сложным изображением; 3 уровень – картинки, разрезанные на 12 частей со сложным изображением.
Снежинка с заданием.
|
- Посмотрим, какое ещё задание есть у зимы?
|
Дети проявляют интерес.
|
-Ребята, зимушка приготовила для нас картинки, но подул ветер, и они все рассыпались. Поможем Зиме собрать картинки?
|
Предполагаемые ответы детей: «Да».
|
-Я вам предлагаю выбрать конверт с картинками.
-Задания с одной снежинкой выполнить легко, над заданиями с двумя снежинками нужно подумать, а задания с тремя снежинками – трудные.
- Подумайте и выберите, какое задание вы будете выполнять?
Если дети затрудняются с выбором, то воспитатель, зная индивидуальные особенности ребёнка, помогает с выбором.
|
(Дети самостоятельно выбирают уровень задания).
Дети собирают разрезные картинки.
|
- А теперь поменяйтесь местами и проверьте друг друга, а если у кого-то не получается, помогите.
|
Проверяют друг друга.
|
Кто картинки собрал правильно, улыбнитесь.
|
Проводят самооценку.
|
Воспитатель дает положительную оценку каждому воспитаннику за правильное выполнение задания.
|
|
Зрительная гимнастика «Снежинки»
|
|
Цель: снятие зрительного напряжения, укрепление глазных мышц.
|
Цель: выполнение движений.
|
- Чтобы справиться со следующим заданием, наши глазки должны хорошо отдохнуть. Выберите себе любую снежинку и проследите глазками за ней.
Снежинки привязаны на ниточках.
|
Дети выбирают любую снежинку.
Дети выполняют движения.
|
Мы снежинку увидали,
Со снежинкой поиграли.
|
|
Снежинки вправо полетели,
Дети вправо посмотрели.
|
Взгляд вправо
|
Снежинки влево все летят
Дети влево все глядят
|
Взгляд влево
|
Ветер вверх их поднимал,
И на землю опускал.
|
Вверх, вниз
|
Дети смотрят вверх и вниз
Все! На землю улеглись.
|
Вверх, вниз
|
Глазки закрываем. Глазки отдыхают.
|
Закрыли глазки.
|
Снежинка с заданием.
|
|
- А теперь картинки внимательно рассмотрите,
И всё про зиму расскажите.
|
Дети рассматривают собранные картинки.
|
-Ребята, я предлагаю вам выполнить и это задание.
|
Дети соглашаются.
|
- А для этого вам надо нарисовать схемы-помощницы.У вас на столах лежат карточки, в первой половинке мы нарисуем знак, который будет обозначать время года. - Продумайте, каким символом можно обозначить зиму?
|
Предполагаемые ответы детей: «Снежинкой».
|
-Нарисуйте в первой половине листа снежинку, она у нас будет обозначать слова – зима, зимой.
|
Дети рисуют в первом квадратике большую снежинку.
|
-А теперь подумайте, и нарисуйте, или подберите нужную схему к своей картинке, что бывает зимой.
|
Во втором квадратике дети рисуют или наклеивают любой символ, обозначающий зимнее явление или развлечение.
|
Воспитатель предлагает детям составить предложения с опорой на свою схему.
- Посмотрите на свои схемы и расскажите о зиме.
|
|
- Катя, какое предложение можно составить
по твоей схеме?
|
Предполагаемые ответы детей:
«Зимой идет снег»
|
- Денис, а ты какое предложение составил?
|
Предполагаемые ответы детей:
«Зимой мы катаемся на коньках».
|
- Кирилл, а что у тебя получилось?
|
Предполагаемые ответы детей:
«Зимой мы катаемся на санках».
|
Воспитатель спрашивает всех детей.
|
Предполагаемые ответы детей:
«Зимой мы лепим снеговика».
«Зимой можно кататься на лыжах».
«Зимой мы тепло одеваемся».
«Зимой на окнах появляются узоры» …
|
Поддержание мотивации.
|
|
Звучит фонограмма «Вьюга».
|
|
- Вы слышите, снова разыгралась вьюга.
|
Ответы детей.
|
- Мне кажется, за нами кто-то наблюдает.
|
Дети проявляют интерес.
|
Воспитатель подходит к окну и находит фонарик. Направляет его на окно. На окне проявляется послание. Воспитатель читает.
|
|
«Дорогие дети, приглашаю вас в ледяное царство. Вас ждут интересные открытия».
- Кто же оставил нам это послание?
|
Предполагаемые ответы детей:
«Снежная Королева».
|
- А где же живёт Снежная Королева?
|
Предполагаемые ответы детей:
«В замке». «В ледяном царстве» …
|
Дидактическая игра «Отгадай замок».
|
|
Изображение сказочного замка Принца и Принцессы.
|
|
-Ребята, это замок Снежной Королевы?
- А кто же здесь живет?
|
Предполагаемые ответы детей:
«Принц, Принцесса, Король».
|
Картинка избушка на курьих ножках.
|
|
-Дети, как вы думаете, кто может здесь жить?
- Правильно!
|
Предполагаемые ответы детей:
«Баба-Яга».
|
Картинка замока мрачного черно-серого цвета.
|
|
-А кто может жить в этом замке?
|
Предполагаемые ответы детей: «Злой волшебник, колдун, Кощей Бессмертный».
|
- Как здесь страшно! Поспешим скорее отсюда.
|
|
Картинказамок Снежной Королевы.
|
Предполагаемые ответы детей: «Это замок Снежной Королевы».
|
- А, чтобы попасть туда, вам нужно закрыть глаза, а я произнесу волшебныеслова:
Два раза хлопни,
Три раза топни,
Вокруг себя обернись,
И в сказке очутись!
- Вот мы и на месте.
|
Дети выполняют движения.
|
- Как вы думаете, почемуСнежная Королева свое царство построила в холодной стране?
|
Предполагаемые ответы детей: «Чтобы её замок не растаял». «Там холодно».
|
- Чем богато еецарство?
|
Предполагаемые ответы детей: «Льдинками». «Снегом».
|
- Ребята, посмотрите, здесь все из снега и льда, поэтому будьте осторожны.
|
|
- Ребята смотрите, сундучок, а на нём записка.
На столе сундучок.
«Сундучок не простой, в нем лежит мой сюрприз, ждет, когда вы его отгадаете».
|
Дети проявляют интерес.
|
Познавательно – исследовательская деятельность.
|
Цель: развивать наблюдательность, интерес в процессе познавательно-исследовательской деятельности, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.
|
Цель: принять участие в опытах.
|
- Ребята, смотрите, на сундуке замок.
-Чем открыть?
-А где же нам взять ключ?
|
Предполагаемые ответы детей: «Найти».
|
- Ребята, посмотрите, сколько льдинок рассыпала Снежная королева. Может быть ключ где-то здесь? Давайте рассмотрим их.
-Какие они?
|
Предполагаемые ответы детей:
«Холодные, скользкие, прозрачные, бесцветные».
|
|
Дети рассматривают льдинки, замечают замороженный в льдине ключ.
|
Поддержание мотивации. Создание проблемной ситуации.
|
- Ребята, а как нам достать ключ?
- Что делать?
|
Предполагаемые ответы детей: «Нужно, чтобы лёд растаял».
|
-А что нужно сделать, чтобы лёд растаял?
|
Предполагаемые ответы детей: «Разморозить; подержать в руках; подуть тёплым воздухом; опустить в тёплую воду».
|
Опытная деятельность.
|
- А давайте проверим.
- Возьмите льдинку в ладошки, а я возьму льдинку с ключом. Подержите их над тарелочками (демонстрация), что со льдом происходит?
- А почему в ладошках лед тает?
- Правильно, когда холодно вода замерзает и становиться льдом, а когда лед попадает в тепло – он тает, и снова получается вода.
|
Предполагаемые ответы детей:
«Лед тает». «В ладошках вода».
«Ладошки теплые».
|
Хотите это проверить?
|
Предполагаемые ответы детей: «Да!»
|
-Ребята, посмотрите, я беру баночку с горячей водой, накрываю ее крышечкой с дырочками, а сверху положу льдинку с ключом.
- Ребята, что вы наблюдаете?
|
Предполагаемые ответы детей: «Капает водичка».
|
-А как вы думаете, почему?
|
Предполагаемые ответы детей: «Лёд начал таять».
|
-Правильно, лед тает от теплого пара, и капает талая вода.
- Оттаял ключ?
|
Ответы детей: «Нет».
|
- Смотрите, у нас два сосуда: в одном вода теплая, а в другом холодная.
- Возьмите ваши льдинки и опустите в сосуд с холодной водой, а я льдинку с ключом, в сосуд с теплой водой.
|
Дети берут кубики льда, кладут в стаканчики с холодной водой и наблюдают.
|
- Что вы наблюдаете?
|
Предполагаемые ответы детей: «Лёд начал таять». «В холодной воде тает медленнее, чем в тёплой воде».
|
-Ребята, лёд сразу не растает, нужно
немножко подождать.
- А мы поиграем.
|
Дети соглашаются.
|
Физкультминутка.
|
Цель: переключить детей на двигательную деятельность, снять напряжение, восстановить умственную работоспособность.
|
Цель: выполнение движений под стихотворение.
|
Снег пушистый всё летает
|
Поднимают руки вверх и медленно опускают
|
А метель все завывает
|
Руки вверх и вниз
|
Сколько снега намело
|
Показывают сугробы
|
Все тропинки занесло
|
Метут
|
Мы дорожки разгребём
И в снежки играть пойдём.
|
Шагают на месте.
|
- Ребята, смотрите, у нас есть ключ. А где же лёд?
|
Предполагаемые ответы детей:
«Лёд растаял».
|
-Что такое лед?
|
Предполагаемые ответы детей:
«Лёд - это вода, которая замёрзла».
|
- Давайте, скорее, откроем сундук.
|
Дети соглашаются.
|
- Смотрите, здесь мешочки.
|
Проявляют интерес.
|
Игра «Волшебный мешочек».
|
Цель: активизация тактильного восприятия детей.
|
Цель: участие в игре, желание добиться в ней успеха.
|
- Возьмите по одному мешочку, как вы думаете, что в них?
|
Дети берут мешочки и на ощупь определяют, что в них.
Предполагаемые ответы детей: песок, крупа, бусинки, соль…
|
- Хорошо, мы проверим ваши предположения, но сначала давайте возьмём мешочки, и поиграем с ними.
|
Дети соглашаются.
|
Мы мешочки в руки взяли,
Крепко пальчики мы сжали. Очень холодно зимой, мерзнут руки ой, ой, ой. Надо руки нам погреть, посильнее разогреть!
|
Дети выполняют движения в соответствие с текстом.
|
-Молодцы, поиграли, погрели ручки.
|
|
- Ребята, а теперь откройте мешочки и высыпьте вещество на тарелочку.
- Что это?
|
Предполагаемые ответы детей: «Соль».
|
-Вот мы и отгадали сюрприз Снежной королевы.
- Интересно, а для чего нам соль?
|
Выслушиваются предположения детей.
|
Заглядывают в сундук.
Воспитатель достаёт карточки.
|
|
- Ребята, я кажется, догадалась.
- А вы любите рисовать?
|
Предполагаемые ответы детей: «Да!»
|
- Снежная Королева приготовила вам загадки, а отгадки вы не говорите, а сразу рисуйте их на соли. Слушайте внимательно.
|
Дети проявляют интерес.
|
Дидактическая игра «Доскажи словечко».
|
«Появился во дворе он в холодном декабре,
Неуклюжий и смешной, у катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык, наш приятель…»
-Проверим, правильно, вы нарисовали отгадку.
|
Предполагаемые рисунки детей.
Дети рисуют пальчиками снеговика на соли.
|
|
|
-Разровняйте соль ладошкой. Послушайте следующую загадку:
«Ёжик на нее похож, листьев вовсе не найдешь, как красавица стройна, а на Новый год важна».
|
|
- Нарисуйте, пожалуйста, отгадку.
- Молодцы, хорошо у вас получается.
Проверяем.
|
Предполагаемые рисунки детей:
Дети рисуют елку.
|
|
|
- Разровняйте соль.
«С неба падают зимой и кружатся над землей,
Лёгкие пушинки, белые…
- Как красиво вы рисуете. Все молодцы!
Проверяем отгадку.
|
Предполагаемые рисунки детей:
Дети рисуют снежинки.
|
|
|
- Кто всё отгадал правильно, пожмите друг другу руки.
-Все молодцы!
|
|
Появляется Снежная Королева.
|
|
- «Здравствуйте, дорогие ребята! Я Снежная Королева! Вы знаете, в сказке я холодная, высокомерная, равнодушная. Но доброта маленькой девочки Герды отогрела мое ледяное сердце. Теперь я стала другой – доброй и нежной. А мой замок - бесцветный, ледяной. Я не знаю, как превратить его в прекрасный, радостный замок. Буду вам очень благодарна, если вы что-нибудь придумаете».
|
Дети проявляют интерес.
|
Рисование солью.
|
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Развивать интерес к экспериментальной деятельности, творчеству.
|
Цель: украсить замок Снежной Королевы.
|
- Ребята, хотите помочь Снежной королеве, украсить её замок, чтоб он стал ярким, праздничным, красивым.
|
Предполагаемые ответы детей: «Да».
|
- Только, чем же мы его украсим? У нас ничего нет, кроме соли.
|
Ответы детей.
|
- Ребята, а на что похожа соль?
|
Предполагаемые ответы детей: на снег, иней, кристаллы.
|
- Я хочу вам предложить украсить замок солью.
- Но сначала, я покажу, как сделать её цветной. Открою вам маленький секрет.
Воспитатель трет мел, затем насыпает тёртый мел в стакан с солью и смешивает. Получилась соль голубого цвета.
|
Дети проявляют интерес.
|
Я приготовила цветную соль, разных оттенков, выберите, какой вам больше нравится, и принимайтесь за работу.
|
|
Коллективная работа.
|
Воспитатель поэтапно объясняет и демонстрирует выполнение групповой работы, наблюдает за выполнением работы, поощряет положительные результаты.
|
|
- Одна подгруппа наносит кисточкой клей на контур, адругая подгруппа посыпает цветной солью. Потом меняются.
|
Дети рассматривают контур ледяного дворца. После наносят клей тонким слоем и посыпают его разноцветной солью.
|
- Ребята, какой красивый замок у нас получился!
|
|
Этап 3. Заключительная часть. (2 минуты).
|
Цель: подведение итогов образовательной деятельности, снятие эмоционального и умственного напряжения, повышение эмоционального настроя воспитанников.
|
Цель:осознание результатов своей деятельности и своего эмоционального состояния, получение положительной оценки своей деятельности.
|
-Ребята, давайте вспомним, в какие игры мы играли.
- С какими трудностями столкнулись?
- Как мы их преодолели?
- Какое доброе дело сделали?
- Что нового узнали?
|
|
Воспитатель подводит итоги образовательной работы, даёт положительную оценку каждому воспитаннику.
|
|
Рефлексия.
|
- Ребята, у кого хорошее настроение и кому всё понравилось, возьмите снежинки и приклейте рядом с замком Снежной Королевы.
Слышится громкая музыка вьюги
(на экране появляется Снежная Королева).
|
Дети приклеивают снежинки.
|
|
|
Снежная Королева: Спасибо вам, ребята, огромное! Мне очень нравится новый вид моего замка. Я тоже приготовила вам подарок. Просмотр мультфильмов о Новом годе. Книгу сказок Г. Х. Андерсена.
|
Дети смотрят мультфильм.
|