Ознакомление дошкольников с трудом взрослых – основа профориентации в ДОО |
Познание | |||
Автор: Легкова Людмила Викторовна Фролова Людмила Ивановна Пискунова Наталья Николаевна Ахремова Ольга Сергеевна Неверович Юлия Владиславовна | |||
22.05.2020 18:54 | |||
Ознакомление дошкольников с трудом взрослых – основа профориентации в ДОО Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности. В настоящее время мир профессий очень широк и разнообразен. Как помочь будущим гражданам нашей страны в определении жизненного пути? Ранняя профориентация – один из путей решения данной проблемы. Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Согласно Постановления Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации. В дошкольном возрасте у детей появляется способность оценить деятельность другого человека. Опора на эту особенность позволяет формировать у них осознанный интерес к творчеству взрослого, результатом его труда, представление о своих возможностях что-то творить. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников. Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В ФГОС ДО основной целью области «Социально-коммуникативное развитие» является «…формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества…». Анализ работы в данном направлении позволил выявить ряд проблем, существующих в организации воспитательно-образовательной деятельности. В ДОУ целостный образовательный процесс следует строить на формирование компетенций, которые будут необходимы при выборе любой профессии в будущем:
ФГОС ДО ориентирует педагогов на разные направления деятельности в работе с детьми, стимулирует к поиску инновационных методов и приемов. В настоящее время перед педагогами стоит очень сложная задача. С одной стороны, заинтересовать детей и познакомить с профессиями, которые будут востребованы в будущем, а с другой стороны, привить детям желание стать профессионалами в своём деле. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире. Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме: название профессии – место работы – условия труда – инструменты для работы – выполняемые трудовые операции — результат труда. Игра – исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть. Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр. Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре некоторые элементы человеческой жизнедеятельности. Ознакомление воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями проходит через наблюдения и экскурсии. В процессе наблюдений важно фиксировать внимание воспитанников на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у них правильного отношения к труду. Наблюдение за работой взрослых положительно влияют на поведение воспитанников, их отношение к людям труда. Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная). Работа над проектами позволит воспитанникам на простых примерах более глубоко овладевать понятиями определенных профессий, увеличить самостоятельную активность, развить творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов находить информацию о предметах или явлениях и решать проблемные ситуации. Педагоги создают проблемную ситуацию, которую дошкольники решают в рамках проектной деятельности. Можно использовать модель трех вопросов: - Кем работают родители и что ты знаешь о их профессиях? - Что нам сделать, чтобы это узнать? - Как нам рассказать о том, что мы узнаем? Метод проектов также является особым механизмом взаимодействия семьи и детского сада. Одной из нетрадиционных форм при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых является виртуальная экскурсия. Виртуальная экскурсия — это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое. В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия. Ребенок погружается в мир неизведанного через экран монитора. Рассмотрев условия и орудия труда той или иной профессии, в самостоятельной деятельности ребенок использует свои знания. Современному ребенку необходимо не столько много знать о профессиях, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. И здесь важным аспектом современного образования является, играя «научить учиться самому». Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения. В этом случае педагог определяет перед собой задачу – научить дошкольника действовать по алгоритму: ставить перед собой цели – находить способы их решения, отбирая нужную информацию среди огромного множества источников. Что привело нас к поиску новых подходов в ознакомлении детей с трудом взрослых? В современных условиях образовательная деятельность часто осуществляется на устаревшем и неинтересном детям содержании, в строго регламентированной предметной игровой среде. Для качественного и успешного решения поставленных задач при ознакомлении дошкольников с профессиями, нужно создать развивающую предметно-пространственную среду, которая способствует развитию личности дошкольника, а также позволит педагогу через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых. Для организации работы в группах оформляются специальные центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом. Мы определили для себя дидактическое пособие лэпбук, которое может быть разработано педагогами, либо в совместной деятельности взрослых и детей, и является средством повышения познавательной активности дошкольников. Лэпбук (lapbook) в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга», которая представляет собой тематическую папку с кармашками, блокнотами и окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. Аннотация Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации. ФГОС ДО ориентирует педагогов на разные направления деятельности в работе с детьми, стимулирует к поиску инновационных методов и приемов. Литература
|