Конспект ОС по познавательно-исследовательской деятельности с применением методики А.И. Савенкова в старшей группе. Тема: «Вулканы» |
Познание | |||
Автор: Борисова Елена Васильевна | |||
14.05.2020 11:00 | |||
Конспект ОС по познавательно-исследовательской деятельности с применением методики А.И. Савенкова в старшей группе. Тема: «Вулканы» Подготовила: Борисова Елена Васильевна, воспитатель, I кв. категория. Место работы: МБОУ «Устьянская СОШ» СП д/с «Солнышко» Цель: Формирование у детей представлений о вулкане посредством познавательно-исследовательской деятельности. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. Основной вид детской деятельности: познавательно–исследовательская, речевая. Методы и приёмы: игровая ситуация, наглядный, словесный, вопросы к детям, исследовательская деятельность, Предварительная работа: исследование «Камни», исследование «Горы», рассматривание энциклопедий по теме. Материал: Светящийся глобус, карточки исследователя, фото вулкана (внешнее и в разрезе), бубен, макет вулкана, сода, моющее средство, подкрашенная вода, разведённая лимонная кислота, поднос, ноутбук с колонками, звукозапись извергающего вулкана, академическая шапочка, «Конфетный вулкан». Ход ОС: I. Вводная часть Воспитатель включает глобус с подсветкой, что привлекает внимание детей. Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что это? Дети: Да, глобус. Воспитатель: Обратите внимание, какой он разноцветный. Как вы думаете, что окрашено в синий цвет? Его очень много представлено на глобусе. Дети: Моря, океаны, реки. Воспитатель: Совершенно верно. Как вы думаете, что означает зелёный цвет? Дети: Леса, поля. Воспитатель: И это верно. Обратите внимание на коричневый цвет на глобусе. Как вы думаете, что это может быть изображено? Дети: Горы. Воспитатель: Правильно. Ребята, я знаю, что есть особенные горы с огромной ямой на вершине, а ещё они грохочут, дрожат, и из них идёт дым и огонь. Может, кто — то из вас знает, как такие горы называются? Дети: Верно, вулканы. Воспитатель: Молодцы. А как вы думаете, как может в горе появиться огонь? Выдвижение гипотезы: дети высказывают свои предположения (подожгли, взорвалось, баловались и зажгли). Если дети не отвечают, воспитатель: Может кто-то поджёг траву? Воспитатель: А давайте проверим, правда ли всё то, что вы мне говорили. Мы сегодня вновь будем, как настоящие учёные, исследовать. Подскажите тему нашего исследования? Дети: Тема нашего исследования «Вулкан» Пригласить детей пройти к магнитной доске. II. Основная часть Воспитатель: Уважаемые учёные, наша задача – получить как можно больше информации о вулканах, и подготовить о них сообщение – небольшой доклад. Какие методы мы используем? Дети: Подумать, посмотреть в книге, спросить у кого-нибудь. Воспитатель: С чего начнём, наше исследование? (Помочь детям поместить символы в нужном порядке). Воспитатель: Первое, что мы сделаем, подумаем и вспомним, что мы знаем о вулканах? Дети: Это высокая гора, наверху бывает огонь. (Воспитатель схематично зарисовывает ответы на доске) Воспитатель: Давайте посмотрим на фотографии, которые я нашла в интернете? (Показ фото вулкана) Дети: Это большая гора Воспитатель: Что вы видите на вершине горы? Дети: На вершине горы большая яма. Воспитатель: Эта огромная чаша с крутыми склонами называется кратер. Давайте все вместе повторим это новое слово. Дети вместе и индивидуально повторяют слово «кратер». Воспитатель: Внутри горы есть дыра, уходящая глубоко в землю – это жерло вулкана. Дети повторяют слово «жерло». Воспитатель: А на самой глубине вулкана, находится расплавленное горячее вещество – магма. Дети повторяют слово «магма». Воспитатель: Когда начинается извержение вулкана, магма поднимается вверх по жерлу вулкана и силой вырывается из кратера. Вырвавшуюся на поверхность магму называют лавой. Лава стекает по склону вулкана, и он становится всё выше. Остывшая лава затвердевает, и становиться серой или черной. Воспитатель: Что мы узнали, посмотрев фотографии вулканов? Дети: Мы узнали что, вулкан – это гора, у которой наверху кратер. Внутри горы есть жерло, по которому поднимается магма и из горы выливается лава. (Зарисовать схематично, полученную информацию) Воспитатель: Где ещё мы можем узнать информацию о вулканах? Дети: Спросим у взрослых. Воспитатель: Сегодня к нам пришли серьёзные и очень умные гости. Давайте, спросим у них, какие бывают вулканы. Предложить детям подойти к гостям и спросить, какие вулканы бывают. (Есть три основных вида вулканов, и они все опасны. Активные вулканы извергаются часто. Спящие вулканы могут «дремать» много лет, а потом вдруг проснуться. Вулканы, которые не извергаются очень давно, называют потухшими. Но и потухший вулкан может пробудиться!) Воспитатель: Что вы узнали у гостей? Какие бывают вулканы? Дети: Активные, спящие, потухшие. Воспитатель: Хорошо, от взрослых вы узнали, что-то новое о вулканах. Действительно, вулканы, бывают активные или действующие, спящие и потухшие. (Зарисовать информацию) Воспитатель: А давайте покажем, что такое спящий вулкан и действующий. Физкульминутка «Действующий и спящий вулкан» (по сигналу бубном «действующий» — дети изображают извержение вулкана, по сигналу «спящий» — приседают, имитируя сон). Воспитатель: Хорошо. А ещё, чтобы узнать что-то новое, что делают ученые? (обращает внимание детей на символы) Дети: можно провести эксперимент. Воспитатель: Так делают настоящие ученые. У нас есть макет вулкана. Как выдумаете, можем ли мы устроить извержение вулкана прямо здесь? Дети: Да, нет, не знаю. Воспитатель: Давайте попробуем. Присаживайтесь на стульчики. Пока наш вулкан спящий, но мы попробуем сделать так, чтобы наш вулкан проснулся и начал извергаться. Эксперимент сопровождается звуковой записью извержения вулкана. Воспитатель (сопровождает действия словами): В макет вулкана кладём 2 чайные ложки соды, моющего средства, добавляем красный краситель, лимонную кислоту. Воспитатель: Что вы почувствовали, когда услышали звук извержения вулкана? Дети: Мы испугались. Воспитатель: Как вы думаете, какую опасность для людей и всего живого представляет вулкан? Дети: Люди и животные могут погибнуть. (Зарисовать информацию.) III. Заключительная часть Воспитатель: Мы с вами собрали достаточно информации о вулканах. Теперь давайте поделимся ею друг с другом и расскажем, что мы сегодня узнали о вулканах. Кто из учёных, хотел бы сегодня сделать доклад, используя наши картинки подсказки? (Выступающему надеть академическую шапочку, после доклада попросить задать вопросы докладчику) Воспитатель: Спасибо, вам уважаемые ученые. Сегодня вы потрудились на славу и сделали важные открытия. Вы узнали, как появляется огонь в вулкане? (ответы детей) Какие новые слова вы узнали? (ответы детей) Воспитатель: У меня есть ещё один действующий вулкан, но он необычный и предназначен только для таких настоящих учёных как вы. Воспитатель предлагает детям «Конфетный вулкан»
|