«НА ОКНЕ ЦВЕТОЧКОВ МНОГО…» конспект НОД по познавательному развитию в средней группе ДОУ |
Познание | |||
Автор: Таетваль Лилия Анатольевна | |||
12.05.2020 16:11 | |||
«НА ОКНЕ ЦВЕТОЧКОВ МНОГО…» конспект НОД по познавательному развитию в средней группе ДОУ Подготовила: воспитатель Таетваль Л.А. 2020 год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» города Билибино Чукотского автономного округа» Тема: «Комнатные цветы» Цели:
Задачи:
-фотографии с изображением комнатных цветов, магниты, доска, аудиозапись «плач ребенка», лейки с водой, палочки для рыхления почвы, влажные тряпочки для удаления пыли с листьев цветов, пульверизатор для опрыскивания цветов, семена (посевной материал) гипеаструма, большой лоток с землей, салфетки для рук, комнатные растения в горшках, расставленные возле доски, карточки для игры «Найди цветок», фартуки для детей, косынки, набор карточек для игры «Что растениям нужно для роста?» Ход занятия. Мотивация. Воспитатель вместе с детьми находится в раздевалке. Слышится чей-то плач. Воспитатель: Ребята, вы слышите? Кто-то плачет! Что же случилось? Давайте с вами пойдем и узнаем, кто же это плачет. Может быть, кому-то нужна наша помощь? Вы согласны выручить из беды того, кто плачет? (Ответы детей) Дети заходят в группу и становятся полукругом у доски, возле нее стоит большой комнатный цветок. Воспитатель-Ребята, посмотрите, это же плакал цветок. Что же с ним случилось? Дети рассматривают цветок и говорят, что у него сухая земля. Воспитатель говорит название этого цветка: сансевиерия или «Щучий хвост». Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами узнаем много нового о комнатных цветах и тогда мы сможем помочь этому бедному цветку, который плакал. Вы хотите ему помочь? (Ответы детей) 1. — Ребята, отгадайте загадку: «Рук нет, ног нет, а двигается. Носа нет, а дышит. Рта нет, а пьет и ест». - Правильно, это растение! - Как растение двигается, ведь у него ни рук, ни ног нет? (растет, поворачивается к свету) - Как дышит растение? (через листья, корни) - Как пьет и ест? Так же как и мы? (корнями) - Правильно, ребята, именно корни кормят растение. - А где же хранится пища для растения? (в земле, почве) - Растения питаются совсем не так как мы с вами, и хранить свое питание в холодильниках они не могут. Питание растений содержится в земле, в которой они растут. Если выдернуть растение из земли и оставить так, то оно погибнет. - Растения двигаются, дышат, питаются. Значит, про них можно сказать, что они такие же живые существа, как и мы с вами. - Ребята, посмотрите внимательно на все эти растения и скажите, какое из них здесь лишнее? (одуванчик) Почему? /ответы детей/ - Правильно! Одуванчик растет на улице, а все остальные растения живут только в помещении. Поэтому их называют. … Как? (комнатные растения) 2. дети рассказывают стихотворения о растениях, с которыми они познакомились ранее. На окне цветочков много, Только мокрый – он один. Мокрым Ванькой называют Всем известный … (Бальзамин) Очищают воздух, Создают уют, На окнах зеленеют, Круглый год цветут. (Комнатные цветы) Накрыт бокал с водицей Ежовой рукавицей. (Кактус) У садовницы — первой модницы Платье то ли полиняло, То ли краску поменяло: Все было лиловое, Стало — васильковое. (Гортензия) Плоский, длинный, а не брус, Полосат, а не арбуз. (Сансевиерия или щучий хвост) Чтобы солнце сквозь стекло К нам в окошко не пекло, Я повешу шторочку, На белую распорочку, Не крючком плетеную - Живую и зеленую. (Традесканция) С молоком, а не коза, С корой, а не лоза. (Фикус) Вверх по стенке крутой, По бетонке литой Многоножка ползет, С собой листья везет. (Плющ) Лист с горбочком, с желобочком, Шипы имеет, а ранить не умеет, Зато лечит нас в любой час. (Алоэ) С горы на паутинках Свисают паучки - Зеленые пучки. (Камнеломка) 3. Рассказ воспитателя о ядовитых комнатных растениях. Ребята, я хочу вам рассказать о ядовитых комнатных растениях. Эти фотографии я обвела в красную рамочку. Красный цвет означает опасность. Хотите узнать, почему? Монстера (Monstera) входит в семейство ароидных растений и включает в себя до 50 видов. Ареалом обитания считается Южная и Центральная Америка. Название свое Монстера получила из-за своих крупных размеров и страшноватого внешнего вида (чудовище – monstrum). Этот род – вечнозеленые растения (кустарники и лианы). Стебли толстые, лазящие. Часто имеют воздушные корни. Листья больших размеров на длинном черешке, на ощупь – кожистые, имеют отверстия и прорези разных размеров и формы; темно-зеленой окраски. Толстый, цилиндрической формы початок является соцветием. Цветки сверху обоеполые, а у основания – стерильные. Монстера – один из самых распространенных представителей флоры, выращиваемый в комнатных условиях. Причин тому много, одна из них – растение весьма неприхотливо и просто в уходе. Монстера ионизирует воздух в комнате, что не может не быть плюсом для содержания этого растения. Ядовитость: В соке Монстеры есть вещества, которые вызывают раздражение кожи и воспаление слизистой оболочки. Сок недозрелых плодов приводит к кровотечениям в желудке и кишечнике и воспалению слизистой оболочки ротовой полости. Диффенбахия (Dieffenbachia) – растение семейства ароидных. В зависимости от источника в состав рода входит 30-40 видов растений. Родиной этих травянистых многолетников являются тропические зоны Америки. Назван род был в честь Диффенбаха – немецкого ботаника 19 века. Диффенбахия – вечнозеленые растения с мощным стволом и красивыми листьями, за которые род и ценится в культуре. В зависимости от вида у Диффенбахии отличается окрас листьев: белые, зеленые, с полосами, пятнами, окантовкой и много других разных сортов и форм. Если условия подходящие, а уход надлежащий, то Диффенбахия может зацвести – выражен цветок початком, обернутого зеленовато-белым покрывалом. Диффенбахия очень популярное растение, выращиваемое в комнатных условиях, но при этом довольно требовательна к условиям ухода. Растение требует регулярного полива и опрыскивания, не любит сквозняки и резких перепадов температур. Покупая Диффенбахию, нужно обратить внимание на ядовитость млечного сока растения – вызывает раздражение кожи, а при попадании в полость рта вызывает немоту. В зависимости от вида и сорта Диффенбахии вырастают до 1-2 метров в высоту буквально за 5 лет. Ядовитость: Млечный сок растения при попадании на кожу может вызвать раздражение, а при попадании на слизистые оболочки рта – опухоль желез и языка. Работать с растением нужно аккуратно. При пересадке или размножении растения нужно пользоваться резиновыми перчатками, и всегда мыть руки с мылом после контакта с растением. 4. Игра «Найди такой же цветок» Давайте с вами поиграем. Воспитатель раздает детям карточки с изображением комнатных растений, а дети находят их в групповой комнате и говорят название цветка. Трудные слова произносятся хором по слогам: сан-си-е-ве-рия, тра-дес-кан-ция, 5. Знакомство с новым растением. Воспитатель: Ребята, я хотела познакомить вас с новым комнатным растением. (показывает фотографии) Этот цветок называется Гипеаструм. Это луковичное комнатное растение. Далее воспитатель демонстрирует картинки с изображением цветов фиалки (корень, листья и цветы) и гипеаструма (луковица с корнями листья и цветы) для сравнения. Обращает внимание детей на то, что у обоих растений нет стебля, только листья, и цветонос, на котором появляются цветы). Слово «цветонос» произносится вслух как трудное слово. 6. Физминутка На окне в горшочках (Дети сидят на корточках лицом в круг) Поднялись цветочки. (Медленно встают.) К солнцу потянулись, (Тянутся на носочках, подняв руки вверх.) Солнцу улыбнулись. (Разводят руки в стороны ладонями вверх.) К солнышку листочки. (Поворачиваются вправо – влево, руки на поясе) Повернут цветочки, (Соединяют ладошки над головой.) Развернут бутоны, (Раскрывают ладошки – бутоны.) В солнышке утонут. 7. Беседа «Для чего нам нужны комнатные растения?» Комнатные растения – это источник здоровья, доброты, хорошего настроения, чистого воздуха и красоты. Правила ухода за комнатными растениями:
- Что нужно делать для того, чтобы комнатные цветы росли, цвели, были красивыми? (Ответы детей.) - Да, для этого нужно вовремя поливать растения водой, вода – это их пища, удобрять удобрениями, удобрения – это витамины для растений. Необходимо рыхлить землю в горшке, чтобы воздух проникал к корням. Если на листьях пыль, их следует протереть влажной тряпочкой. - Посмотрите на наши комнатные растения. Какой уход им требуется сейчас? (Дети осматривают растения, отвечают на вопрос.) Дети ухаживают и за тем цветком, который они увидели в начале НОД. Детям предлагаются лейки с водой, влажные тряпочки, пульверизатор с водой, палочки для рыхления земли. Сообщения детей о комнатном растении (живущем у них дома). (Предварительно было дано задание: узнать какое растение есть дома, его название, как попало в дом, как за ним ухаживать). - Расскажите, как растение попало к вам в дом, как оно называется, как вы (ваши родители) ухаживаете за комнатными растениями дома. (Выслушиваются рассказы детей.) 8. Закрепление нового материала. Игра «Что растениям нужно для роста?». Ребята показывают картинки и называют: воздух, свет, почва, вода и другое. - Правильно! Лейкой мы поливаем растения. Без солнечного света, тепла растения не растут. Растениям нужны земля, воздух, вода. Чтобы растения были красивыми, хорошо росли и цвели, нужно их подкармливать специальными удобрениями. И обязательно им нужна наша забота и любовь! Игра «Что было бы, если бы…» - Что было бы, если бы растение поставили в темное место? /ответы детей/ - Что было бы, если бы растение забыли полить? /ответы детей/ - Что будет, если за растением ухаживать: поливать, мыть, рыхлить землю, подкармливать? /ответы детей/ Итоговая беседа. Цель: систематизировать знания детей, развивать память. - Что вам сегодня больше всего понравилось, запомнилось? Что нового узнали? Зачем люди разводят комнатные растения? - Забота о комнатных растениях делает человека добрее. Какие ядовитые комнатные растения мы знаем? Ребята называют названия растений, затем мы произносим слова по слогам: монс-те-ра, диф-фен-ба-хия. Ребята, как вы думаете, нашему цветку понравилось, как вы ухаживали за ним? Будет ли он опять плакать, или нет? (ответы детей) Ребенок читает стихотворение: …Ты должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать. (С. Вургун)
|