ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА МЕТОДОМ ЭКСПЕРИМЕНТОВ» С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» |
Познание | |||
Автор: Беликова Оксана Анатольевна | |||
07.05.2020 11:10 | |||
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА МЕТОДОМ ЭКСПЕРИМЕНТОВ» С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» возраст обучающихся 3-7 лет срок реализации программы 4 года. Составила воспитатель Беликова О.А Содержание программы I. Целевой раздел 1. 1 Пояснительная записка 1. 2 Актуальность 1. 3 Новизна 1. 4 Цель исследовательской деятельности
1. 5 Задачи экспериментальной деятельности 1. 6 Принципы и методы в организации познавательной деятельности. 1. 7 Планируемые результаты освоения программы II. Содержательный раздел 2. 1 План работы с детьми младшего дошкольного возраста 2. 2 План работы с детьми среднего дошкольного возраста 2. 3 План работы с детьми старшего дошкольного возраста 2. 4 План работы с детьми подготовительного к школе возраста 2. 5 План работы воспитателя 2. 6 Взаимодействие с родителями 2. 7 Работа с социумом III. Организационный раздел 3. 1 Этапы организации и проведения опытов 3. 2 Требования предъявляемые к проведению опытов 3. 3 Заключение 3. 4 Приложение 3. 5 Список используемой литературы 3. 6 Памятка и анкета для родителей 3. 7 Картотека опытов и экспериментов II. Целевой раздел 1. 1 Пояснительная записка «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал» С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой — предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений. Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость. На сегодняшний день в системе дошкольного образования появляется множество новых методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный процесс в ДОУ немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Вместе с тем, обилие новейших технологий связано определением эффективности самого образовательно-воспитательного процесса. Нужно понимать эту эффективность с точки зрения пользы для самих детей. Наблюдая за детьми, я обратила внимание на одно замечательное средство интеллектуального развития дошкольников — детское экспериментирование. По мнению академика Н.Н. Поддьякова: «В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного познания и освоения». 1. 2 Актуальность. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. 1. 3 Новизной данной разработки является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для дошкольников. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. 1. 4 Рабочая программа имеет цель: это способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. 1. 5 Настоящая программа способствует решению следующих задач:
Данная рабочая программа обеспечивает личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком:
создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность. Специфика отбора содержания рабочей программы зависит от возраста детей, их способностей качественно усваивать содержание данной программы. Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждая из которых представлено несколькими темами:
Все темы усложняются и дополняются по содержанию в зависимости от возраста детей. План разработан на основе следующих программ: "Организация опытно — экспериментальной деятельности детей 2 — 7 лет" Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова; «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст» И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир; «Неизведанное рядом» В.В. Щетинина, О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова; «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией Прохоровой; 1. 6 Принципы и методы в организации познавательной деятельности. Данный опыт работы разработан с учетом требований педагогики, дидактики, психологии. В своей работе я опираюсь на основные принципы и методы в педагогике.
Для экспериментирования в группе создана развивающая среда –оснащённая специальным оборудованием, разнообразными материалами. Оборудование для исследовательской деятельности
Материал, подлежащий исследованию:
В начале проведения опыта работы мною были выделены ожидаемые результаты:
Изучив имеющуюся методическую литературу по детской опытно – экспериментальной деятельности, я решила адаптировать практический материал к условиям нашего детского сада и создала свою модифицированную программу. Обучение детей рассчитано на четыре года. Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской организуется следующим образом:
Работа проводится с небольшими подгруппами по 6– 10 человек. Это дает возможность педагогу:
Данная деятельность проводится в свободное от занятий время в I или II половине дня, что прописывается в календарных планах воспитателей с учетом перспективного плана работы. Во время занятий проводится один эксперимент, который имеет четкую структуру проведения:
Для положительной мотивации деятельности дошкольников воспитатели используют различные стимулы:
Диагностика усвоения рабочей программы по «Экспериментальной и опытнической деятельности» проводится один раз в год, в мае. По ее результатам составляется план индивидуальной работы с детьми. II. Содержательный раздел 2. 1 План работы с детьми младшего дошкольного возраста Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся — ломается, высоко — низко — далеко, мягкий — твёрдый — тёплый и прочее).
|