Рабочая программа по познавательно-исследовательской деятельности «Я познаю мир» |
Познание | |||
Автор: Вафина Юлия Дмитриевна | |||
24.11.2016 00:04 | |||
Рабочая программа по познавательно-исследовательской деятельности «Я познаю мир» Введение 1. Пояснительная записка к рабочей программе по исследовательской деятельности «Я познаю мир» 1. 1. Цели программы 1. 2. Основные задачи программы 1. 3. Задачи реализуются
Пояснительная записка к рабочей программе по исследовательской деятельности «Я ПОЗНАЮ МИР». Изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, педагоги обратили внимание на замечательное средство интеллектуального развития дошкольников – детское экспериментирование. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной активности ребёнка. Именно в этом возрасте познавательная активность выражается в поисковой и исследовательской деятельности, которая направлена на «открытие» нового и которая развивает продуктивные формы мышления. Как подчёркивают психологи, для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана актуальность внедрение детского экспериментирования в практику работы ДОУ. Воспитателями делается всё больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Ребёнок выступает как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достижения. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувства удовлетворения от проделанной работы. Цели программы:
Основные задачи программы:
Эти задачи реализуются:
Авторская программа включает в себя:
Методические рекомендации по использованию игр в поисковой деятельности детей. Практика показала, что для работы по этой программе необходимо:
Для организации игр и проведения опытов целесообразно иметь:
Дополнительное оборудование:
Рекомендации по организации игр с песком. Принцип «песочной терапии» был предложен ещё Карлом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, психологи утверждают, что он поглощает «негативную» психическую энергию и взаимодействие с ним очищает энергетику. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка. Основные принципы игр на песке.
Что нужно для игры в песок? Практика показала, что наиболее приемлемо использовать в работе пластмассовую ёмкость размером 60см -45см. Такой размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия. Песок должен быть чистым и просеянным. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Для песочных игр лучше, если он будет влажным. Рекомендуется песок закрывать крышкой от пыли и загрязнения. Раз в месяц необходимо проводить обработку песка. Для игр с песком необходимо иметь разнообразную «коллекцию» миниатюрных фигурок (киндеры, зверюшки, песочные наборы, воронки и т. д.), которые обрабатываются согласно санпину и хранятся в специальных отведённых доступных местах. Для разнообразия игр можно изготовить плоскостные фигурки домов, построек, животных, растений, сказочных персонажей и т.д. Естественные предметы: ракушки, веточки, камни и т.д. Словом, всё, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в вашей «коллекции». Теперь, у Вас есть всё, чтобы отправиться вместе с ребёнком в увлекательный мир путешествия, где увидите творческий полёт его фантазии. Окружающий мир многогранен и удивителен. Именно на песке мы можем создать разные миры: путешествовать во времени, по разным странам и планетам. При этом, не только воображать, представлять, фантазировать, но и реально создавать и проживать. Например:
Игрового материала должно быть в достаточном количестве. Рекомендуемые игры: «Чьи следы?», «Каменная дорожка», «Спрячь игрушку». «Угадай на ощупь», «Нарисуй узор», «Подземный город», «Песочный замок», «Секретики», «Полёт на луну», «Озеро в песке», «Посади дерево», «Подарок для друзей», «Песочные гонки», «Подводный мир», «Путешествие в пустыню». Общее содержание и задачи Задачи экспериментально-исследовательской деятельности для детей старших групп.
Познакомить детей с проявлением статического электричества, с различными видами ткани, бумаги, стекла.
Октябрь 1. Тема: Воздух ,,Сколько весит воздух? Цель: Знакомство со свойствами воздуха. Выявить с детьми, что воздух имеет вес. 2. Тема: Воздух ,,Подводная лодка №1 из винограда» Цель: Выявить, что воздух легче воды, он имеет силу и вытесняет воду. Воздух помогает поднимать предметы со дна и превращает их в плавучие. 3. Тема: Воздух ,,Подводная лодка №2 из яйца» Цель: Определить с детьми, по какому принципу плавает подводная лодка. Знакомство со свойствами соленой и пресной воды. 4. Тема: Вода ,,Делаем облако» Цель: Выявить с детьми процесс формирование облаков, при охлаждении теплого воздуха. Выявить откуда же берется дождь. Ноябрь 1. Тема: Воздух «Ветер, ветер — ты могуч» (игра- соревнование) Цель: Выявить, что воздух имеет разную силу и с помощью этой силы двигает различные предметы. 2. Тема: Бумага «Цветы лотоса» (опыты с бумагой и водой) Цель: Знакомство со свойствами бумаги. 3. Тема: Ткань «Волшебная куртка» (опыты с тканью) Цель: Знакомство со свойствами и видами тканей. 4. Тема: Воздух «Раздувайся пузырь» Игровое экспериментальное занятие с мыльными пузырями. Цель: Выявить с детьми, что в каждом мыльном пузыре внутри находится воздух и как он туда попадает. Декабрь 1. Тема: Вода «Чем пахнет вода и какого она цвета» Цель: Выявить с детьми, что вода впитывает запах того предмета, который в неё положили. 2. Тема: Вода «Хитрый карандаш» Цель: Выявить с детьми, как вода может искажать предметы. 3. Тема: Вещества. Латэ. Рисование на молоке. «Распустились цветы на молоке» Цель: Выявить с детьми, как происходит взаимодействие двух веществ и как можно ими управлять. 4. Тема: Вода «Мне мало места» Цель: Обнаружить с детьми, как вода при охлаждении расширяется, меняет форму. 5. Тема: Вещества «Письмо Деду Морозу» Цель: Выявить, как с помощью молока можно создать секретное письмо и как при нагревании письмо проявляется. Январь 1. Тема: Воздух «Бывает ли воздуху холодно? Цель: обнаружить, что воздух при охлаждении сужается и занимает меньший объем. 2. Тема: Воздух «Танцующая монетка» Цель: Обнаружить с детьми, что воздух при нагревании расширяется и может управлять легкими по весу предметами. 3. Тема: Центр тяжести «Почему не падают падающие башни» Цель: Познакомить детей с понятием центр тяжести 4. Тема: Центр тяжести Я — фокусник» Цель: Выяснить с детьми, для чего нужен центр тяжести и как он действует. Февраль 1. Тема: Магнитные силы. «Мы — волшебники» Цель: выявить материалы, взаимодействующие с магнитами. Выявить свойства магнита: прохождение магнетических сил через различные материалы и вещества. 2. Тема: Магнитные силы. «Живая скрепка» Цель: Определить способность металлических предметов намагничиваться. 3. Тема: Магнитные силы. «Парусная Регата» /игра- развлечение/ Цель: Выявить свойства магнита: притягивание магнетических предметов, умение управлять ими, действовать через преграду. 4. Тема: Магнитные силы. «Горнолыжник» /игра-развлечение/ Цель: Объяснить действие магнитных сил, использовать знания для создания картины. Март. 1. Тема: Вещества. Нетрадиционное рисование «Подарок для мамы» Цель: Выявить, как можно рисовать на ткани с помощью лепестков цветов. 2. Тема: Вещества. Нетрадиционное рисование на молоке. Латэ. «Распустились цветы» Цель: Выявить с детьми, как происходит взаимодействие двух веществ и как можно ими управлять. 3. Тема: Галактика «Где ночует солнышко? Цель: Выяснить с детьми, что Земля вращается вокруг своей оси, за 24 часа, и это время называется сутками. Выявить, как день и ночь сменяют друг друга. 4. Тема: Вещества. «Куда делся сахар, когда я размешал его ложечкой…» Цель: Выявить с детьми реакцию различных веществ, которые часто встречаются в быту. 5. Тема: Тень «Почему тень перемещается или «Солнечные часы»» Цель: Выявить с детьми, что такое тень и как она зависит от источника света. Что размер тени зависит от расстояния между источником света и объектом. Апрель. 1. Тема: Тень. «Рисуем теневой портрет» Цель: Выявить с детьми, что тени повторяют контур разных предметов и тела человека в том числе 2. Тема: Вещества «На что похож мой остров?» /Игра-развлечение/ Цель: Познакомить детей со свойствами воска. Выяснить, как воск взаимодействует с водой. Развивать воображение. 3. Тема: Вещества «Выращиваем кристалл» Цель: Провести с детьми исследования по выращиванию кристалла из поваренной соли. Выявить, как соль кристаллизуется, в домашних условиях * 4. Тема: Свет. «Солнечный зайчик» Цель: Выявить с детьми, как можно многократно отразить свет и изображение предмета. т. е. увидеть его там, где его не должно быть видно. 5. «Играем в сыщиков» Цель: Выявить, что у каждого человека на пальчиках есть свой рисунок – «отпечаток» и он не повторяется и по этому отпечатку можно разыскать человека. Май 1. Тема: Статическое электричество «Умный шарик» Цель: Выявить с детьми, причину образования статического электричества. Выявить, какие вещества электризуются. 2. Тема: Статическое электричество «Танцующая фольга» Цель: Выявить, как с помощью статического электричества, можно управлять предметами. 3. Тема: Статическое электричество» «Гибкая вода» Цель: Выявить с детьми, как статическое электричество может менять траекторию струи воды. 4. Тема: Звук. «Спичечный телефон» Цель: Знакомство детей с понятием «звуковые волны» 5. Тема. Вода. «Комната смеха» /развлечение/ Цель: Выявить, как с помощью воды и зеркала можно создавать смешные образы и искажать предметы.
|