«Развитие познавательного интереса младших дошкольников с помощью экспериментальной деятельности» (из опыта работы) |
Познание | |||
Автор: Сивушкина Марина Николаевна | |||
03.05.2020 07:52 | |||
«Развитие познавательного интереса младших дошкольников с помощью экспериментальной деятельности» (из опыта работы) Сивушкина Марина Николаевна, воспитатель МБДОУ №17 г.Апатиты «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Китайская пословица Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире — важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем — это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития. Наша задача, задача педагогов, помогать развитию познавательной активности детей.
Развитие познавательной деятельности детей является одним из основных направлений работы педагога согласно Федеральному государственному образовательному стандарту. Расширение кругозора, усвоение знаний о предметах окружающего мира, их качествах и свойствах должно осуществляться через формирование опытно-экспериментальных навыков. Использование современных педагогических технологий открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников и одной из наиболее эффективных является детское экспериментирование. Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте оно является ведущим. В этой деятельности ребёнку предоставляется возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования направлен на решение следующих задач в области познавательного развития: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира… [2, с. 7] Внимание педагогов дошкольного образования акцентируется на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В связи с этим педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии современных технологий, которые определяют новые методы, формы и средства, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. Реализуя основную образовательную программу дошкольного образования МБДОУ №17 г.Апатиты, разработанную на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, особое внимание уделяем всестороннему развитию личности каждого ребенка, способствуем расширению представлений детей об окружающем мире, формируем элементарные знания об объектах и явлениях живой и неживой природы, т.е. развиваем познавательную активность дошкольников с помощью экспериментальной деятельности. Целью опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе является формирование и расширение представлений у детей об объектах окружающего мира через практические действия. Экспериментирование способствует активному развитию мыслительных способностей: наблюдая за объектами опыта, ребёнок анализирует, обобщает полученные сведения, сравнивает их, делает элементарные выводы. Исследовательские качества проявляются в различных режимных моментах (на занятиях, во время прогулок, в самостоятельной деятельности), дети 3–4 лет стремительно познают мир. Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе направлена на решение ряда задач: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Грамотно организованная педагогом предметно-пространственная среда в группе позволяет детям развивать исследовательские навыки и предпринимать попытки самостоятельного экспериментирования. В помещении нашей группы создан центр экспериментирования. Оборудование и материалы для практических исследований хранятся в шкафах или ящиках с символьным обозначением. Материальная база опытно-экспериментального центра:
Неструктурированные материалы находятся в недоступном для детей месте. Виды детского экспериментирования во второй младшей группе можно выделить по характеру познавательной деятельности воспитанников:
В своей практике применяю такие формы работы: наблюдение, целевая прогулка, рассматривание, опытническая деятельность, конструктивно-модельная деятельность, развивающая игра, игра — эксперимент, рассказ, беседа, проблемная ситуация. Подборка практических занятий по видам экспериментирования Иллюстративное экспериментирование • «Попробуй собери»: собрать разлитую воду при помощи салфетки, тряпочки, губки.
Поисковое экспериментирование • «Тонет или нет»: опускать в воду предметы и наблюдать, какие из них останутся на поверхности, а какие пойдут ко дну.
Решение познавательных задач • «Как достать фигурки из кубиков льда»: растапливание льда различными способами.
Основное достоинство экспериментальной деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам, позволяет получить реальные представления о различных сторонах исследуемого объекта. Моя практика показывает, что познавательно-исследовательская деятельность, протекающая в форме экспериментирования, оказывает позитивное влияние на развитие познавательного интереса дошкольников к окружающему миру и природе. Результаты проводимой работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний. Таким образом, я пришла к выводу, что экспериментирование как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира. Разработанная и апробированная на практике система по развитию детского экспериментирования доказала свою эффективность в познавательном развитии дошкольников. Список литературы:
|