Создание обогащенной предметно-пространственной среды для формирования познавательного интереса детей |
Познание | |||
Автор: Редикульцева Оксана Александровна | |||
14.04.2020 01:19 | |||
Создание обогащенной предметно-пространственной среды для формирования познавательного интереса детей Воспитатель МАДОУ «ДС «Огонек» Редикульцева О.А. Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Предметно-развивающая среда обеспечивает реализацию основной общеобразовательной программы в нашем дошкольном учреждении, но хочется обратить особое внимание на создание развивающей предметно-пространственной среды для познавательно-исследовательской деятельности.
Создание предметно-развивающей среды по познавательно-исследовательской деятельности детей строится с учетом личностного, содержательного, материального и организационного компонента. Мы планируем познавательно-исследовательскую деятельность детей, учитываем тип реализации и характер взаимодействия субъектов, содержание деятельности, продумываем все возможные специальные специфические аспекты, такие как объявления об исследовательской деятельности, необходимый инструментарий для исследований, в которых отражается работа с родителями. В нашей группе проводится деятельность по познавательно-исследовательскому развитию дошкольника. Она строится в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающейся как исследование предметов и явлений окружающего мира, доступно, интересное и привлекательное для детей, где они получают возможность проявить свою исследовательскую активность. Среда по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду служит зоной опережающего развития детей. В нашей группе создан центр «Наука и природа», исследовательский, где дети проводят наблюдения за комнатными растениями и экспериментируют с огородом на окне, «Я-исследователь», где проводят плановые опыты и опыты из серии «Открытие дня» с использованием оборудования: лупы, компасы, глобус, микроскоп и др. При оборудовании центра учитывались следующие требования: безопасность для жизни и здоровья детей; доступность расположения; соблюдение правил при проведении опыта и эксперимента. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом. Мы используем все виды познавательно-исследовательской деятельности детей в дошкольном возрасте, включающие моделирование и преобразование предметов, а высказывание Сухомлинского Василия Александровича: «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал» — сделали девизом в своей работе. Формирование умения вести исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс. Мы считаем, что необходимо создавать и обогащать развивающую среду для познавательно-исследовательской деятельности.
|