Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию «Юный исследователь» для детей 5-6 лет |
Познание | |||
Автор: Зрячих Ирина Александровна | |||
05.03.2020 23:21 | |||
Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию «Юный исследователь» для детей 5-6 лет Срок реализации — 1 год Автор-составитель: Зрячих Ирина Александровна Городской округ Балашиха Московской области, 2019г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад компенсирующего вида № 35 «Берёзка» Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в дошкольной организации:
Направленность дополнительной образовательной программы:
Новизна программы: Экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. Актуальность проблемы: На современном этапе развития дошкольного образования формирование познавательного интереса — одна из актуальных проблем детского воспитания. Опытно — экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Исходя из этого, возникла необходимость создания условий для целенаправленной работы по поисково-познавательной деятельности старших дошкольников. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента: дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Детское экспериментирование направлено на развитие поисково-познавательной деятельности детей, что способствует развитию формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата. В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности. Цель программы: Создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования. Задачи: Познавательные: ─ Расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей. ─ Формировать навыки постановки элементарных опытов и умение делать выводы на основе полученных результатов. Развивающие: ─ Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности. ─ Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами. ─ Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. ─ Создание предпосылок формирования практических и умственных действий. Воспитательные: ─ Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. ─ Стимулировать желание детей экспериментировать. ─ Формировать коммуникативные навыки. Методы и приемы организации опытно-экспериментальной деятельности: ─ эвристические беседы, дискуссии; ─ наблюдения за объектом; ─ просмотр адаптированных для детей научно — популярных фильмов; ─ постановка и решение вопросов проблемного характера; ─ моделирование (создание моделей об изменениях в живой и неживой природе); ─ проведение опытов и экспериментов; ─ фиксирование результатов: наблюдений, опытов, экспериментов; ─ использование художественного слова; ─ дидактические игры; ─ ситуация выбора. Примерная структура детского экспериментирования: ─ Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. ─ Предлагает различные варианты ее решения. ─ Проверяет эти возможные решения, исходя из данных. ─ Делает выводы в соответствии с результатами проверки. ─ Применяет выводы к новым данным. ─ Делает обобщения. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей. Роль педагога во время проведения занятия – экспериментирования: ─ Показать способ действия или дает косвенные указания к действиям ребенка. ─ Пробуждать любознательность, интерес детей к исследуемым предметам. ─ Стимулировать познавательную, самостоятельную поисковую активность. Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования: ─ Предварительная работа (наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса. ─ Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования. ─ Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи). ─ Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления. ─ Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий. ─ Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы. ─ Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования. Предполагаемые результаты у детей: ─ Развитие познавательных способностей детей: ─ Проявляют любознательность к чему – то новому, неизвестному. ─ Стремятся установить взаимосвязь между предметами окружающего мира. ─ Разбираются в причинах наблюдаемых явлений. ─ У детей сформированы умения и навыки самостоятельного проведения исследовательской, опытно-экспериментальной работы. ─ Сформированы умения отвечать на вопросы, выдвигать гипотезы; подводить итог. ─ Происходит накопление умений и навыков самостоятельного поиска информации и материалов, необходимых для исследований по определенной тематике. ─ Дети начинают проявлять самостоятельность в обработке собранного материала, проявляют активность в разрешении проблемных ситуаций. ─ Формируются коммуникативные навыки. Методы и приемы: ─ Приёмы организации: работа небольшими группами; создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу; ─ Приёмы активизации умственной активности: включение игровых упражнений; активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми; выполнение нетрадиционных заданий; решение проблемных ситуаций; моделирование и анализ заданных ситуаций. ─ Приёмы обучения: показ или демонстрация действия в сочетании с объяснением (выполняется с привлечением разных дидактических средств); инструкция для выполнения самостоятельных упражнений; пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок; вопросы к детям. Форма занятий: занятие проводится с группой детей 1 раз в неделю (во 2-ой половине дня). Продолжительность ООД 25 минут (среда или четверг) с 15. 30 по 16. 00. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май). В октябре и мае проводится диагностика. Цикл занятий предназначен для детей 5 — 6 лет, записанных в кружок по желанию детей. Занятия носят обучающий и развивающий характер, для поддержания интереса у детей используется игровая мотивация.
|