Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПОЗНАНИЕ МИРА ПРИРОДЫ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ
Познание
Автор: Гаврилова Татьяна Маратовна   
31.01.2020 01:40

ПОЗНАНИЕ МИРА ПРИРОДЫ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ

Автор: Т.М. Гаврилова — воспитатель

МБДОУ детский сад «Солнышко», село Илек, Оренбургская область

С. Илек, Оренбургская обл., ул. Есенина 2Б, кв. 24, индекс – 461350

Тел.: 89225315958 Электронная почта: gavr. nihrutka@yandex. ru

Краткая аннотация статьи

В данной статье освещается опыт формирования представлений об объектах мира природы в процессе творческой деятельности дошкольников.

Согласно современным требованиям ФГОС творческая деятельность дошкольников в ДОУ является ведущим методом обучения и развития детей дошкольного возраста. Творческой деятельностью принято считать такой вид активности ребенка, в процессе которого осуществляется творческое познание и преобразование самого себя и окружающей действительности.

Вся работа в детском саду строится через игру и творчество. Ребенок познает окружающий мир, замечает изменения в природе, новые игрушки, необычную расстановку мебели в групповой комнате – одним словом все, что вокруг него — через игру. Именно в процессе игры, он учится выражать свои эмоции, применять свои знания. Со своими воспитанниками с младшего дошкольного возраста в образовательном процессе главную роль отдаю наблюдениям. И не просто наблюдениям, а учу замечать всё, что происходит вокруг ребенка – ведь это интересно! Начиная с элементарного, и приходя в старшем дошкольном возрасте к более объстрактному. Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо, поэтому природа- источник для творчества. Если выглянуло солнышко, значит будет тепло и погода солнечная; если изменилась погода, значит наступает другое время года, или это характерное изменение для нашего климата; пошёл дождь, значит будут грибы… Прививать детей к наблюдательности интереснее и забавнее через наблюдения за миром природы. Ведь мы можем видеть яркие картины в любое время года, ощущать конкретные явления в природе, а сколько красок в мире природы!

 

Умея наблюдать и видеть всё вокруг себя, даже на обычной прогулке на территории участка группы, или экскурсионной прогулке за пределами детского сада, ребята получают столько знаний, что потом творческие порывы сами захватывают ребят – дети рисуют, сочиняют сказки, рассказы…

Замечая всё вокруг, ребенок начинает пространственно мыслить, воображать, делать умозаключения, строить догадки, в старшем дошкольном возрасте ребята уже могут дискутировать, и приходить к единому мнению. При таком подходе к образовательному процессу и воспитателю легче строить образовательную деятельность – не навязывать знания, а всего лишь изменить расстановку растений в уголке природы, или же выставить микроскоп в зоне экспериментирования и дети сами обратят на это внимание, и задут вопросы, на которые сами же потом с помощью воспитателя и ответят, ненавязчиво получив новые знания, опыт. Да и такие ребята активны, любознательны, способны логически мыслить, ярко воображать, у них теряется комплекс «стеснения» в творческой деятельности, например, в выступлениях, при театральных постановках, у них обычно хорошо развита связанная речь. И вот когда у ребенка горят глаза, ему интересно, его захватывают эмоции, он готов что-то творить, внести свое что-то в мир, который его окружает, именно в этот момент начинается его творчество.

Творческая деятельность сопровождает нас на протяжении всего дня в детском саду, играя, мы творим и на занятии, и при предварительной подготовке к нему, и на прогулке, и в режимные моменты. Особое внимание в творческой деятельности уделяю рисованию и художественно-речевому творчеству.

Именно в рисунке ребенок может точно отобразить предмет, его форму, размер, положение, или какое-либо явление, а также выразить отношение к нему. С помощью рисунка ребенок самостоятельно передает свои впечатления и представления о действительности, полученные при разных обстоятельствах. В изобразительном творчестве дошкольник реализует свои фантазии и эмоции. Через рисунок можно понять, что больше нравится детям при изучении мира природы, какие впечатления более яркие, и что надолго останется в памяти. Анализируя цвета, которые ребенок использует для создания своего рисунка, можно сразу понять к чему он испытывает симпатию, а что ему не импонирует. Такие «диагностические» наблюдения воспитателя помогают в планировании образовательной деятельности, а также в системе индивидуальной работы. Поэтому рисуют дети часто, много, опираясь на знания, эмоции и опыт. Рисуем, конечно, не только акварелью или гуашью, восковыми мелками, пастелью, но и нетрадиционными материалами. Для этого в нашей группе имеется песок, для изобразительных искусств, мягкий пластилин, контейнеры с природным материалом (шишки, крылатки, листва, желуди, камушки, ракушки) – всем этим ребята рисуют.

Рисование пластилином мы используем для того, чтобы ребенок видел многообразие цветовой гаммы в природе, умел соотносить цвета и ситуации по проблемной задаче. Например, рисуем прогулку в парк, которую мы совершили в первую половину дня. Ребенок сразу же устанавливает связь – прогулка сегодня – сейчас осень – использую различные оттенки пластилина (которые присущи этому времени года); или вчера читали рассказ

Г. Снегирева «Зайчонок», ребята изображают зайца, непросто, а вспоминая, что действия развиваются в летнее время года, и применяют знания о сезонных изменениях в жизни животных – получился пластилиновый заяц в серой шубке. При помощи такого рисования мы не только закрепляем имеющиеся знания о мире природы, но еще ребенок учится воплощать замысел в реальность, осязательно воспринимать форму, объем и размер предметов. Используя для рисования природные материалы, ребенок проявляет колоссальную фантазию, соотнося то, что он хочет изобразить с объектом, при помощи которого изображает. Используя для творчества шишки, ракушки и другие природные материалы, мы опять же прикасаемся к миру природы, только, с другой стороны. Здесь ребенок может вживую «потрогать» окружающий мир, соприкоснуться с ним, получить новые знания в ненавязчивой беседе, рассуждениях, воплотить имеющийся опыт в самом рисунке.

Методом проб и ошибок, обдумывание того, каким же образом воссоздать в реальности задуманное, ребенок приобретает опыт и формирует навыки работы с тем или иным материалом или инструментом.

Ребята очень любят рисовать, и не просто, а выражая свой конкретный замысел на бумаге, на доске для песка, картоне (при помощи пластилина), да просто на столе, используя ракушки и камушки. Такие творческие способности мы поощрям участием ребят в районных и интернет конкурсах, устраиваем свои конкурсы внутри ДОУ. Дети нередко становятся лауреатами и победителями таких конкурсов. Устраиваем тематические, индивидуальные выставки, приглашаем на наши выставки местные средства массовой информации, на семинарах делимся своим опытом, наглядно показываем, как строится работа по данному направлению. Ведь используя рисование, как вид творчества, мы дополнительно развиваем множество моторных и психологических процессов у ребенка.

Наблюдая за миром природы, ребята сами находят темы для рисования, в начале весны, когда снег превращается в огромные лужи, ребята нарисовали как вести себя безопасно на улице, на льду, на дороге при такой погоде, ведь у природы нет плохой погоды…

После разговоров о космосе, строении нашей планеты, ребята вновь проявили инициативу и устроили настоящую выставку рисунков и поделок из бумаги (в основном это были ракеты), и, надо отметить, что рисунки на этой выставке, в основном, были выполнены пластилином.

Для организации самостоятельной художественно-творческой деятельности в группе оборудовано место для проведения творческих занятий, оснащенное:

  • изобразительными и пластическими материалами
  • бумагой разного цвета, формата, фактуры
  • аппликативным материалом (ножницы, клей, линейки)
  • трафаретами, силуэтами
  • дидактическим материалом, образцами, схемами, карточками

- природным материалом (контейнеры с шишками, листвой, крылатками, желудями)

Организованные таким образом рабочие места позволяют детям самостоятельно выбирать направление творческой деятельности в соответствии со своими желаниями и интересами, предоставляют новые возможности для развития творческого потенциала ребенка в рамках дошкольного образования.

И еще одно направление, которое занимает большое место в моей работе и охватывает познавательную область (мир природы) – это художественно-речевое творчество. В младшем дошкольном возрасте художественно-речевая деятельность ребенка состоит из восприятия на слух детского художественного и поэтического текста, и способность обыграть элементарные эпизоды из сказки. В среднем и взрослом дошкольном возрасте художественно-речевая деятельность ребенка становится активной и выражается в пересказе прослушанного произведения или рассказе о том, что происходило с главными героями, какие черты их характера или внешности обратили на себя внимание ребенка. Более сложной формой художественно-речевой деятельности ребенка является постановка перед ним задачи самостоятельно придумать историю, сказку, рассказ, создать сюжет и выбрать героев. И ребята это делают с большим удовольствием, придумывают истории и даже выделяют то, главное, о чем хотели сказать – так появляется и название истории, сказки. После прогулки, эксперимента, наблюдения, дети обязательно делятся впечатлениями, а на основе этих впечатлений рождается рассказ. В подготовительной к школе группе дети уже способны самостоятельно придумать рассказ, а когда уже все пересказано, они играючи добавляют фантазийных героев в свое воображение и у них получается сказка! У каждого своя, но главное – там большое место занимают пейзажи природы и описания явлений, объектов окружающего мира.

Большое внимание в нашей группе уделяется миру театра. Для постановок используем пальчиковый театр, перчаточные куклы, маски, но и конечно, сами ставим сказки! Театрализованные игры всегда с восторгом принимаются детьми и составляют большую ценность в развитии творческо-речевых способностей дошкольников. Процесс распределения ролей, изучения характера своего персонажа и само выступление очень увлекает ребенка, позволяет реализовать ему свои фантазии, самовыразиться. Для организации этого творческого направления в группе ДОУ имеется театральный уголок, с театральной атрибутикой (маски, сопутствующие предметы), пальчиковый театр, «Би-ба-бо», собственная гардеробная. Сказки для постановок отбираются по возрасту детей, и, конечно, каждая сказка связана с миром природы. Например, «Дюймовочка» Г.Х. Андерсена, в ней четко дается представление о подземных жителях и свойствах почвы, «Муха-Цокотуха» К. Чуковского – в этой сказке можно отследить большое количество животных из раздела «насекомые», с описанием внешнего вида и размерами животного, и т.д. Дети способны самостоятельно ставить сказки в свободное время, используя перчаточные куклы, наши дети являются частыми гостями на праздниках районного уровня. Чтобы показать наше творчество, приглашаем родительскую общественность, устраиваем спектакли, «дни открытых дверей» творческой направленности, дети группы становятся участниками театральных конкурсов, и завоевывают грамоты!

Чтобы охватить большое количество детей творчеством, в организации этой деятельности основной формой является игра. Сейчас в образовательном процессе активно используем квест-игру, эта форма очень нравится воспитанникам, да и является, на мой взгляд, более продуктивной в развитии качеств личности, игры-путешествия, занятия-сказки, экспериментирование, выставки и репортажи.

Творческая деятельность детей дошкольного возраста оказывает влияние на развитие и формирование эстетического и познавательного восприятия ребенком окружающего его мира. И является неотъемлемой частью счастливого детства и становления богатой, развитой личности. Через творчество у ребенка складывается впечатление о том, как выглядит окружающий мир, формируются базовые сведения о вкусе, цвете, текстуре и звуке, развивается художественное восприятие произведений музыкального, литературного и изобразительного искусства.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год