Конспект интегрированного занятия по познавательно – исследовательской деятельности «Волшебная сила соли» для детей подготовительной группы. |
Познание | |||
Автор: Фролова Юлия Сергеевна | |||
06.12.2016 08:05 | |||
Конспект интегрированного занятия по познавательно – исследовательской деятельности «Волшебная сила соли» для детей подготовительной группы. Предварительная работа:
Программное содержание:
Словарь:
каменная, поваренная, йодированная, кристаллизация, минеральное вещество, рудник, выпаривание. Оборудование: Для воспитателя: три вида соли для показа детям, лёд, переносной холодильник, стакан с горячей водой, металлическая ложка, свеча, спички, солёный раствор воды, яйцо, кристаллы соли (выращенные заранее). Для детей: лупа, кружок красного или синего цвета, ёмкость с солью, альбомный лист, акварельные краски, кисть (толстая), банка с водой, салфетка, две рыбки (оригами). Ход занятия: - Ребята, сегодня я хочу побеседовать с вами о веществе, с которым вы хорошо знакомы. Чтобы узнать, о чём пойдёт речь, предлагаю отгадать загадку: «Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна». (Соль) - Правильно, это соль. Прежде, чем я начну свой рассказ, хотелось бы узнать и услышать, что вы знаете о соли. Ответы детей. - Теперь моя очередь поделиться с вами знаниями. Но перед этим, давайте проведём опыт: возьму две ёмкости со льдом, одну из них «посолю» и поставлю в холодильник (переносной). Через некоторое время (20 минут) мы посмотрим, что произойдёт. - И так – соль. Соль — это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в пищу в «естественном» (чистом) виде, практически без переработки. Соль — это пищевой продукт, и мы её знаем, как мелкие кристаллы белого цвета. Дети рассматривают кристаллы соли под лупой. - На самом деле, соль природного происхождения имеет сероватый оттенок. Соль может лежать под землёй или на земле в виде толстого слоя или в виде огромных гор. (Слайд №1, №2) - Добыча каменной соли осуществляется подземным – в шахтах под землёй (слайд №3, 4, 5) и открытым способами – на поверхности земли (слайд №7,8, 9, 10, 11) - Соль бывает каменная – неочищенный осветлённый натуральный продукт. (Показать). - Соль бывает поваренная – это очищенная промышленным способом каменная соль, этот вид менее полезен потому, что в результате проваривания удаляются все полезные микроэлементы. (Показать). - Морская соль – один из самых полезных видов соли, обогащена минералами. Если вы заботитесь о своём здоровье, то стоит употреблять в пищу именно этот вид соли. При этом лучше выбирать неочищенную: в её составе практически полный набор всех необходимых нашему организму микроэлементов. (Показать). - Соль цветная – чаще всего это морская соль, окрашенная в различные цвета. Такую соль употреблять в пищу нельзя. Её используют для ванн. Солевая ванна расслабляет, улучшает самочувствие человека. После неё лучше спится. - Давайте, поговорим о свойствах соли. Для этого произведём несколько опытов. Опыт №1. Соль растворяется в воде, но не испаряется. Растворим соль в воде. (Показываю). В столовую ложку накапаю пипеткой несколько капель солёной воды. Подержу ложку над огнём до тех пор, пока вода не испарится. На ложке остался белый порошок. Остудим ложку и попробуем порошок на вкус. Легко можно определить, что это соль. Какой вывод мы можем сделать? (Ответы детей). Вывод: соль растворяется в воде, при испарении воды – остаётся. Опыт №2. Соль делает жидкость плотнее. Поместим в воду куриное яйцо. Оно утонуло. А теперь поместим яйцо в солёный раствор. Оно не тонет, а плавает. Как вы думаете почему? Ответы детей. Вывод: плотность солёной воды гораздо больше, чем плотность пресной (несолёной). Поэтому на море тело человека легче держится на поверхности воды. Опыт №3. Соль подвержена кристаллизации. На прошлой недели мы с вами поместили х/б нитку в стакан с солёной водой. Давайте посмотрим, что произошло за это время. (Рассматриваем кристаллы). Куда же исчезла вода? (испарилась) А соль осталась. Крупинки соли присоединились друг к другу, стали больше. Образовались большие кристаллы. Какой вывод можем сделать? (Ответы детей). Вывод: соль способна кристаллизоваться (соединяться друг с другом). На кухне соль можно использовать не только в качестве приправы к различным блюдам. Например, чтобы с лёгкостью очистить варёные яйца от скорлупы, надо в воду в которой они варятся добавить немного соли – процесс очистки станет намного легче. Ребята, как вы думаете, соль полезная или нет? Ответы детей. Соль необходима всем людям, в том числе и младенцам. Соль входит в состав крови, слез, пота, участвует во множестве жизненных процессах организма человека. Но если человек употребляет слишком много соли, то у него могут возникнуть проблемы с почками, сердцем, с суставами. Одним словом – всё должно быть в меру! А теперь, давайте вернёмся к нашим ёмкостям со льдом. Воспитатель достаёт ёмкости, дети рассматривают и делают вывод – лёд, который посыпали солью, растаял быстрее. Вывод: соль растворяет лёд. - Действительно, соль растворяет лёд. Ребята, а вы видели, что в гололёд дворники посыпают дорожки солью. Как вы думаете зачем они это делают? Ответы детей. - Но и это ещё не всё. Оказывается, при помощи соли можно создавать картины. И мы сейчас попробуем это сделать. - Сначала сделаем фон для нашего рисунка. Так как мы говорим о соли, то будем рисовать море, потому что вода там солёная. Выберите несколько близких по оттенку цветов и заполните ими лист. Работать нужно быстро, чтобы вода не успела высохнуть. Здесь очень важно смешивать много воды и немного краски. Тогда будет получаться красивый фон с плавной градацией (переходом) цвета. (Дети наносят фон). - А теперь начнётся самое интересное! Пока вода не высохла – начинайте посыпать рисунок солью. Соль будет впитывать лишнюю воду и оставлять на листе необычный рисунок. -Дадим рисунку немного просохнуть. Физкультминутка. Над волнами чайки кружат, Мы теперь плывём по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.) -А теперь садимся на свои места и продолжим рисование. Море немного подсохло. Дорисуем водоросли и камешки. - Ну, а какое море без рыб? Накануне мы с вами сделали рыбок. Давайте запустим наших рыбок в море. Приложите их на рисунок. Как здорово у вас получилось! А приклеим мы их чуть позже, когда рисунок окончательно высохнет. -Ребята, вот и подошло к концу наше знакомство с такой «обычной – необычной» солью. Что нового вы узнали о соли? Какие свойства она имеет? В ходе исследования мы узнали, что:
|