Детско-взрослый образовательный проект «Пасека» для детей старшего возраста |
Познание | |||
Автор: Цаболова Татьяна Викторовна | |||
10.01.2020 15:20 | |||
Детско-взрослый образовательный проект «Пасека» для детей старшего возраста Тип проекта: познавательный. Продолжительность: 1.09.2019г. -05. 09. 2019г. Участники: воспитатель, родители, дети подготовительной группы. Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетического развитие». Актуальность: Моя основная работа воспитатель ДОУ, кроме этого, много лет занимаюсь пчеловодством. Дети моей группы получают
много знаний о жизни пчел. Поэтому моя группа носит название «Пчелка». Участие детей в проекте «Пасека» позволит максимально обогатить знания и представление о насекомых, о жизни пчел и природных взаимосвязях, развить творческие способности детей, чувство любви к природе, желание беречь и охранять ее. Цель проекта: Расширить знания и представления детей о жизни пчел и природных взаимосвязях. Познакомить детей с профессией пчеловода. Развивать познавательные способности старших дошкольников в процессе ознакомления с объектами и явлениями живой природы. Задачи: Обогащать представления детей о жизни насекомых;
Основные направления реализации проекта:
Подготовительный этап
Основной этап Для реализации проекта Пасека» с детьми работали в различных образовательных областях. Предлагаемый результат:
изготовлены соты, улей;
Продукт проектной деятельности:
- владеть обобщающими понятиями «пасека»
-выставка детских работ. Заключительный этап
- аппликация «пчелка» — продолжать развивать умение пользоваться ножницами, вырезать. - чаепитие с медом, пряниками. Непосредственная образовательная деятельность. Тема: «Пасека» Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная. Цели деятельности педагога: -Уточнить представления детей о жизни пчел. -Развивать познавательные способности детей в процессе ознакомления с объектами и явлениями живой природы. -Вести в активный словарь слова: улей, нектар, опыление, соты, пасека, пасечник. -Продолжать учить детей давать аргументированные ответы на вопросы. -Развивать критичность мышления, активизировать познавательные способности детей. Оборудование: мед, воск, прополис, набор иллюстраций, конструктор «Соты», пчела-игрушка. Ход занятий. 1. Организационный момент. Воспитатель: Ребята отгадайте загадку
Если пил ты чай с медком. С ней ты хорошо знаком. Много меду собрала, Работящая… (пчела) -Правильно пчела, о ней мы сегодня и будем говорить. 2. Рассказ воспитателя. Мы с вами сегодня узнаем много интересного о жизни и пользе пчел. Давным-давно дикие пчелы жили в дуплах деревьев, оттягивали соты из воска и заполняли их медом, человек заметил, что пчелиный мед-это полезный и вкусный продукт. И он решил разводить пчел, и построил человек много домиков, и получился у него целый городок. А городок называется пасекой. Как называется городок, в котором живут пчелы? (Ответы детей). А дома в этом городе назывались ульями. Рассматривание иллюстраций с изображением пасеки. В каждом улье живет одна большая пчелиная семья, в которой есть самая большая пчела-матка, и рабочие пчелы, которые добывают мед. Пчела матка она самая большая, она откладывает яйца, из которых появляются молодые пчелки. Есть в пчелиной семье пчелы-трутни, они ничего не делают, только едят мед, у трутня нет жала. Больше всего в пчелиной семье рабочих пчел. Они летают за нектаром, собирают пыльцу, строят соты, носят воду, ухаживают за младшими, охраняют улей от нападения. Каждая пчела имеет свой специфический запах, по которому пчелы мгновенно отличают своих пчел от чужих, родную матку от не родной. Пчелы реагируют на все запахи. Одни исходящие от мира цветков, возбуждают пчелу, особенно когда пчела собирает мед с липы. Другие запахи, для них инородные, особенно запах пота, духов, спиртных напитков, раздражают и озлобляют их. Воспитатель читает стихотворение, дети под слова выполняют соответствующие движения.
С утра проснуться пчелки, Потом причешут челки, Умоются над лужицей И по лесу закружатся. Кто пчелок уважает, Кто к ним не пристает, Того они не жалят. Тому приносят мед. А еще у пчел есть жало, через которое они выпускают яд. Как вы думаете для чего пчелам жало? (Защищаться от врагов). Правильно, им они защищаются от врагов. Когда, пчела ужалит, то она теряет свое жало и через несколько часов погибает сама, а человек ужаленный пчелой может пострадать от пчелиного яда. Чтобы пчелка вас не ужалила (это очень больно), не надо размахивать руками, и громко кричать. Люди, которые смотрят пчел, называются пчеловодами, работая на пасеке, они одевают специальную одежду, а на голову одевают маску, чтобы их не жалили пчелы во время работы с ними. Пчелы, которых разводит человек, относятся к виду медоносных пчел. В нашей республике, пчеловоды разводят породу «карпатка», они устойчивы к нашему климату. Продукция пчеловодства, является множество ценных веществ, таких как перга, мед, воск, маточное молочко, прополис. Прополис имеет своеобразный запах, темно коричневого цвета. Когда болят десна, пожуем маленький кусочек прополиса, рана быстро заживает. Из прополиса делают мази от многих болезней. Физкультминутка “Пчелы на полянке” Улыбнулись, потянулись. (Улыбаются и потягиваются) Раз – росой они умылись. (Умываются) Два – Утром пчелки проснулись. (Встают и протирают глазки) изящно покружились. (Кружатся) Три – нагнулись и присели. (Наклоняются и приседают) На четыре – полетели. (Летают и жужжат)
200 пчел должны собрать нектар в течение дня. Примерно столько же пчел должны заниматься приемом нектара и обработкой его, при этом часть пчел усиленно вентилируют гнездо, чтобы быстрее шло испарение из нектара излишней влаги. А для запечатывания меда в 75 пчелиных ячейках, пчелам необходимо выделить один килограмм воска. Печаткой сот занимается молодая пчела. Предлагаю рассмотреть воск. Дети рассматривают воск, предлагаю его, помять, понюхать. Какого цвета воск? (Желтого). Какой материал на ощупь? Мягкий или твердый? У меня есть настоящая пчелиная рамка, в этой рамке матка откладывает яйца из яиц вырастают личинки, пчелы их потом запечатывают, и через 10 дней выходит молодая пчела, также в эту рамку пчелы заносят мед. Воспитатель показывает соты, и дает детям, попробовать (дети делятся впечатлениями). Соты строятся из шестигранников или по – другому их называют шестиугольниками. А почему их так называют? (В фигуре есть шесть сторон и шесть углов). -А, вот в этой баночке у меня…-что? Мед. Действительно мед, он очень полезный, вкусный, его едят просто так и используют для приготовления разных сладостей. Медовые пряники, леденцы, медовый торт «медовик», а еще медом может лечиться от болезней. Вспомните, кому из вас давали мед с теплым молоком. А когда вам его давали, что у вас тогда болело? Мед помогает победить простуду. -О пользе и вкусноте меда знают не только люди, но и животные. -Ребята, а вы знаете, кто из диких животных очень любит мед? Правильно медведь. Подвижная игра «Медведь и пчелы». -Давайте считалкой выберем медведя? Раз-два-три, медведем будешь ты. Воспитатель: Полетели пчелки Собирать нектар и пыльцу с цветочков. (Дети-пчелы бегают, взмахивая руками, приседая на корточки) Вот медведь идет, (Медвежьей походкой выходит ребенок – медведь и направляется к дуплу) Из дупла мед унесет. Пчелки, домой! (Дети-пчелы подбегают к дуплу) Слова детей –пчелок: Это дупло – домик наш, Уходи медведь от нас: «Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!» (Дети-пчелы машут крыльями и прогоняют медведя) А сейчас мы с вами сядем за столы, и сделаем аппликацию пчелка. Проводится дегустация меда, с чаепитием. Целью проекта было: - расширить знания и представления детей о жизни пчел. - формировать представления детей о пчеловодстве.
-учить решать исследовательские задачи, применяя новые инновационные методы и средства. Параллельно проекту велась работа с родителями на основе которой был создан макет «Пасека». В результате таких работ с родителями мы становимся еще ближе друг другу.
|