Использование загадок как одно из средств формирования представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста |
Познание | |||
Автор: Иконникова Людмила Михайловна | |||
08.01.2020 16:08 | |||
Использование загадок как одно из средств формирования представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста Автор: Иконникова Людмила Михайловна В народном творчестве заложена великая мудрость. В старину наши предки не изучали педагогические труды, но к воспитанию детей относились очень серьёзно. И какую бы форму словесного фольклора не рассматривать, везде основной акцент ставится на познание окружающего мира, воспитательные моменты, развитие мышления. Детские загадки – как часть народной культуры, зародились в глубокой древности. С помощью загадок развлекались, оценивали остроту ума, логику мышления, чувство юмора. Нередко испытания на сообразительность проводились с помощью загадок. Какое же место в воспитательном и образовательном процессе занимают загадки в наше время? Для развития дошкольников большое значение имеет понимание ими многообразия живой природы: жизненных форм, строения, размеров, условий обитания. Животные и растения окружают ребенка с самого рождения. Воздействуя на его чувства и сознание, они являются важным условием накопления представлений, формирования обобщающих понятий и различных систем знаний.
Загадки одно из средств формирования представлений о животных у дошкольников. Виды загадок:
Кто грызёт на ветке шишку? Ну, конечно, это... Мишка (Белка) 3. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Что все живущие на Земле животные делают одновременно? Ответ: (Становятся старше). 4. Сюжетные загадки Существует особый разряд сюжетных загадок, в которых сюжет играет основную роль, являясь одновременно фоном и набором условий загадки. Во-первых, это известная игра “данетки”, которая позволяет компании участников расследовать сложную и таинственную ситуацию, задавая ведущему вопросы, на которые можно отвечать только “да” или “нет”. 5. Логические загадки решаются с помощью проверки истинности каждого суждения по отдельности и различных комбинаций суждений. Так же, их всегда можно решить с помощью логических уравнений. Существует множество загадок на разные темы. Среди них загадки о животных. Но детские загадки на любую тему расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, предметами и явлениями природы. Загадки про животных очень нравятся детям, ведь животные всегда любимы ими. С их помощью дети могут познакомиться с животными, узнать о них больше информации. Загадка может выглядеть как вопрос: Угадайте, что за птица Света яркого боится, Клюв крючком, глаз пятачком? (Сова) Как правило, загадки оформляются в виде небольших стишков определенного ритма: Ползет наоборот, Задом наперед. Все под водой Хватает клешней. (Рак) Методические условия использования загадок: В процессе обучения детей отгадыванию загадок необходимо учитывать следующие факторы: а) доступность тематики и содержания загадок (Содержание загадок должно быть понятно детям, речь должна идти о тех животных, которые дети хорошо знают (способы передвижения, повадки, внешний вид, среду обитания). б) поэтапность работы. (Сначала необходимо провести предварительную беседу об изучаемом предмете, рассмотреть его, выделив характерные признаки. Далее читается загадка, при этом имитируются соответствующие действия. Чтобы помочь детям отгадать загадку, в качестве зрительной опоры на столе раскладывают картинки, среди которых находится карточка-отгадка). Любят дети стихотворные загадки с рифмованной отгадкой: Встает на заре, Поет во дворе. На голове гребешок. Кто же он? (Петушок) Так как дошкольники плохо понимают метафоричность выражений, ориентируются в основном на прямой смысл слов, полезно начинать обучать детей отгадывать загадки в процессе практических наблюдений за явлениями окружающей жизни. Зимой лежал, а весной в речку побежал. (Снег). Рекомендации воспитателям:
-Загадывайте детям загадки разного уровня сложности, начиная с первого и постепенно переходя к третьему, т.е., начинать с загадок, основанных на перечислении признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка, а заканчивая загадками – метафорами; отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.
-При отгадывании загадок, всегда добивайтесь от ребёнка полного связного ответа с объяснением, почему он так решил. Какие же навыки формируются у детей старшего дошкольного возраста при использовании загадок о животных:
-Одним из средств формирования представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста являются загадки. Загадки играют важную роль в развитии ребенка. Загадки развивают у детей абстрактное и логическое мышление. Здесь даже не так важен точный ответ. Их польза состоит уже в том, что ребенок учится сопоставлять образы, заданные в загадке, с образами, имеющимися в его представлении. Загадки — это хороший тренажер памяти и мышления, ведь чтобы их разгадать, нужно воспользоваться и ресурсами памяти. Но основное их назначение состоит в том, что они развивают у детей догадливость и сообразительность. Кроме того, загадки развивают у детей наблюдательность, смекалку и интерес к родному языку. Список литературы:
|