Непосредственная образовательная деятельность с элементами экспериментирования в средней группе. Тема: «Лёд» |
Познание | |||
Автор: Сергеева Ольга Владимировна | |||
26.12.2019 21:34 | |||
Непосредственная образовательная деятельность с элементами экспериментирования в средней группе. Тема: «Лёд» Образовательная область: познавательное развитие Цель: формировать у детей представления об окружающем мире. Задачи: Образовательные: продолжать знакомить детей с качествами и свойствами льда (холодный, прозрачный, твёрдый, скользкий, в тепле тает). Закрепить знания детей о зимних явлениях природы. Продолжать формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования со льдом. На основе полученных представлений сформулировать правила безопасности со льдом.
Развивающие: развивать кругозор, мышление, связанную речь, коммуникативные навыки. Воспитательные: воспитывать умение работать самостоятельно. Предварительная работа: воспитатель и дети заранее замораживают воду в стаканчиках, наблюдая, что с ней происходит на морозе. Материал и оборудование: подносы на каждого ребенка, кусочки льда, тазик, салфетки, сюжетные картинки про зиму, картинки по безопасности, игрушка Каркуша, магнитная доска или мольберты, банки с разноцветной водой. Ход непосредственной образовательной деятельности. Психогимнастика: Воспитатель. - Дети, возьмитесь за руки, почувствуйте тепло. Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь, поделитесь своим хорошим настроением с друзьями. Послушайте стихотворение: Всё бело, бело, бело! Много снегу намело! Вот весёлые деньки! Все на лыжи и коньки! Воспитатель. - Скажите, дети, про какое время года говорится в этом стихотворении? Вопросы сопровождаются показом сюжетных картинок. - Тепло или холодно зимой? - Как выглядят зимой земля, растения? - Как живут птицы и животные? - Как одеваются зимой люди? - Чем вам нравится зима? - Давайте покажем, что нам нравится зимой. Физкультминутка «Что нам нравится зимой?»: Что вам нравится зимой? Белые полянки. А на горке снеговой - Лыжи или санки. Что вам нравится зимой? Потеплей одеться. В шубке теплой меховой На морозе греться. Воспитатель. - Ребята, вы любите отгадывать загадки? Тогда давайте поиграем и загадки отгадаем. Дидактическая игра «Загадки»: Бел, да не сахар, нет ног, а идёт. (Снег) Без досок, без топоров Через речку мост готов. (Лёд) Покрутилась звездочка в воздухе немножко, Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка) Серебристая Морковка Прицепилась к крыше ловко. Уцепилась за карниз И растёт зимою вниз. (Сосулька) - Молодцы, все загадки отгадали! Скажите, пожалуйста, в какое время года всё это бывает? Правильно, зимой, а сейчас какое время года? За дверью слышится «Кар – кар!». - Что это за шум? Пойду посмотрю. Воспитатель вносит Каркушу. - Посмотрите, ребята, кто к нам прилетел! Здравствуй, Каркуша! Что у тебя случилось? Каркуша рассказывает, что она летела мимо детского сада, увидела возле окна стаканчик, захотелось ей водички попить, но ничего у нее не получилось, пробовала, она пробовала, чуть клюв не сломала. - Как вы думаете, ребята, почему у Каркуши не получилось напиться? - Совершенно правильно, вода замерзла, стала льдом. Мы с вами знаем, что такое лёд, а Каркуша не знает. Давайте расскажем Каркуше про лёд, а она посидит, послушает. Воспитатель приглашает детей к столам. - Вот кусочки льда, которые мы вчера заморозили (кладёт лёд на подносы). Эксперимент №1. Дотроньтесь рукой до льда, какой он на ощупь: тёплый или холодный? Хоровые и индивидуальные ответы детей. Да, лёд холодный. Эксперимент№2. Посмотрите на лёд. Что вы видите внутри? Почему виден камешек? Правильно, лёд прозрачный. Эксперимент №3. Воспитатель предлагает надавить, сжать кусочек льда, постучать по нему. Что можно сказать про лёд: твёрдый он или мягкий? Вы правы, лёд твёрдый. - Вытрите руки салфеткой. Мы играли со льдом, руки наши замерзли, давайте их согреем. Пальчиковая гимнастика «Ладошки вверх, ладошки вниз»: (Дети выполняют движения по тексту за воспитателем). Ладошки вверх, Ладошки вниз. Ладошки на бочок И сжали в кулачок. Потрите ладошки. Согрелись? - Ребята, почему люди падают, когда наступают на лёд? Давайте проверим. Эксперимент № 4. Проведите пальчиком по кусочку льда, подвигайте его по подносу: скользит или нет? Да, лёд скользкий. Эксперимент №5. Дети, пока мы с вами играли с кусочками льда, у нас что-то появилось на подносе? Потрогайте. Возьмите лёд. Почему наши ладошки стали мокрыми? Лёд в тепле начал таять. Значит, что такое лёд? Правильно, лёд – это застывшая (замёрзшая) вода. - Вытрите руки и пройдёмте на ковёр. Воспитатель. - Сегодня, ребята, мы рассказали Каркуше, что вода – волшебница умеет превращаться в лёд. А ещё вода превращается в туман, дождь, снежинки, град, росу, но о некоторых других превращениях воды вы узнаете позже. Каркуша, не побоявшись, подлетела ко льду, а вот людям нужно осторожно обращать со льдом. Объясните, почему: (ответы детей сопровождаются показом воспитателем картинок, которые затем выставляются на мольберт или магнитную доску) - Лёд нельзя брать в рот, облизывать его. Правильно, лёд холодный, можно заболеть. - Нельзя бросаться льдом и толкаться на ледяной горке. Да, лёд твердый, можно получить травму. - Надо осторожно ходить по льду. Да, лёд скользкий и можно упасть. - Давайте вспомним стихотворение Валентина Берестова «Гололедица»: Не идётся и не едется, Потому что гололедица. Но зато отлично падается! Почему ж никто не радуется?! Индивидуальное и хоровое рассказывание стихотворения. - Нельзя весной и в оттепель ходить по льду реки или пруда. Лёд тает, можно провалиться в воду. Воспитатель: - Давайте ещё раз расскажем Каркуше про лёд. Дети рассказывают Каркуше про лёд: он холодный, прозрачный, твёрдый, скользкий, в тепле тает и превращается в воду. Каркуша благодарит детей за интересный и поучительный рассказ и улетает, чтобы рассказать другим птицам про лёд. Воспитатель: - Ребята, а как можно с помощью льда украсить наш участок? Правильно, нужно добавить в воду краску, потом разлить цветную воду по формочкам и заморозить. Разноцветную воду мы сделали утром (показ банок с водой). Давайте оденемся и пойдём делать цветные льдинки для украшения нашего участка.
|