Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мастер – класс для педагогов на тему: «Развитие познавательной активности детей через игры – экспериментирование»
Познание
Автор: Замалова Эльвира Наилевна   
22.12.2019 09:21

Мастер – класс для педагогов на тему: «Развитие познавательной активности детей через игры – экспериментирование»Мастер – класс для педагогов на тему: «Развитие познавательной активности детей через игры – экспериментирование»

Цель мастер-класса: повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи:

Показать, как можно использовать игры и опыты в экспериментальной деятельности детей.

  • Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
  • Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса в воспитании дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность.
  • Представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
  • Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование игр в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности дошкольников.

Ход мастер — класса.

 

Давайте обратим внимание на тему нашего мастера – класса.

  • Развитие — это процесс достижения ранее не достигаемого результата.
  • Познание — это процесс приобретения знаний об окружающем мире, его закономерностях и явлениях.
  • Активность – особый вид деятельности.

Экспериментирование — также опыт, — метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях.

На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. Существует мнение, что нужно как можно раньше научить ребенка читать, считать. Однако важнее развить у него мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

С утверждением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования данная деятельность дошкольников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано:

  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей
  • склонен наблюдать, экспериментировать
  • ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

В Федеральном законе «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.

С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше тяготеет к деятельному характеру познавательной деятельности. В дошкольном возрасте познавательная деятельность ребенка осуществляется совместно с практической, т.е. у детей формируется практико-познавательная деятельность, которую мы развиваем, совершенствуем в условиях своей группы, используя разнообразные формы и методы:

  • сюжетно-ролевая игра;
  • рассматривание;
  • наблюдение;
  • беседа;
  • экскурсии;
  • конструирование;
  • экспериментирование;
  • исследовательская деятельность;
  • проектная деятельность
  • коллекционирование;
  • развлечения, викторины, конкурсы.

Последовательность детского экспериментирования.

Задание педагогам:

На слайде представлены слова: выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза

Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования.

Следующий слайд с правильным ответом:

  • Проблемная ситуация.
  • Целеполагание.
  • Выдвижение гипотез.
  • Проверка предположения.
  • Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
  • Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось).

Давайте остановимся именно на экспериментировании. Исследования Н.Н. Поддьякова, Л.А. Венгера, А. И. Савенкова подтверждают, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития экспериментальной деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

Мы покажем вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми и которые формируют у них представления:

  1. О материалах (песок, бумага).
  2. О природных явлениях (дождь).
  3. О закономерностях в природе

Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные опыты) дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.

Во время эксперимента работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функции речи. Овладение орудийными действиями развивает руку ребенка.

Опыт работы показывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего, младшего возраста. В результате наблюдений они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду — в льдинки.

Творческое познание природы способствует формированию представлений об основных закономерностях природы. В младшем возрасте это изменяемость времен года и зависимость изменений в живой природе (т. е. в жизни растений и животных) от меняющихся условий неживой природы. Для того, чтобы научить малышей выделять простейшие связи в наблюдаемых природных процессах, работу с ними надо начинать с 4-х лет. В этом возрасте следует развивать у детей представление об отдельных, часто встречающихся явлениях неживой природы (осадки снег, дождь, град, выделять свойства песка, воды, утро-вечер, день-ночь и т.д.), а также знакомить с объектами живой природы: комнатными и дикорастущими растениями, дикими и домашними животными. В результате дети приобретают определенный багаж знаний о мире природы. У них возникает познавательный интерес к объектам природы, желание узнать новое о свойствах вещей, активно исследовать их. В этом возрасте внимание детей становится более устойчивым, они могут довольно долго наблюдать за животными и растениями.

В среднем возрасте опыты усложняются.

Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы: как зернышки в муку превращаются? Как замесить тесто? Почему осенью много луж? Зачем растение пьет? и т.д.

Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники, расширяется. Дети определяют свойства магнита, узнают что такое звук, как бегут звуковые волны, как сделать звук громче и как записать его; знакомятся с электричеством. Они с интересом открывают законы движения (почему движутся предметы), законы инерции (монета в стакане, лист из-под стакана).

Живая природа это тоже объект наблюдения: чем нюхает червяк, сколько лет рыбе, как распускаются цветы.

Опыты позволяют узнать и о человеке: «проверим слух», «стук сердца», «цвет кожи», «почему храпит человек» и т.д.

Для развития познавательной компетенции дошкольников в элементарной экспериментальной деятельности необходимо использовать более эффективные методы и приемы познавательной активности детей.

Отработана следующая система работы:

  1. диагностика уровня развития познавательной активности дошкольников и построение воспитательно-образовательного процесса на основе диагностического обследования;
  2. создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности);
  3. разработка системы познавательных занятий с включением регионального компонента;
  4. организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни;
  5. использование технологии триз в поисково-исследовательской деятельности;
  6. организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы;
  7. проведение ежедневных бесед;
  8. развитие параллельного взаимодействия в сферах:
  9. сбор информации об изучаемом объекте с помощью различных методов;
  10. систематизация познавательных задач и проблемных ситуаций;
  11. отработка различных приемов развития мысли ребенка от анализа факта, рассуждений к обобщению, выводу, первым мелким открытиям.

Практическая часть

Дается задание трём группам провести опыты по карточкам.

Опыт №1. «Увеличительное стекло»

Посадите фигурку в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло?

Вывод: если смотреть на воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла. Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

Опыт № 2 «Звезда»

Посмотрите на предметы на столе. (На столе в нескольких тарелочках разложены по 5 надломленных под прямым углом спичек) из чего можно сделать звезду? Если капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, они выпрямятся и образуют звезду.

Вывод: Волокна дерева впитывают воду, «толстеют» и не могут сгибаться – выпрямляются.

Опыт № 3 «Танец горошин»

Давайте научим горох плавать и танцевать. Опустите в баночку с водой 4 горошины и трубочку, подуйте в неё. Сначала слабо, потом с большей силой.

Вывод: когда воздух через трубочку поступал медленно, горошины двигались медленно; сила воздуха увеличилась, и скорость движения горошин возрастала. Значит, сила движения предметов зависит от силы воздействия на них.

Предлагаем вам схемы алгоритмы для выполнения опытов.

Дается задание трём группам по схемам провести опыты с песком, землёй, бумагой.

В заключении давайте проведём синквейн.

  1. строка – существительное – ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна;
  2. строка – два прилагательных – описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;
  3. строка – три глагола-описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;
  4. строка – форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора;
  5. строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Пример:

Книга:

  • Мудрая, вечная
  • Учит. Лечит. Ведет
  • Всю жизнь сопровождает
  • Радость

Эксперимент:

  • Интересный, любознательный
  • Учит, развивает, исследует
  • Направлено на открытие нового
  • Восторг
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год