Статья «Как в старину картофель выращивали» |
Познание | |||
Автор: Никитина Надежда Ивановна | |||
09.12.2019 17:00 | |||
Статья «Как в старину картофель выращивали» (отчет об экспериментально – исследовательской работе) Автор: Никитина Надежда Ивановна, Воспитатель № 236 детского сада, Омск Идею подобного эксперимента навеял совместный просмотр с воспитанниками фильмов и видеоуроков о Великой Отечественной войне, где нередко звучали фразы о тяжелом времени, жутком голодании и вынужденном поиске способов выживания как у тех, кто был далек от военных действий, так и тех, кто находился в самом пекле. Нередко в романах по освоению Сибири авторы сообщали о том, как приходилось выживать людям в условиях полной нищеты и разрухи, и теперь сложно представить, что так часто покупаемая нами картошка размером с кулак, а то и больше могла только снится поселенцам, а то и вовсе казаться фантастической.
По воспоминания о рассказах стариков, соединенных с информацией из книг представлялось, как хозяюшки бережно относились к очисткам (шкуркам) картошки, как хранили проросшие ростки, и как отбирали семенную и крупную. Понятия «мелкой», что шла на корм хозяйскому подворью, в бедных семьях не было: даже крошечные клубни шли в расход для многочисленного семейства. Заговорив о том, не ожидали такого отклика у детей. Заинтересованные, дети не поверили, что из шкурки картофелины возможно получить полноценную картофелину, и даже не одну, а несколько. - Такого не может быть! – уверенно сказал Леша Завальный, часто бывающий в деревне в летние каникулы и знающий на деле, как следует садить картошку. – Из шкурок ничего не вырастет. - Да, — поддержал Чикунов Саша, — скажите еще, что все овощи можно шкурками садить… Вот огурцы же не садят шкурками… И помидоры… На дворе стояло начало мая… Итак, возникла цель экспериментально проверить возможность выращивания картофеля разными способами в одинаковых условиях с целью выявления наиболее эффективного метода для получения большего урожая. Задачи эксперимента заключались в следующем:
Возможность посадить картошку на участке, многие годы блиставшем цветами и радовавших глаз, дети встретили, к удивлению, горячо и с энтузиазмом. Оставалось дело за малым: принести шкурки от картошки, проростки, шкурки с проростками, клубни с проростками и клубни без проростков. Неделю дети собирали добро, поторапливали остальных ребят, желавших принять участие в эксперименте, и для важности дела несли новый «материал» на случай, если принесенное подсохнет и станет непригодным к посадке. Грядку было решено поделить на пять секторов: А — сектор для посадки очисток, Б- сектор для шкурок с проростками, В -сектор для проростков, Г -сектор для картофелин с проростками и Д -сектор для картофелин без проростков. Во избежание путаницы дети сделали отметины на огороженных баночках из-под молочной продукции, которыми был украшена грядка. Около двух недель потребовалось нетерпеливым наблюдателям для повода к радости: первыми показались из лунок отростки, посеянные на секторе Г, чуть позже Б и В, и только спустя 2 недели появились ростки из лунок на секторе Д, и через 5 недель – на секторе А. Грядка тщательно осматривалась и охранялась каждый день, особо старательных садоводы не отходили от них, предпочитая играть рядом, и наблюдать это было очень занятно. У парней, принимавших основное участие в посадке, было болезненное отношение к тем, кто допускал перебежку через грядку или даже сбивание ограды, состоящей из бутылочек. Дети охотно принимали участие в поливке, в прополке грядок, окучивании, и спустя несколько недель наблюдения и выполнения подобных работ напоминания воспитателя не требовались, — истинные хозяева выполняли все самостоятельно, и наблюдать подобную заботу было очень трогательно. И как гордились и негодовали дети, когда, придя с выходных, на одном из кустов обнаружили поселившегося колорадского жука, что посмел покуситься на их труд! В конце июля дети отметили появление цветения, которое завершилось оформлением цветков в ягоды, которые многие годы люди петровских времен, принимая за истинную картошку, ели и травились. Засыхание кустов сообщило о необходимости сбора урожая, каждый участник выбрал себе куст, который и выкапывал (во избежание разрезания корнеплодов была оказана помощь воспитателя, объяснено необходимость отступа от куста и причины такой предусмотрительности), радуясь многочисленным картофелинкам, пусть и небольшого размера. В итоге, в результате эксперимента были сделаны следующие выводы и наблюдения:
Эксперимент удался, дети лично убедились не только в том, что картофель можно выращивать разными способами, но и в важности условий выращивания: на участке, где находилась глинняно – земляная почва вкупе с расположенным рядом деревом вошел только один куст, давший скудный урожай. Для себя дети также вынесли важный урок: то, что сделано своими руками хочется оберегать и сохранять. Данный эксперимент позволил по- другому взглянуть на детей, которые раскрылись за время опыта с другой стороны. Приятно осознавать, что эксперименты подобного характера дают возможность научиться ценить не только свой, но и чужой труд, сплотить коллектив, привить интерес к окружающему миру и развить любопытство, дающее в перспективе благоприятное будущее подрастающему поколению.
|