Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группы «Вода живая и мертвая» |
Познание | |||
Автор: Громцева Елена Дмитриевна | |||
09.11.2019 14:26 | |||
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группы «Вода живая и мертвая» Составитель: воспитатель высшей кв. категории Громцева Елена Дмитриевна 2019 год Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 комбинированного вида Пушкинского района г.Санкт-Петербурга Цель: способствовать формированию отношения к воде как наиболее ценному ресурсу, который надо беречь и экономить. Инициировать размышления о роли воды в бытовой деятельности человека. Задачи: 1. Формировать опытно-исследовательские умения и навыки:
2. Формировать предпосылки учебной деятельности:
3. Формировать ценности природного вещества – воды. 4. Формировать ценности экологического поведения и экологического сознания. Технологии, используемые в ходе непрерывной образовательной деятельности: Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:
Здоровьесберегающие технологии:
Технология сотрудничества:
Игровые технологии:
Технология исследовательской деятельности:
Информационно-коммуникационные технологии:
Оборудование и материалы: проектор, интерактивная доска, ноутбук, MX–презентация, 2 пластиковые бутылки объемом 1 литр разной формы с чистой и грязной водой, 2 мерных стакана, объемом 200 мл, 2 мерных стакана, объемом 100мл, 2 одинаковых тазика, 2 воронки, 2 штатива с закрепленными стаканами на разном уровне, соединенные трубками, 2 листа с алгоритмом действий измерения объема воды, 2 листа с недорисованными схемами прибора для очистки воды, буквы, карандаши, карточки с примерами, бумажные полотенца. Ход организованной образовательной деятельности. Вступительная часть. Воспитатель: — В круг широкий, вижу я, В центре круга соберемся, Воспитатель: — Давайте поздороваемся с нашими гостями. - Ребята, сегодня утром, мы не смогли вымыть руки, а Татьяна Ивановна не вымыла посуду. Как вы думаете, что произошло? Дети делают предположения, высказывают свои мысли. Основная часть. Воспитатель: — Ребята, вы правильно сказали, что не было вода в кранах, высказали причины отсутствия воды. А для чего мы используем в группе воду? Можем ли мы обойтись без воды? Дети перечисляют все потребности воды. В это время в группу заходит помощник воспитателя, приносит 2 бутылки: с грязной и прозрачной водой, говорит, что засорилась водопроводная труба, ее прочистили, но вода сначала поступала грязная, потом потекла чистая, но и чистую воду необходимо профильтровать. Помощник воспитателя просит детей помочь очистить воду. Воспитатель: — Ребята, у нас не простое задание. Мы должны выполнить необходимые лабораторные исследования и опыты для очистки воды. А вы знаете, почему грязную воду называют мертвой? А почему вода становится мертвой? А какой еще может быть вода? Ответы детей. Воспитатель: — Ребята, для решения поставленной задачи количество воды в бутылках должно быть одинаковым. А как это узнать, ведь бутылки совсем разные? Дети высказывают свои предложения, задача воспитателя подвести детей к применению мерки – мерного стакана. Воспитатель: — Для того чтобы начать выполнять задания, надо разделиться на команды. Одна команда будет очищать «мертвую» воду, а вторая – «живую». Рассчитайтесь по порядку, четные номера пойдут в левую сторону, а нечетные – в правую. Прежде чем начать измерения, вы должны распределить обязанности: один -наливает в стаканчики воду, другой — выливает воду в тазик и считает количество стаканчиков, третий зарисовывает все действия, которые вы проделываете, а четвертый – это «научный руководитель», он помогает правильно проделать измерения с помощью схемы — алгоритма. Распределяйте обязанности и приступайте к работе. Далее следует практическая часть самостоятельной работы. Каждой команде выделяется мерный стаканчик, пустой тазик и воронка. Дети измеряют объем воды с помощью мерного стакана, зарисовывают результат, используя схему действий. Сравнивают результаты и делают выводы. Рассказывают сколько мерных стаканов поместилось в каждую бутылку, подтверждают, что форма бутылок не зависит от объема воды. Воспитатель: — Ребята, как вы думаете, откуда поступает вода в дома? Из каких водоемов? Давайте поиграем в игру «Буквы разбежались», составьте правильно слова и вы узнаете правильный ответ. Дети составляют слова «озеро» и «река». Воспитатель: — Ребята, а вы знаете из какого водоема в нашем городе, приходит вода к нам в дом? Давайте посмотрим. Показ MX–презентация «В круговороте дел — вода». Во время просмотра презентации дети смотрят и слушают объяснения, одновременно следят глазами за лазерной указкой, непроизвольно выполняя упражнения для глаз. После просмотра презентации воспитатель задает вопросы:
Давайте мы покажем, как происходит круговорот воды в природе. Фонопедическое упражнение "Как вода в природе двигается". 1. Ручеек наверх пробился, зажурчал: "жур-жур-жур, жур-жур-жур," (дети сидя на корточках и указательным пальцем проводят "змейку" по полу). 2. Ручеек побежал, к бурной речке прибежал, Бурная река бежит, приговаривает: "бл-бл-бл, бл-бл-бл" (дети встают в круг, делают волнообразные движения рукой) 3. Река бежит, к морю спешит, в море впадает. Морская волна шумит: ш-ш-ш, ш-ш-ш. (дети берутся за руки, изображая большое море, движения руками от себя, изображая большую волну). 4. Солнышко встало, воду нагрело. С моря в жару пар поднимается пш-пш-пш, пш-пш-пш. (рисуют в воздухе спиральки пальцами). 5. К небу пар летит облачком: а-а-а, а-а-а. (руки поднимаются вверх, ладони в стороны — это облачко, поем фальцетом). 6. Ветерок подул, облачко в тучку согнал (тихонько дуем, не надувая щек). 7. Из тучки дождик пролился: кап-кап-кап, кап-кап-кап. Воспитатель: — Сейчас вам предстоит отправиться в лабораторию для очищения воды. Лаборатория находится за «дверью» (ширма). Только открыть вход в лабораторию не просто, висит замок. На замке шифр – цифра 7. Это значит, что вам надо решить примеры, пример с ответом «7» откроет нам дверь в лабораторию. Воспитатель раздает карточки с примерами, дети решают их. Воспитатель: — Вы большие молодцы, в лабораторию вход свободен. На столах стоит прибор для очищения воды. Обе команды должны с помощью мерки налить воду в верхний стакан на штативе, вода будет переливаться по трубам и потом попадет на водоочистительную станцию, пройдет фильтрацию и станет чистой, превратится в живую воду. На мольбертах закреплены листы с картой-схемой приборов для очищения воды. Надо дорисовать схемы и изобразить то количество мерных стаканчиков, которые вы налили в прибор для очищения воды. После окончания работы дети рассказывают, сколько стаканов воды они налили для очищения и делают выводы. Воспитатель: — Ну вот, вы справились с заданием, теперь бутылки с очищенной водой можно отдавать Татьяне Ивановне для проверки водопровода. Заключительная часть. — Ребята, что вы поняли из сегодняшнего занятия? Как мы должны беречь воду? Вы правы, все живое требует к себе бережного отношения.
|