Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе. Тема: «В гости к бабушке – Ларисе» |
Познание | |||
Автор: Попова Ольга Леонидовна | |||
18.10.2019 15:31 | |||
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе. Тема: «В гости к бабушке – Ларисе» (раздел «Приобщение к социокультурным ценностям») Составитель: воспитатель Попова О. Л. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Колокольчик» Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры, через привитие интереса к быту и изделиям народно-прикладного искусства, фольклору России. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Словарная работа:
Методы и приемы: Наглядные:
Словесные:
Методы повышения познавательной активности:
Методы повышения эмоциональной активности:
Предварительная работа: беседы «Быт русской избы», «Я кувшинчик уронила и о пол его разбила» «Веселые ложки»; знакомство с предметами быта, обычаями и традициями; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок; рассматривание иллюстраций «Русская изба» (предметы быта, домашняя утварь), «Как жили на Руси»; просмотр презентаций «Один день в крестьянской избе», «Едем в гости в русскую избу»; дидактические игры: игра – лото «Моя любимая сказка, «Русская изба и современная квартира», «Игра противоположности», слушание русской народной музыки; заучивание частушек; организация и проведение русских народных хороводных игр. Материалы и оборудование: ТСО. Предметы быта: печь, лавки, самовар, дорожки, прялка, коромысло, метла, зыбка, скатерть, деревянная посуда, корзинки, рушник, сундук, утюг, лапти. Русские народные костюмы, русские народные инструменты, игрушка-домовенок. Домашняя утварь: чугунок, ухват, лопата, кочерга. Создание среды для организации и проведения занятия:
Ход непосредственно образовательной деятельности: Организационный момент: Дети играют на ковре. Входят гости (воспитатели). Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас с вами сегодня гости! Давайте поприветствуем их! Предполагаемые ответы детей: Здравствуйте. Сюрпризный момент Видео звонок (скайп) от Бабушки Ларисы Воспитатель: Ребята, Вы слышите, нам по скайпу кто- то звонит, давайте посмотрим, кто это может быть? Видео обращение Бабушки Ларисы: — «Здравствуйте ребята! Меня зовут Бабушка Лариса. Я хочу пригласить вас в гости ко мне в горницу и познакомится с вами. Ко мне в гости собирайтесь, Да в дорогу отправляйтесь, А живу я за полями, за лесами, за высокими горами. Жду вас с нетерпением, Уж готово угощение!» Беседа Воспитатель: Ребята, а что такое горница и где она находится? Предполагаемые ответы детей: Чистая половина избы, куда приглашали гостей. Избы строили в деревнях. Воспитатель: А чем отличается город от деревни? Предполагаемые ответы детей: В городе построены высокие дома, по дороге едут машины, автобусы, есть детские площадки. А в деревне, одноэтажные дома, раньше они назывались они избами. Воспитатель: Правильно, молодцы! - Ну, что ребята, отправимся к бабушке в гости? - Когда люди собираются в гости, что они должны сделать? Предполагаемые ответы детей: Красиво одеться. Воспитатель: В гости к бабушке вы собирайтесь, И скорее наряжайтесь. (Ребята и воспитатель наряжаются в русские народные костюмы) Воспитатель: Идти нам пешком далеко, как вы думаете в деревню, на чем лучше нам отправиться? Подскажите мне ребята, в давние времена люди, на чем добирались? Предполагаемые ответы детей: на лошадях Воспитатель: Запрягайте скорей коней, да помчимся веселей. (выбираем управляющего лошадью, остальные дети, имитируя, едут на телеге) Музыкальная игра: «Лошадка» (дети поют песню и имитируют езду на лошадях) «Мы поедем на лошадке, Основной этап. Воспитатель. Тпру, стой, лошадка! Видно, варится обед, Выходит Бабушка-Лариса в русском народном костюме, встречает детей. Бабушка: Здравствуйте, мои дорогие! Проходите в горницу. (Дети садятся на скамейки) - Ой, ребята, какие вы красивые в гости приехали, какой у вас необычный наряд? Что это у вас за наряд, как называется этот костюм? Предполагаемые ответы детей: русский народный костюм. У девочек, женщин длинный красивый сарафан, под сарафаном одета белая рубаха, которая на рукавах тоже украшена вышивкой. На голове кокошник, а так же одевали платки. У мужчин и у мальчиков русская рубаха – на воротнике разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались: нож, ложка. Пояс заменял карманы. Обувь: летом носили лапти зимой валенки. Бабушка: Молодцы ребята. Воспитатель: Бабушка как у вас здесь красиво, не правда ли ребята?! Бабушка: Хватит молча гостевать — пора загадки отгадывать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в моей избе. Летом спит, зимой горит. Пасть открывает, Что дают – глотает. (печь) Воспитатель: ребятишки, расскажите бабушке, что вы знаете о печи. Предполагаемые ответы детей: Печь была в каждой избе. Русская печь отапливает избу, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду. Топят печку дровами и лучшими считаются берёзовые или дубовые. На печке можно даже спать. Складывали печь из кирпичей и обмазывали глиной, а клал печь – печник. Бабушка: Правильно, слушаем дальше загадку Он как круглая кастрюля, (чугунок) Предполагаемые ответы детей: это русская посуда, изготовлена из чугуна, он предназначен для приготовления еды. В чугунке можно приготовить каши, супы. Бабушка: Не бык, а бодает, (ухват). Предполагаемые ответы детей: ухват это палка с металлической рогаткой, чтобы ставить в печь и вытаскивать горшки, чугунки, и не обжечь руки. Выпускает жаркий пар, (самовар). Предполагаемые ответы детей: В нем готовили чай. Любили русские люди пить чай из самовара после баньки с мёдом и вареньем с баранками, пирогами. За ним – сидим, Предполагаемые ответы детей: столы в избах были большие, потому что и семьи были большие и гостей за ним встречали. Рядом со столом стояли простые длинные лавки. Стол находился в избе в «красном углу». Бабушка загадывает следующую загадку: «Что за барыня такая? (прялка) Предполагаемые ответы детей: Вечерами женщины садились за прялками и пряли шерсть, овечью, козью, собачью. Вытягивали из шерсти и скатывали пальцами длинные нити, пряжу. А потом вязали носки, варежки, пуховые платки, косынки, жилетки. Бабушка: Ребятки, пока мы с вами загадки разгадывали, мой котик-проказник корзинку с клубочками перевернул, все клубочки рассыпал. Без вашей помощи мне не обойтись. Пожалуйста, помогите. Надо клубочки поднять, смотать и положить обратно в корзинку. Физ. минутка «Смотай клубочек» Бабушка: у меня для вас последняя загадка осталась: Деревянный ящик крепкий, (сундук). Предполагаемые ответы детей: Сундуки — обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие и маленькие. Бабушка открывает сундук, а там разбросаны картинки, на которых нарисованы предметы домашней старинной и современной утвари. Бабушка: И кто же это сделал? Слышится шум за печкой. Бабушка: Кто это шумит? Ты Женя, ты Даниэла...? Из-за печки воспитатель показывает куклу «домовенок» Домовенок: (магнитофонная запись) * Я веселый Домовенок Дело в том, что в сундуке у меня, хранятся картинки. Я хотел посмотреть их, вот только они у меня все перепутались, я не знаю, что делать. Воспитатель: Ребята, давайте поможем домовенку разобрать картинки. Домовенок: Вот настало времечко Отдохнуть маленечко. Игра: «Найди пару» (какими предметами быта пользовались в давние времена, а какими сейчас) Домовенок: Спасибо ребята, теперь в сундуке порядок. Бабушка: В каждой семье все стараются жить дружно, мирно, вместе делать добрые дела. Собирайся детвора, будет русская игра Хороводная игра «Как у бабушки Ларисы и у дедушки Трифона» (дети встают в круг, бабушка Лариса, встает в центр круга – дети идут по кругу и проговаривают) Как у бабушки Ларисы Разом делали вот так! (выполняют движения за «бабушкой» имитация движений стирки, подметания веником, и т. д.) Бабушка: ребята, русский народ умел не только трудиться, но и в праздники они пели русские народные песни, частушки, танцевали, играли на русских музыкальных инструментах. А какие русские инструменты вы знаете? Предполагаемые ответы детей: Ложки, Балалайка, гармонь, трещотка, дудочка... Бабушка: Молодцы, правильно! (бабушка показывает детям музыкальные инструменты и раздает их.) Бабушка: Давайте и мы с вами как в далекие времена повеселимся и споем для домового частушки. (дети и взрослые играют на инструментах и поют частушки). Кто сложил такие байки,
Покорил весь Божий мир,
Эту обувь не забыли,
«Русский валеный сапог Домовой: Ой, ребята молодцы повеселились от души. Ребёнок: Мы тут пели и плясали, Будем больше узнавать. Рефлексивный круг (все садятся в круг на коврик у печи) Воспитатель: Дети, о чем мы с вами сегодня говорили? Что вам было особенно интересно? Предполагаемые ответы детей: Мы с вами и дальше будем продолжать знакомиться с тем, как жили люди на Руси, с фольклором, с традициями русского народа, с народными праздниками и т.д. Воспитатель хвалит детей. Бабушка: Не красна изба углами, а красна пирогами В печке для вас угощение готово! Пока вы пели частушки, подоспел наш пирог. (бабушка достает противень с пирогом, которые дети едят в группе, всех к столу приглашает) Используемая литература:
|