От зернышка до хлебушка… |
Познание | |||
Автор: Пеценюк Татьяна Юрьевна, соавтор: Григорова Оксана Владимировна | |||
17.10.2019 10:55 | |||
От зернышка до хлебушка… Хлеб — всему голова» — одна из распространённых пословиц нашего народа. И это не случайно. Хлеб во все времена был и остается символом жизни. А в прежние времена хлеб был еще и главным признаком достатка в семье и благополучия в доме, без хлеба не обходится ни один день нашей жизни, и в праздники и в будни, хлеб остаётся главным продуктом на нашем столе. На Руси много праздников, самые весёлые и щедрые осенние праздники, когда люди убрали урожай. Хлеб! Что может быть важнее хлеба! Бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, его вырастивших, должно прививаться с детства. Итоговым продуктом тематической недели «От зернышка до булочки» в старшей группе «Созвездие» стало совместное с родителями мероприятие «Хлеб всему голова!». На занятии ребята узнали, какой сложный и долгий путь проходит зерно, выращенное заботливыми руками земледельца, прежде чем превратится в ломоть свежеиспеченного хлеба. Из сказа о девочке Ирате узнали, как появилась первая мука и первые хлебобулочные изделия (лепешки). В заключении, силами родителей была показана сказка «Колосок».
Ход занятия: (Раздаётся стук в дверь, входит почтальон и приносит посылку) -Это Детский сад №236 группа «Созвездие»? -Да. -Получите посылку и распишитесь в получении. -Посылка, кто нам её прислал? (Воспитатель рассматривает посылку). Так это же от нашей знакомой бабушки Матрёны. А вот и письмо от неё. «Дорогие мои ребята! Пишет вам ваша бабушка Матрёна. я по вам очень скучаю. Я знаю, что вы очень любознательные, поэтому отправляю вам посылку, а что в ней находится узнаете, отгадав загадку: «Отгадать легко и быстро Мягкий, пышный и душистый. Он и чёрный, он и белый А бывает подгорелый. Без него плохой обед Вкусней его на свете нет.» (Хлеб)» -Как вы догадались, что это хлеб? Какие слова помогли вам в этом? (Ответы детей). -Ребята, а кто мне скажет откуда хлеб пришёл? -А в магазин как он попал? -А из чего сделан хлеб? -А муку из чего мы получаем? -Отгадайте загадку: «Золотист он и усат, В ста карманах Сто ребят». -Ну, что это? (Ответ детей). -Ребята бабушка Матрёна прислала вам отгадку. Исследовательская деятельность №1: (Воспитатель достаёт из посылки колосок и предлагает детям рассмотреть его). -Да, это колосок, посмотрите какого он цвета? -Подскажите, что это «сто карманов»? -А «сто ребят», что это? -Правильно это зёрнышки. -Возьмите в руки зёрнышко и скажите: какое оно? (Ответ детей). -Попробуйте раздавить его, что получилось? (Ответ детей). -Может, кто то из вас знает когда же люди научились изготавливать муку? -Я хочу рассказать вам сказку, а может и быль. -В древние времена, когда люди ещё жили в пещерах и носили шкуры животных, жила была девочка, звали её Ирата. Однажды пошла она в лес собирать коренья и съедобные ягоды. Ирата долго бродила по лесу, устала и присела отдохнуть. Вдруг её ногу что-то защекотало. Это была золотистая травинка, девочка сорвала эту травинку и на её ладонь посыпались зёрнышки. Ирата попробовала их на вкус — они оказались твёрдыми, но вкусными. Девочка нарвала колосков и принесла их в пещеру бабушке. Бабушка была старенькая и не могла съесть зёрнышко сама, тогда Ирата положила зерно на камень, а другим растёрла-получилась мука. Собрала в пригоршню и отдала бабушке, бабушке мука понравилась. Одно зёрнышко упало и притаилось до весны. Жители племени стали собирать колоски, растирать их, а из муки варить кашу. Однажды бабушка вылила кашу на раскалённый камень получилась хрустящая лепёшка — это и был первый хлеб. А весной зёрнышко взошло и люди поняли, что можно выращивать колоски самим. --Ребята назовите хлебобулочные изделия, которые вы знаете? - Каждый день на нашем обеденном столе присутствует хлеб. Прежде чем зерно, выращенное заботливыми руками земледельца, превратится в ломоть свежеиспеченного хлеба, оно проходит большой путь. Как всё-таки получается хлеб, который мы каждый день покупаем в магазине. Сейчас мы с вами и узнаем. Показ слайдов. Слайд №1: в первую очередь землю нужно подготовит к посеву (распахать). - Посмотрите, как это делали в старину и как это делают в настоящее время. Слайд №2: теперь её нужно поборонить. Слайд №3: Посев зерна. Слайд№4: созрело зерно, заколосилось поле, похожее на море, по которому плывёт корабль. Началась жатва. -Как вы думаете почему люди в старину, да я думаю и в наше время, называли жатву горячей порой? (Ответы детей). -Когда начинается жатва, дорога каждая минутка, переспевшее зерно может упасть на землю и тогда урожай будет потерян. -В старину пшеничные колосья срезали серпом, потом связывали в снопы, снопы складывали в высокие скирды, похожие на стог сена. Колосья собранной пшеницы молотили цепами, чтобы извлечь из них зёрна, провеивали их, очищая их от шелухи, складывали в мешки и убирали в сараи для хранения зерна-амбары. Много десятилетий прошло с той поры, теперь на помощь земледельцам пришли умные машины. Посмотрите словно корабль плывёт комбайн, заменяя труд десятка людей. -Скажите, как называют людей, которые выращивают хлеб? (Хлеборобы). Слайд №5: затем зерно попадает на мельницу в старые времена, и на мукомольный завод в настоящее время. На мельнице трудился мельник, а на мукомольном заводе мукомол. Там наши зёрнышки превращаются в муку. Слайд №6: дальше мука путешествует в пекарню. Где трудятся люди какой профессии-Да, там не покладая рук трудятся пекари, чтобы испечь нам к обеду вкусный душистый хлеб. Слайд №7: и только уже из пекарни хлеб попадает на прилавок магазина, где нам его продает…кто? (Ответ детей). — Вот такой нелёгкий путь проходит зерно, попадая на стол вкусным, ароматным, душистым хлебом. -Ребята, бабушка Матрёна в своём письме приглашала нас в гости, я думаю она приготовила для нас что-то интересное. Поедем? (Ответы детей). Дети садятся в автобус, звучит музыка Железнова «Автобус» они едут к бабушке Матрёне. Бабушка Матрёна встречает детей выпечкой: - «Хлеб да соль вашему дому». (По русскому обычаю дети отламывают кусок хлеба и макая его в соль кушают). БАБУШКА-Здравствуйте, дорогие мои. -Ребята, а кто знает почему на Руси гостей встречают хлебом, солью? (Ответ детей). -Подношением хлеба хозяева приветствовали дорогих гостей и желали им богатства (хлеб как символ богатства) и отгоняли нечистых духов (соль как символ чистоты). ВЕДУЩИЕ-Здравствуй, бабушка мы получили твою посылку, отгадали загадку, узнали какой длинный путь проходит зёрнышко, прежде чем стать хлебом и решили приехать к тебе в гости. БАБУШКА- Я не просто так вам хлеб посылала, мне очень хотелось, чтобы вы узнали, как трудно достаётся он, что нужно его беречь. Сегодня я с утра встала пораньше, замесила тесто, знала, что вы приедете. И хочу угостить вас пышными румяными булочками. Хотите? Тогда проходите за столы пить чай… -А вот и готовы наши булочки, ароматные и конечно же очень вкусные. Угощайтесь! А пока вы пьете чай, я предлагаю вам посмотреть сказку, которая так и называется – «Колосок». (Родители показывают сказку с помощью кукольного театра).
|