Сообщение из опыта работы «Связь познавательно-исследовательской деятельности с другими видами деятельности». |
Познание | |||
Автор: Каширская Ольга Владимировна | |||
27.06.2019 21:34 | |||
Сообщение из опыта работы «Связь познавательно-исследовательской деятельности с другими видами деятельности». Автор: Воспитатель Средней группы 2017-2018 уч. г. Каширская Ольга Владимировна. г. Петропавловск-камчатский 2018г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26 общеразвивающего вида» Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развития без участия человека.
Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает. Например: «Посадка и выращивание лука», для того чтоб посадить и вырастить лук необходимо потрудиться. Уход за домашними растениями», рыхление, полив, обрезание сухих листьев. Как растение зависят от тепла, света. Выращивание рассады, семян. Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой – экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента- при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итого и словесном отчете об увиденном. Необходимо ответить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т. е. нужна достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Например. «Дерево умеет плавать». Оно легкое, прочное, не тонет. Опыты с песком». Для начала можно описать песок, а потом выполнять действия с ним и экспериментировать, при этом проговаривать: «Что из сухого песка невозможно сделать фигуру, а вот из мокрого можно» Сергей Леонидович Рубенштейн (1989 г.р. советский психолог, философ) и Анна Михайловна Леушина (автор трудов в психологического развития дошкольников, формирования речи..) показали, что совершенство связанных форм речи напрямую зависит от богатства знаний. По этому поводу психологи пишут: …» положение требует, что бы развитие словаря ребенка –дошкольника опиралось на развитие познавательной деятельности, углубление представлений, формирование элементов понятийного мышления». Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к н простому манипулированию словами. Очень емко эту мысль выразил народный казахский поэт Шакерим Кудайбердиев6» Если знанья есть- то и слову честь» Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двухсторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимент (заполнение календаря наблюдений, дневника). В то же время, чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Например: Передать в рисунке от начала до конца эксперимент произрастания лука, цветка, используя не стандартные приемы рисования (пальчиковое, по мокрой бумаге) Используя вату, нити, ткань в аппликации, что позволяет изучать свойства, состав воды. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В тоже время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. Например: Весы, форма. «Какой кубик тяжелее?» Почему? Развивается внимание, память. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности- чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием.
|