Конспект занятия по познавательному развитию подготовительной группы «Лес – богатство нашего края» |
Познание | |||
Автор: Лебедева Анна Сергеевна | |||
27.05.2019 17:46 | |||
Конспект занятия по познавательному развитию подготовительной группы «Лес – богатство нашего края» выполнен воспитателем Лебедевой А. С. Цель образовательной деятельности: уточнять представления детей о значении леса в жизни людей. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Словарная работа: Активизировать словарь детей: сосновый бор, дубрава, березовая роща, ельник, смешанный лес, лиственный лес, хвойный лес.
Оборудование: картинки деревьев, картинка этажности леса, животных (волк, лиса, медведь, белка, волк), деревянные изделия, картинки грибов, ягод, разрезные картинки правил поведения в лесу. Ход занятия: 1. Орг. Начало занятия. Ребята, здравствуйте. Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие по станциям. А куда мы отправимся, вы узнаете, закрыв глаза. Звучит шум леса. Так куда мы отправимся? Д. В лес. 2. Основная часть А) первая станция «деревья» В. А что такое лес? Д. Лес, это когда много деревьев. А какие деревья вы помните и знаете? Д. Береза, сосна, ель, тополь, рябина, клен, дуб. По мере ответов вывешиваются картинки деревьев. И обговариваются название лесов. (Березняк, бор, ельник, дубрава). А как вы думаете, почему листья с деревьев опадают? Д. Отвечают В — В холодное время года, когда почва промерзает, деревьям недостает влаги и поступающих от корней минеральных веществ. Жизненные процессы замирают. Чтобы сэкономить на питании, многие растения приспособились сбрасывать листву перед наступлением холодов. У основания черешков появляется отделительный слой, листья все слабее держатся на ветках и в какой-то момент опадают. С приходом весны корни начинают добывать воду из оттаявшей почвы, и у растения отрастают новые листья. А у елки и листики совсем узкие- иголочки и корень длиннее. Вот она и остается зеленой всю зиму. Я сейчас расположила картинки деревьев на 2 группы, а почему? По какому признаку я это сделала? Д — У одних деревьев есть листья, у других – иголки. В. Правильно. А как называется лес, в котором растут только деревья с листьями? Лиственным. Давайте повторим все вместе. Д. Повторяют. Повторяют отдельные дети. 2-3. В А лес, в котором растут Деревья с иголками или хвоей, называется хвойным. Бывает и смешанные лес. Какие деревья там растут? Д. Все, с листьями и с иголками. В холодное время года, когда почва промерзает, деревьям недостает влаги и поступающих от корней минеральных веществ. Жизненные процессы замирают. Чтобы сэкономить на питании, многие растения приспособились сбрасывать листву перед наступлением холодов. У основания черешков появляется отделительный слой, листья все слабее держатся на ветках и в какой-то момент опадают. С приходом весны корни начинают добывать воду из оттаявшей почвы, и у растения отрастают новые листья. А у елки и листики совсем узкие- иголочки и корень длиннее. Вот она и остается зеленой всю зиму. Игра: Ребята, а теперь мы с вами поиграем в игру. Если я назову лиственное дерево, то вы поднимите ручки и покажете мне ладошки, а если я назову хвойное дерево, то вы растопырите пальчики и покажете мне иголочки-пальчики. (береза, сосна, дуб, каштан, тополь, рябина, ель, клен, лиственница) Молодцы. А теперь мы переходим на следующую станцию. 1,2, 3, повернись на следующей станции очутись. Б) Вторая станция «Обитатели леса» Вот мы с вами говорили про лес. 3 этаж – деревья такие, как сосна. 2 этаж – кустарник и низкорослые деревья. 1 этаж — трава, мхи. Подвал – в нем находятся корни. А поскольку лес — это многоэтажное здание, на каждом этаже есть жильцы. Кто может обитать в подвале? Подвал Под землей находятся жилища мышей, кротов и разных насекомых. К жителям подземелья относятся и земляные черви, они рыхлят почву
з этаж совы и другие птицы. Летом на всех этажах много жильцов. Сейчас мы с вами поговорим как животные готовятся к зиме. Как заяц готовится к зиме? Д Меняет шубку. Да, он меняет шубку, но не сразу, а постепенно, чтобы лиса его не нашла. А где он живет зимой? Он роет ямку и спит в снегу. Ест кору и выкапывает корни деревьев. Воспитатель: «Что вы можете рассказать о лисе?» (Ответы детей) Воспитатель: Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Зимой у лисы под любым кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет пушистым хвостиком нос и, чтобы не замерз, и спит Лиса очень ловкий и хищный зверек. У нее хороший слух Как только лиса услышит, что под снегом пищит мышь, она быстро раскапывает снег и хватает добычу. Воспитатель нагуляв: Расскажите, как подготавливается к зиме медведь. (ответы детей.) Осенью, жир, медведь подыскивает себе берлогу. Долго, как заяц петляет и путает следы, чтобы никто не знал, где он устроился на зиму. Перед спячкой медведь питается с утра до вечера. Он ест корни растений, плоды, ягоды, мед, рыбу, не брезгует павшими животными. Зимой у медведицы появляются медвежата, совсем крошечные, величиной с рукавичку. Медведь спит в берлоге пять месяцев. Все это время он обходится без пищи. Как готовятся к зиме белки? Делают запасы на зиму и меняют шубку. Как готовятся к зиме волки? Их шерсть становится гуще и длиннее, поскольку зимой они не впадают в спячку. Большинство мелких травоядных зимой спит, поэтому волкам приходится охотиться на крупных. Для этого они собираются в стаи. 3. Физкультминутка. Тень-тень потетень, Выше города плетень. Сели звери под плетень Похвалялися весь день. Похвалялася лиса: всему свету я краса. Похвалялся медведь, могу песни я петь. Похвалялся Зайка. Пойди, догоняй-ка. Молодцы. А теперь Мы переходим к следующей станции. В) третья станция «Лес и человек» Посмотрите на стол. Что тут есть? Д. Перечисляют. Что объединяет эти предметы? Они из дерева. Посмотрите, сколько всего нам дает лес. А что еще мы не назвали? Что еще нам дает лес? Д. Свежий воздух, грибы, ягоды. Мы любуемся лесом. А как вы думаете, почему тут варежки? Они лишние? Д. Да. А вот и нет. Варежки совсем не лишние. Оказывается из хвои сосны можно вязать варежки. Сначала набирают иголок. И замачивают их в воде. Там они размягчаются и становятся темнее. Затем их складывают в мешок и много по ним бьют, чтобы те размягчились еще больше. Затем ниточки прядут и вяжут из них варежки или носки. А кто добывает древесину? Кто рубил лес? Д. Лесоруб. А на следующей станции мы узнаем кто и как заботится о лесе. Давайте перейдем на следующую станцию. Г) станция «Забота о лесе» Отгадайте, о какой профессии человека идет речь: «Он природу охраняет, Браконьеров прогоняет А зимою у кормушек В гости ждет лесных зверюшек» Этот человек – лесник. А что он делает? Д. Лес охраняет. Правильно. Лесник. Он присматривает за лесом. Лесник следит за порядком в лесу, охраняет его от вырубки, пожаров, очищает от старых деревьев, принимает участие в посадке молодых; охраняет обитателей леса от злых людей – браконьеров. Вот лесник лес защищает, а другие люди могут и наоборот. А нам с вами нужно знать правила поведения в лесу, чтобы не навредить лесу и его обитателям. А сейчас вы мне сами их и расскажете. Поделитесь на группы по 3 человека. Дети делятся. Каждой группе я дам правила поведения в лесу. Вы должны их собрать и рассказать о них. Раздаю разрезанные картинки. Молодцы. Собрали. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Дети рассказывают. В. Ребята, мы с вами молодцы. Все правила узнали. 4. Итог занятия 1, 2, 3, повернись. В группу возвратись. Ребята, а где по каким станциям мы с вами путешествовали? Какой лес называется хвойным? Лиственным. Сколько этажей в лесу. Кто живет в подвале? На 1 этаже, на 2 этаже? На 3 этаже? В подвале? А на последней станции о чем мы говорили? Почему лес- наше богатство. Дети отвечают. Умнички. Вы все правильно ответили.
|