«Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников» |
Познание | |||
Автор: Никитина Виктория Викторовна | |||
28.04.2019 07:43 | |||
«Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников» Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Возникла необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения. Становление новой системы образования требует использования инновационных педагогических технологий, которые открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных, по моему мнению, стала проектно – исследовательская деятельность. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Я считаю, что в проектно – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Цель: развитие познавательной активности дошкольников через проектно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
Основная идея внедрения проектно-исследовательской деятельности, на мой взгляд, заключается в словах древнего мыслителя и философа Конфуция «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь». То есть ребёнок познаёт окружающий мир в процессе самостоятельного взаимодействия с этим миром, активного экспериментирования с ним. В основе методики проектно – исследовательской деятельности лежит проблемно – поисковый подход. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, поиск доказательств, выдвижение детьми собственных предположений, формулирование выводов. Поэтому при организации образовательной деятельности стараюсь не преподносить готовые знания детям, а организовать такую деятельность с воспитанниками, которая помогла бы добыть эти знания. В своей работе использую такие технологии как метод проектов Свирской Л.М., технология «Утренний круг», «План – дело – анализ», модель «трёх вопросов», экспериментирование. Работа по проектно-исследовательской деятельности строится поэтапно:
Для успешной реализации проектно-исследовательской деятельности в нашей группе созданы центры активности и детям предоставлена возможность свободного перехода от одного вида деятельности к другому: от игры к рисованию, конструированию, слушанию сказок и т.д. Оборудование, материалы и обстановка способствуют развитию каждого ребёнка. Стараюсь, чтобы тема исследования нашла своё продолжение в максимальном количестве центров, используемых в группе, при этом в центрах присутствуют материалы для самостоятельной исследовательской деятельности, которая может быть подсказана фантазией ребёнка. Для решения задач, поставленных в проектах, привлекаю к работе родителей, которые помогают в организации развивающей среды в группе, участвуют в подготовке и проведении проектов. Активно взаимодействуем с городской библиотекой, ЦЭКиТом, пожарной частью. Показателем эффективности внедрения проектно-исследовательской деятельности в воспитательно-образовательную работу считаю:
Рекомендации педагогам по организации проектно — исследовательской деятельности:
|