Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль» |
Познание | |||
Автор: Степахина Надежда Константиновна | |||
27.04.2019 21:52 | |||
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль» Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение. Задачи:
Материал и оборудование: посылка с тремя видами соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, 2 яйца, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, трубочки, цветная соль, баночки для декорирования, подносы с солью для рисования.
Предварительная работа.
Ход занятия: Приветствие В круг широкий, вижу я Встали все мои друзья. Мы сейчас пойдём направо, А теперь пойдём налево, В центре круга соберёмся, И на место все вернёмся Улыбнёмся, подмигнём. Собрались мы снова вместе, Чтобы было интересней! Много нового узнаем, Что ж, ребята, начинаем! Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка. Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек- что же это может быть?. Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано мешочках? Воспитатель загадывает загадку: Без нее, ребята, повар, просто, как без рук, И становится вся пища несъедобной вдруг! Если в ранку попадет – испытаешь боль. Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль) Откройте мешочки. Что там? (соль) Педагог высыпает соль в емкость и задает вопрос: «Для чего нужна соль? Где люди используют соль?» Соль — полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная. Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолно- хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре. Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете? Без соли не вкусно, без хлеба не сытно. Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой. Без соли, без хлеба худо беседа. Пуд соли вместе съесть. Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет. Без денег торговать, как без соли хлебать. Без попа, что без соли. Без попа не приход. Без соли – что без воли: жизнь не проживешь. Без соли и стол кривой Без соли и хлеб не естся. Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно. Без соли не вкусно, без хлеба не сытно Без соли невкусно, а без хлеба не сытно. Без соли стол кривой. Без соли, без хлеба – половина обеда. Без соли, без хлеба – худа беседа Без соли, без хлеба за стол не садятся. Без соли, без хлеба худая беседа. Без соли, что без воли: жизнь не проживешь. Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно. Показать презентацию «Как добывают соль» — А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль? Педагог демонстрирует презентацию «Добыча соли, ее применение». — Наша планета очень богата солёными место рождениями. Люди научились добывать соль различными способами Так же соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины. Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму? Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Воспитатель: — Как вы думаете, где можно использовать соль? В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов. Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). А еще соль полезна и животным. В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом. На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал. Игра «Соль полезна для того, чтобы …» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить)
Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи «Сегодня всем нам предстоит Немножко стать учеными. В лабораторию пойдем, И чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом» - А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. (Надевайте фартуки и проходите за столы.) Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. (Слайд) При работе с солью:
Опыт № 1: «Из чего состоит соль». Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим - Если мы с вами посмотрим на соль.
Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок. - А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
«Соль сыпучая, без запаха» Подуйте тихонько на соль через трубочку. Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов Опыт №2 «Соль хрустит» Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали? Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день. Вывод: Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст. Опыт № 3: «Соль поглощает воду» Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода? Воспитатель: значит соль поглощает воду. Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с соль.? (соль растворилась в воде) Опыт№4. «Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной» - Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая) - Молодцы, верно! В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде. В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной? (В тёплой воде соль растворилась быстрее). А давайте в стаканы под №1 насыплем крупную соль, а в стаканы под №2 –мелкую соль и размешаем А кто заметил, какая из образцов солей растворилась быстрее? (В стаканчике под №2 соль исчезла быстрее, так как она мелкая) А Соль исчезла? (Нет, соль растворилась). -А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась? Ответы детей – попробовать на вкус - Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод? Вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее. Опыт № 5. «Плавающее яйцо». Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная). Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да). Поможет нам в этом обычное яйцо (или половинка сырого картофеля). Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите? (Яйцо не тонет). А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло). Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать). Опыт № 6. «Соль – чистящее средство». Оказывается с помощью соли можно мыть посуду. Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету. (Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду). Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый» Дети приседают, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо,) А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и хочу показать еще для чего люди, используют соль. Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые я мелко натерла, размолола. Творческая работа. Насыпьте в тарелочку по 2 столовых ложки мелкой соли и цветного порошка. Аккуратно ложкой перемешайте, и вот перед вами — цветная соль. А сейчас мы с вами разделимся на две команды, и каждая команда будет заполнять цветной солью свой сосуд. Следите за тем, чтобы ваши цвета не сливались, красиво сочетались. Воспитатель: А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать на соли -Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно: «Появился во дворе он в холодном декабре. Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой. К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик) (дети пальчиками рисуют снеговика на соли). «Ежик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь, как красавица стройна, и на новый год важна (елка) дети рисуют елку) «С неба падают зимою и кружатся над землёю, Лёгкие пушинки, белые (снежинки) (дети рисуют снежинки) Как красиво у вас получается! Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль? Какая соль? /соль- это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека/. — Давайте вспомним и скажем - Откуда берется соль? (соль — люди добывают из морской воды, а помогают им могущие насосы) - Как вы думаете ребята - Соль полезна или вредна? (соль полезна) - Конечно полезна, так как соль содержит минеральное вещество- ЙОД Что нового вы узнали о соли? /Мы узнали, что соль можно выпаривать из соленой воды, что соль необходима не только для приготовления пищи, но и для создания цветного красивого рисунка/. Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях? /рисование на соли, закрашивание соли/. Согласны ли вы с утверждением, что соль — удивительное вещество природы, необходимое людям? Ой, ребята, а в шкатулке, что то есть еще. Открывает, а там угощение за хорошую работу. Вы были хорошими учеными.
|