Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (шахматы) в старшей группе «Путешествие в шахматную страну» |
Познание | |||
Автор: Нурудинова Мадина Алиевна | |||
25.04.2019 20:20 | |||
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (шахматы) в старшей группе «Путешествие в шахматную страну» Нурудинова М.А., воспитатель МАДОУ «Золушка», г.Когалым Цель: создание условий для освоения детьми старшего дошкольного возраста игры в шахматы. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Речевые:
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, письмо (украшено шахматным фигурами), шкатулка с заданиями (украшена шахматными фигурами), «волшебный» мешочек», настенная магнитная шахматная доска, шахматные фигуры. Методы и приемы: беседа, вопросы, дидактические игры «Назови фигуру», «Чьи следы?», «Реши шахматную задачу». Предварительная работа: чтение отрывков из книги И. Г. Сухина «Приключения в Шахматной стране», чтение сказок о происхождении шахматной игры, ознакомление с шахматной доской, шахматными фигурами, решение простейших шахматных комбинаций. Ход ООД 1 часть: организационный момент, постановка проблемы. Дети свободно играют. Воспитатель: Смотрите, ребята, какое необычное письмо пришло нам в группу. Здесь и адрес записан: детский сад «Золушка», группа №6. - Что с ним делать? Дети: Давайте его откроем. (Открываем и воспитатель читает) «Дорогие мои юные друзья. Я знаю, что вы с удовольствием изучаете удивительную игру под названием – шахматы. У меня в Шахматном королевстве произошло несчастье. А что произошло вы узнаете, если прилетите в Шахматную страну, чтобы помочь нам. Мудрец Шахматной страны.» В: Вот такое письмо, ребята. Что нам делать? (Нужно отправиться в Шахматную страну). - Вы готовы совершить путешествие в Шахматную страну, чтобы помочь его жителям? Дети: Да. В: Не очень просто попасть в эту страну. Ведь Шахматная страна – это сказочная страна, и никакой самолет туда не полетит. - Ребята, а на чем вообще можно путешествовать? (Ответы детей: на самолете, на автобусе, на поезде и другие) - А на чем мы полетим, вы узнаете, если отгадаете загадку: С теплым воздухом шар А под ним корзинка Под ногами земля – Словно на картинке. (Воздушный шар). - Ну что ж. приготовились. Чтобы надуть шар, нужно встать в круг лицом друг к другу. Прижмитесь друг к другу и обнимитесь за плечи. Разрывать руки нельзя, иначе шар лопнет. Итак, начинаем отсчет: 1. 2. 3, 4, 5. Полетели! (Появляется слайд на экране – летящий воздушный шар и звучит музыка взлета). 2 часть: практическая В. Прилетели! (Слайд: Шахматное королевство без жителей. Подходим ближе). - Смотрите, мы прилетели в Шахматную страну. Только здесь никого нет. Где же все жители? (Появляется слайд: Мудрец). Звучит аудиозапись голоса Мудреца: «Добро пожаловать, гости дорогие! Я – мудрец Шахматной страны. У нас произошло несчастье. Злой колдун заколдовал всех шахматных фигур. Они потеряли память и ничего не помнят. Для того чтобы их расколдовать и восстановить порядок, необходимо выполнить несколько заданий. Задания находятся в шахматной шкатулке. Вы поможете нам, мои юные друзья? В: Ну что, ребята, поможем? Дети: Да. (Воспитатель берет шахматную шкатулку. Там на черно-белых карточках задания). В: Сейчас нам очень пригодятся ваши знания о шахматной игре. 1 задание «Назови фигуру» ( «Чудесный мешочек) Дети на ощупь определяют и называют попавшую фигуру и находят ее место на доске. 2 задание «Чьи следы?» (на слайдах появляются «следы» разных шахматных фигур. Дети должны определить, что это за фигура и рассказать о ней все, что знают). В: Нам нужно по следам определить, какой шахматной фигуре они принадлежат. (Появляются следы фигур: ферзя, слона, коня, пешки, короля и ладьи). В: Молодцы. - Ну вот все фигуры вспомнили, как их зовут и как они ходят. А теперь немного отдохнем, чтобы набраться сил для решающего задания. Давайте встанем и превратимся в пешек. Физкультминутка Ну- ка, пешки, поиграем. Головой мы повращаем Вправо – влево, а потом (вращение головой) 3- 4, приседаем, Наши ножки разомнём. (приседания) 1,2, 3 – на месте шаг. Встали пешки дружно в ряд. Мы размялись от души, За столы мы вновь спешим. (И на стулья сесть спешим) В: Молодцы. Замечательные пешки из вас получились. Д/и «Кто быстрее соберет фигуры? Давайте еще поиграем. Посмотрите, ребята, на столы. Что вы видите? (шахматные доски и фигуры в произвольном положении). Давайте поиграем в игру «Чья пара быстрее соберет фигуры в правильном порядке?». (Дети делятся на пары, проходят за столы). -Молодцы. Все справились. А теперь присаживайтесь на стулья. Продолжим выполнять задания из шахматной шкатулки. 3 задание «Реши шахматную задачу» (задания на двух мольбертах). А) Что такое шах? Поставь шах королю. В) Что такое мат? Поставь мат королю. (Когда ребята справятся с третьим заданием, появляется слайд –шахматный город, населенный фигурами.) В: Смотрите, ребята. В Шахматной стране появились жители. Значит, вы все правильно сделали, и шахматные фигуры расколдованы! (Появляется слайд Мудрец. Звучит аудиозапись голоса: «Спасибо, мои юные шахматисты! Выручили вы нас. Жители Шахматной страны все вспомнили. Прилетайте к нам еще. Будем с вами дружить!» В: Ну, что, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте вернемся к нашему шару. Обнимем друг друга за плечи. Начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1 – Полетели! (Появляется слайд — воздушный шар)). Затем слайд – фигуры и доски. 3 часть: рефлексия. Подведение итогов. - Понравилось вам путешествие в Шахматную страну? - Что больше всего понравилось? - Все ребята молодцы. -Ну что, ребята, хотите поиграть в шахматы? Тогда проходите за столы и начните играть в шахматы.
|